Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление экспериментальной психологии в России (ретроспекция)




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной психологии

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

по дисциплине «Экспериментальная психология»

для специальности 050716 «Специальная психология»

по циклу ОПД.В.00 (курсы по выбору)

 

Очная форма обучения Курс – 3 Семестр –5 Объём в часах всего – 48 в т. ч.: лекции – 24 самостоятельная работа – 24 Зачет – 5   Заочная форма обучения Курс – 3 Семестр – 5 Объём в часах всего – 48 в т. ч.: лекции – 6 самостоятельная работа – 42 Зачет – 5    

 

 

Екатеринбург – 2007

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Экспериментальная психология»

 

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. – 25 с.

 

Составители: Алиева Наталья Федоровна, доцент кафедры специальной психологии, кандидат педагогических наук, Институт специального образования УрГПУ

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

специальной психологии

Протокол от 17.01.2008 г. № 12. Зав. кафедрой О. Г. Нугаева

 

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. №_______от______________г.

Начальник отдела ____________________________Р.Ю.Шебалов.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психология человека является своеобразным введением в систему психологических наук. Она берет на себя решение конкретных задач теоретической и практической подготовки студента педагогического вуза к его профессиональной деятельности, вооружая его необходимыми знаниями о психологии личности, основных компонентах ее структуры, индивидуальных особенностях, деятельности и общении, о методах исследования личности и др.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней. Основной задачей психологии человека является изучением законов психической деятельности человека в его развитии. За последнее десятилетие значительно расширился диапазон психологических исследований, появились новые научные направления. Изменился понятийный аппарат психологии, появились новые гипотезы и концепции, идеи, обогащения психологии новыми эмпирическими данными.

Современное состояние психологической науки можно оценить как период крутого подъема в её развитии. В ряде областей общественных, естественных и даже технических наук, все чаще возникают проблемы, разработка которых требует привлечения теории психологии, ее методов и результатов конкретных исследований.

Назревает необходимость серьезной подготовки специалистов, которые могли квалифицированно решать практические задачи сегодняшнего дня. Данная подготовка должна включать не только методы научно - практической работы, но и основы общей теории психологии и ее специальных областей, интегрируемых с глубокими знаниями экспериментальной психологии.

Анализ практической деятельности психологов показывает, что именно в этой части их подготовки имеются серьезные изъяны (практической работой занято не более 10% специалистов - психологов). Нередко психологические задачи берутся решать дилетанты, подчас не имеющего серьезного психологического образования.

Другой опасностью наряду с психологическим дилетантизмом выступает прагматизм, который часто пытается решать практические задачи, отвечающих потребностям человека, путем прямого переноса тех или научных результатов без глубокого анализа их оснований и детерминант в практику.

Кроме того, как отмечает В. Н. Дружинин, культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте. Традиция преподавания экспериментальной психологии в Российских университетах, введенная профессором Г. И. Челпановьм в начале XX века, после многолетнего забвения, вновь стала оживать в 70-х годах, предъявляя определенные требования к данной научной дисциплине.

Настоящий курс призван помочь формированию у студентов наиболее полного комплексного представления об экспериментальной психологии, ее теоретической и практической областях, а также о методологии и методике психологического экспериментального исследования. Усвоение методологических основ психологического эксперимента должно способствовать развитию и становлению «беспристрастного» профессионального мышления у психолога-экспериментатора и «научной прозорливости» при теоретической интерпретации полученных данных, соблюдение этических норм в исследовании.

Данный курс нацелен на интеграцию званий студентов, полученных по общей, возрастной, социальной психологии, преломление и углубление их в процесс научной разработки психологического эксперимента и его апробации.

Цель предлагаемого курса - ориентация будущихработников вобласти специального образования на психологическое творчество, формирование у них исследовательских умений и навыков.

 

2. Учебно-тематическое планирование

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

 

  №   п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
  Экспериментальная психология
Предмет экспериментальной психологии       - -  
Научное исследование       - -  
Общенаучные исследовательские методы: наблюдение, измерение, эксперимент       - -  
Неэкспериментальные методы       - -  
Результаты исследования       - -  
Этика психологического исследования       - -  
Всего       - -  

 

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

  №   п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
  Экспериментальная психология
Предмет экспериментальной психологии       - -  
Научное исследование       - -  
Общенаучные исследовательские методы: наблюдение, измерение, эксперимент       - -  
Неэкспериментальные методы       - -  
Результаты исследования       - -  
Этика психологического исследования   - - - -  
Всего       - -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Предмет экспериментальной психологии

Предмет экспериментальной психологии

Неоднозначность трактования предмета экспериментальной психологии: 1) как системы знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных (В. Вундт, С. Стивенсон); 2) как системы экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях (М.В. Мэтлин); 3) как характеристика научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом; 4) как теории психологического эксперимента, базирующейся на общенаучной теории эксперимента, включающую его планирование и обработку данных (Ф. Дж. Мак Гитан).

Становление экспериментальной психологии в России (ретроспекция)

Эволюционное учение Ч. Дарвина, успехи нервно-мышечной физиологии, физиологии органов чувств, анатомии и физиологии головного мозга - научные дисциплины, составившие естественнонаучную базу экспериментальной психологии.

И.М. Сеченов - основоположник отечественной психологии, его позиция в определении задачи развития психологической науки как самостоятельной области знания на основе применения экспериментальных методов исследования.

Развитие идей М.И. Сеченова в трудах И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Создание первой в России психофизиологической лаборатории под руководством В.М. Бехтерева (Казань, 1885 г.). Идея личностного опосредования психологических процессов - предвосхищение более позднего формулирования принципа личностного подхода в экспериментальной психологии. Вторая психологическая лаборатория при Петербургской военно-медицинской академии (1894 г.) и ее вклад в становлении экспериментальной психологии. Создание В.М. Бехтеревым Психоневрологического института (1907г.), Института по изучению мозга и психической деятельности (1918 г.).

Создание сети психологических лабораторий при университетах России: 1) в 80-х годах клиники нервно-душевных болезней при Харьковском университете под руководством НИ. Ковалевского; 2) в 1892 году - лаборатории при Киевском университете под руководством А.И. Сикорского и лаборатории Н.Н. Ланге при филологическом факультете Новороссийского университета в г. Одессе; 3) в 1895 году - лаборатории под руководством С.С. Корсакова при МГУ (г. Москва).

Медицинская практика (прежде всего психиатрии), и педагогическая практика (система образования, воспитания, обучения) - инициаторы развития экспериментальной психологии.

К.Д. Ушинский о необходимости психологических исследований в педагогике. А.П. Нечаев один из «пионеров» экспериментально -психологических исследований в интересах школы и основатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом Музее Главного управления военно-учебных заведений.

Создание Русского общества экспериментальной психологии (1891 г.) А.П. Нечаев - организатор I и II Всероссийских съездов по педагогической психологии (1906 и 1908 г.г.).

Открытие в 1912 г. Института психологии (позже Института общей и педагогической психологии АПН СССР) под руководством Г.И. Челпанова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...