Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой философии оказал крупнейший представитель Патристики Августин Блаженный, написавший многочисленные богословские и философские труды.
Родившись в северной Африке, он получил образование в Карфагене, где пробудился его интерес к философии. Там же начался его долгий и сложный путь духовных исканий, прежде чем он окончательно определился в своём религиозном мировоззрении.
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430)
«О граде Божьем» «Исповедь»
«О прекрасном и пригодном» «Против академиков»
«О порядке» и др.
- основные положения:
- жизнь общества – борьба двух противоположных царств – Земного и Божественного.
- земное царство воплощено в государственных учреждениях, власти, армии, законе, императоре. Божественное царство представлено священнослужителями – людьми, наделёнными благодатью и близкими к Богу, объединёнными в Церковь;
- земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным;
- т.к. большинство людей грешны и далеки от Бога, светская власть необходима и будет существовать далее, но будет, подчинена духовной власти. Короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей и непосредственно Папе Римскому;
- Церковь единственная сила, способная объединить мир;
- бедность, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
- высшее блаженство – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
- после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
- доказательства существования Бога:
- Бог существует, доказательством является его присутствие во всём, всемогущество и совершенство;
- всё – материя, душа, пространство и время – является творениями Бога. Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить, и будет творить в будущем;
- знания (чувства, мысли, опыт) реальны и самодостаточны, однако, высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
Значение философии Августина Блаженного:
-Церковь объявлена властью наряду с государственной;
-обоснована идея господства церкви над государством, а Папы – над монархами;
- выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что было выгодно и Церкви и государству;
-воспевался человек, его совершенство, богоподобность;
-одновременно рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью ему подчиняться.
Наиболее ярким представителем средневековой философии является Фома Аквинский, который вошёл в историю мировой философии как систематизатор схоластики и основатель религиозно-философской системы католицизма, получившей название томизм (лат. Thomas – Фома). С тех пор эта теория неизменно признавалась и поддерживалась католической церковью, а с конца XIX в. (1878 г.) она стала официальной философией современного Ватикана, именуется неотомизмом. И теперь во всех католических учебных заведениях, где имеются курсы философии, именно эта теория преподаётся как единственно верная философия.
Фома родился в знатной семье на юге Италии близ местечка Аквино и уже с детства получил монастырское образование. Затем последовали принятие монашества, годы учёбы в Неаполитанском и Парижском университетах, после чего он посвятил себя преподавательской и исследовательской работе, став к концу жизни автором многочисленных трудов и удостоившись, после смерти, титула «ангельского доктора». В 1323 г. был причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви».
Фома Аквинский (1225-1274) «Сумма теологии» «Сумма философии» («Против язычников») комментарии к Библии и произведениям Аристотеля.
- доказательства существования Бога:
- движение: всё, что движется, движимо кем-то другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
- причина: всё, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
- степени качеств: всё, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
- цель: всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придаёт смысл всему, - Бог.
- проблема бытия всего сущего:
- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию) – одна из ключевых идей католичества. В качестве сущности подразумевает «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел), а в качестве существования – сам факт бытия вещи;
- считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога;
- доказывает, что бытие и благо обратимы, т.е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, т.е. мир непостоянен;
- сущность и существование едины только в Боге, т.е. Бог не может быть обратим – он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от внешних факторов
Выводы:
- всё состоит из материи и формы (идеи);
- суть любой вещи – единство формы и материи;
- форма является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
- форма есть одновременно цель возникновения вещи;
- форма вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
- проблема познания:
- откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же, а различные понятия, которые одновременно участвуют в процессе познания;
- вера и разум дают истинное знание. Если человеческий разум противоречит вере, то он даёт неистинное знание;
- всё в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо. Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др. Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а, следовательно, могут быть познаны только через Божественное откровение;
- философия и теология – разные науки. Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, всё остальное (Божественное откровение) может познать только теология.
Значение философии Фомы Аквинского:
-даны пять доказательств существования Бога;
- систематизирована схоластика;
- закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от него, его воли всего сущего;
-доказаны правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей, а значит, Бога над окружающим миром;
- выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
-выделены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
-разделены философия и теология, причём философия поставлена в подчинённое положение по отношению к теологии.