Задание «прогулка на машине»
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -в машине сидят мишка, кукла и утенок; на второй - в машине сидит кукла, а мишка поднимает утенка, лежащего сзади машины (рис. 71). Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать следующий текст: «Едут на машине мишка, кукла и утенок. Вдруг утенок выпал из машины. Мишка вылез, пошел помогать утенку вставать. Кто остался в машине?» После этого педагог дает рассмотреть первую картинку - «Все игрушки в машине» -и повторяет вопрос: «Что случилось? Почему осталась кукла одна в машине?» В случае затруднения педагог показывает вторую картинку -«Кукла в машине» - и предлагает рассмотреть обе картинки, сравнить их и ответить на основной вопрос. После этого детям предлагают рассказать весь рассказ. Если дети не могут ответить на вопрос и рассказать весь текст, то педагог помогает проанализировать содержание текста, задает уточняющие вопросы: «Что было сначала? Кто ехал в машине? Что потом случилось? Кто выпал из машины? Кто вылез из машины? Кто остался в машине? А теперь расскажи, что было сначала, что потом». ЗАДАНИЕ «НАЙДИ МАЛЬЧИКА!» Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -«Дети играют во дворе»: один мальчик играет с машинкой, другой катается на качелях, третий играет с мячом. При этом каждый персонаж отличается от другого внешним видом, одеждой, ростом, цветом волос, а также родом своего занятия. На второй картинке - «Дети беседуют»: эти же дети сидят на скамейке, внешний вид у них такой же, как на первой картинке. Игрушек у детей нет (рис. 72 а, б). Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть первую картинку - «Дети играют во дворе» - и запомнить всех персонажей. Затем он закрывает эту картинку. Предлагает детям прослушать рассказ: «Во дворе играли де.и. Вова играл с машинкой. Коля качался на качелях. А Дима играл с мячом». После прослушивания текста педагог предлагает детям рассмотреть вторую картинку -«Дети беседуют» - и найти мальчика, который катался на качелях. Как только ребенок определит его, следует спросить: «Расскажи, как ты узнал, что это Коля». От ребенка требуется запомнить внешние отличительные признаки одного из персонажей и рассказать о нем,
Рис. 72 б т.е. обосновать свой выбор. В случае затруднения педагог подробно разбирает рассказ. Он предоставляет возможность каждому ребенку рассмотреть первую картинку и задает вопросы: «Кто играет во дворе? Что делает Вова? Во что он одет? Что делает Коля? Во что он одет? Что делает Дима? А во что он одет?» Затем дает ребенку рассмотреть вторую картинку и просит показать, где здесь Коля, а после спрашивает: «Расскажи, как ты узнал Колю». (Задание выполняется путем непосредственного соотнесения слова и зрительного образа.) ЗАДАНИЕ «СМЕЛЫЙ ПЕТУШОК» Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -в домике сидит зайчик; на другой - в домике сидят зайчик и петушок (рис. 73). Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать следующий текст: «Жил-был зайчик. Он построил себе домик и стал в нем жить. Вдруг прибежала лисичка, выгнала зайчика из домика, пришлось ему под кустом жить. Стала лисичка сама в этом домике жить. Зайчик плакал, а потом попросил петушка выгнать лисичку из домика. Петушок пришел, выгнал
ЗАДАНИЕ «ЕЖ И КОТ» Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -во дворе еж грызет яблоко; на второй - во дворе еж грызет яблоко, а сзади к нему подкрадывается кот. Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ, читает медленно следующий текст: «Однажды во двор зашел еж. Во дворе он нашел яблоко. Пока еж ел яблоко, сзади к нему подкрался кот. Он на ежа - прыг, да лапу наколол. Кот запищал, захромал и домой убежал. А еж нацепил яблоко на иголки и в лес ушел». Затем педагог просит детей ответить на вопросы: «Почему кот запищал и захромал? Кто нашел яблоко? Кто поранил лапу?» Если дети затрудняются ответить на вопросы, педагог дает рассмотреть обе картинки и повторяет рассказ. После этого детям предлагают ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрацию. ЗАДАНИЕ «НОВЫЙ ГОД!» Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -в зале нарядная елка, около нее одна девочка поет, рядом с ней пианино, на нем играет женщина, другая девочка танцует, а третья хлопает в ладоши; вдали виден дед Мороз с мешком. Персонажи отличаются друг от друга ростом, одеждой, цветом волос. На второй картинке - эти же дети сидят на стульчиках в групповой комнате и беседуют, в руках у них подарки, внешний вид у них такой же, как на первой картинке (рис. 74 а, б). Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть первую картинку - «Дети на празднике» -и запомнить персонажей. Затем эта картинка закрывается. Детям предлагается прослушать рассказ: «В детском саду был праздник - Новый год. Дети нарядили елку. На празднике дети веселились. Юля пела. Ира танцевала. А Аленка радостно хлопала в ладоши. Они хорошо повеселились около елки. Дед Мороз им принес подарки. Затем дети пришли в группу и рассказывали друг другу о своих впечатлениях о празднике». После этого детям предлагается рассмотреть вторую картинку - «Дети беседуют,» — и найти девочку, которая пела. Как только ребенок определит персонаж, педагог спрашивает его: «Расскажи, как ты узнала, что это Юля». От ребенка требуется запомнить внешние отличительные признаки одного из персонажей и рассказать о нем, т.е. обосновать свой выбор. В случае затруднения педагог подробно анализирует рассказ. Он предоставляет возможность ребенку рассмотреть первую картинку и задает вопросы: «Кто участвует в празднике? Что делает Аленка? Во что она одета? Что делает Юля? Во что она одета? Что делает Ира? А во что она одета?» Затем дает ребенку рассмотреть вторую картинку и просит показать, где здесь Юля, а после говорит: «Расскажи, как ты узнала Юлю».
ЗАДАНИЕ «НА РЕКЕ» Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -коршун схватил одного утенка, а две девочки кричат, глядя на коршуна; на другой - мальчик кидает камни в коршуна, а он выпустил утенка (рис. 75). Рис. 74 а ЗАДАНИЕ «ВЕРНЫЙ ДРУГ» Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -девочка тонет в реке; на второй - собака тащит девочку из реки (рис. 76). Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Рис. 76 Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташа упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого педагог задает детям следующие вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташа хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем педагог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а педагог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.
ЗАДАНИЕ «УБОРКА» Оборудование: две сюжетные картинки: на первой -одна девочка пылесосит ковер, другая - вытирает пыль со шкафа, а третья - моет посуду. Персонажи отличаются друг от друга ростом, одеждой, цветом волос. На второй картинке - эти же дети сидят на ковре, внешний вид у них такой же, как на первой картинке, они играют с куклами (рис. 77 а, б).
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть первую картинку - «Дети убирают комнату» - и запомнить персонажей. Затем эта картинка закрывается. Детям предлагается прослушать рассказ: «Мама ушла на работу. А дети - Катя, Варя и Таня - были дома. Они решили убрать комнату. Катя взяла пылесос. Она чистила ковер. Варя вытирала пыль со шкафа. А Таня мыла посуду. Когда пришла мама, все было чисто. Все дети сидели на ковре и играли с куклами». Потом дети рассматривают вторую картинку - «Дети играют» - и ищут девочку, которая мыла посуду. После того как ребенок нашел девочку, педагог говорит: «Расскажи, как ты узнала, что это Таня». От ребенка требуется запомнить внешние отличительные признаки одного из персонажей и рассказать о нем, т.е. обосновать свой выбор. В случае затруднения педагог подробно анализирует рассказ. Он дает ребенку рассмотреть первую картинку и спрашивает: «Кто убирает комнату? Что делает Катя? Во что она одета? Что делает Варя? Во что она одета? Что делает Таня? А во что она одета?» Затем педагог дает рассмотреть вторую картинку, просит показать, где здесь Таня, а затем говорит: «Расскажи, как ты узнала Таню».
Серия 3 Задания на формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией ЗАДАНИЕ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» Оборудование: три сюжетные картинки: на двух первых сюжеты не соответствуют содержанию прочитанного рассказа. На первой - лесная полянка. На второй - улица города. На третьей - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу: девочка протягивает руки к игрушкам - мама дает ей куклу, мальчик - кубики, а девочка - воздушный шарик (рис. 78 а, б). Ход занятия. Педагог читает детям рассказ: «У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла ей воздушный шарик. Петя принес ей кубики. А мама подарила Маше куклу». Затем педагог раскладывает три картинки перед детьми и предлагает выбрать ту, которая соответствует прочитанному рассказу. При этом дает инструкцию: «Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал(а)». После любого выбора картинки педагог
спрашивает: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал(а)?» В случае затруднения повторное чтение текста педагог сопровождает рассматриванием детьми иллюстрации, затем спрашивает: «Покажи, где нарисован праздник у Маши. Кто к ней в гости пришел? Что подарили Маше на день рождения?» Далее картинка закрывается, и ребенка просят рассказать содержание текста. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается рассказать текст с опорой па картинку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|