Часть I. Обследование состояния связной речи детей с ОНР
Методика обследования
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы: ‒ Обследование словарного запаса по специально составленной программе; ‒ Исследование связной речи с помощью серии заданий; ‒ Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно - практической, игровой и обиходно‒бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; ‒ Изучение медико‒педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.); использование данных бесед с родителями, воспитателями и детьми. Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно полноценных связных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря детей ‒ необходимая составная часть комплексного исследования связной речи. Для обследования с л о в а р я может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250‒300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.Р. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Б. Иншаковой и др. Лексический (и соответствующий картинный) материал отбирается с учетом следующих принципов: ‒ семантического (в словарь‒минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко‒близко», «вверху‒внизу», «сначала ‒ потом» и др.);
‒ лексико‒грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи ‒ существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги ‒ в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);* ‒ тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т.д.; физические, обиходно‒бытовые, профессиональные действия; слова, обозначающие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и др.). Выясняется знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года. Составление словаря‒минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении (2010), с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т.д. Если ребенок не может вспомнить или правильно назвать нужное слово, используются приемы подсказа начального слога (звука)или «немой» артикуляции. Для выявления сформированности у детей некоторых общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обобщающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для установления возможностей детей в соотнесении между собой некоторых слов - понятий дается задание на подбор антонимов. При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.
Наблюдения за речью детей осуществляются в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.), на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях, монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации, передачи той или иной информации и т.д. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий*, которая включает: (1) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985); (2) составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу; (3) пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа); (4) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; (5) сочинение рассказа из личного опыта; (6) составление рассказа‒описания; С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества: (7) окончание рассказа по данному началу; (8) придумывание рассказа на заданную тему.
Приводим описание заданий. Первое из них используется для определения способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок следующего примерного содержания: 1) «Мальчик поливает цветы»; 2) «Девочка ловит бабочку»; 3) «Мальчик ловит рыбу»; 4) «Девочка катается на санках»; 5) «Девочка везет малыша в коляске» и т.п. При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?», постановкой которого выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй ‒ вспомогательный вопрос, прямо указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). Рекумендуется использовать следующи
критерии оценки выполнения задания: возможность самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы; полнота отображения предмета речи (предметной ситуации); семантические и языковые особенности составленных фраз; смысловое соответствие изображенному на картинке; грамматическая правильность (соответствие высказывания языковой норме). Второе задание ‒ составление предложения по трем картинкам, например: «девочка», «корзинка», «лес», направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых, предикативных отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задания дается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача, опираясь на «семантическое» значение каждой картинки и вопрос педагога, установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только двух или даже одной картинки (например: «Девочка гуляла в лесу»), инструкция повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию, особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, наличие и характер аграмматизма и др.); характер оказываемой ребенку помощи. Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Приводим примеры таких заданий.
v Составление высказываний по демонстрируемым действиям. Инструкция: «Посмотри на меня и расскажи о том, что я сделаю». (Взять книгу со стола, положить ручку на стол, накрыть ручку тетрадкой). v Составление высказывания по опорным словам. Инструкция: «Слушай меня внимательно. Я назову тебе сейчас слова, а ты составишь с ними предложение так, чтобы в нём обязательно были все эти слова». Задание заключается в составлении фраз и их правильном грамматическом оформлении. Ребенку предлагаются наборы слов, которые можно объединить по смыслу и составить из них предложения. Примерный речевой материал: (1) Медведь, мед, сладкий, любит. (2) Муравей, домой, маленький, спешил, черный. Тыквенное, вдруг, дороге, увидел, на, он, зерно. Большое, это, сладкое, зерно, было. Взвалил, на, муравей, понес, спину, зерно, и, домой. v Задание на составление предложений по данным словам (слова, в т.ч. в «нейтральной форме», предлагаются вначале в правильной, а затем – в измененной последовательности). Предлагаемые слова: (1) «Девочка, идти, магазин»; «Мальчик, рыба, ловить». (2); «Под, ноги, скрипит, снег, белый». (2) «Сосну, на, Петя, прибить, кормушка»; «Снежинки, легкие, падать, кружиться» и др. Включение в комплексное логопедическое исследование заданий на составление отдельных (фразовых) высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с системными нарушениями речи, в частности, детей, имеющих второй или третий уровень речевого развития.* Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) – рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др. Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|