Тема 2. Научное исследование
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Научное исследование Научное исследование - способ постижения истины, основанное на научном методе и предполагающее осознание и фиксацию его цели. средств (методологию, подходы, методы, методики), воспроизводимость результатов. Виды исследований: фундаментальные, прикладные, монодисциплинарные, междисциплинарные, аналитические, комплексные. Типы научных исследований по целиих проведения: поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие.
Научная проблема Постановка проблемы - начало любого исследования. Отличие научной проблемы от житейской. Формулирование научной проблемы в терминах определенной научной отрасли. Операционализированность научной проблемы, указывающей область средств и методов своего решения. Формулирование проблемы - обнаружение «дефекта» информации для описания или объяснения реальности. Этапы порождения проблемы: 1) выявление нехватки в научном знании о реальности; 2)описание проблемы на уровне обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Подразделение проблем на реальные, «псевдопроблемы», неразрешимые (например, создание «вечного двигателя»). Программа психологического исследования Программа психологического исследования и её этапы. 1) постановка проблемы, затем задачи (что неизвестно?); 2) анализ доступной информации по изучаемой проблеме; 3) анализ методов и методик применяемых ранее для решения выдвигаемой задачи; 4) формулирование научного предположения - гипотезы; 5) выбор объекта и предмета исследования, т.е. части реальности, которая будет изучаться; 6) проведение исследования по намеченному плану, 7) фиксация результатов эксперимента с последующим первичным анализом данных, их математической обработки, интерпретацией и обобщением.
Требования к формулированию гипотезы: соответствие фактам, наличие элементов новизны и сомнения, универсальность (приложимость к возможно более широкому кругу явлений), проверяемость, простота в формулировке. Принципы фальсифицируемости (экспериментальной опровергаемости) и верифицируемости (экспериментальной подтверждаемости) научной гипотезы. Типы гипотез по их происхождению: 1) теоретически обоснованные гипотезы или прогнозы; 2) научные экспериментальные гипотезы; 3) экспериментальные гипотезы. Наличие в исследовании не менее двух гипотез: основной и альтернативной. Анализ исследуемой психологической проблемы Изучение источников психологической информации: литературных (монографии, журнальных публикаций, статей в научных сборниках, диссертаций и т.д.) и практических - различных социумов, в которых находится исследуемый (семья, производство, школы и т.д.). Методы сбора первичной информации: 1) из литературных источников - знакомство с тезаурусом избранной психологической проблемы, реферирование, цитирование, структурирование и т.д.; 2) из практических источников - наблюдение, беседа, анкетирование и т.д. Способы фиксирования информации: тезис, реферат, конспект, листы наблюдения, опросники и т.д.
Принципы научного исследования Уровни методологического анализа психологической реальности: 1) общая методология (философский подход к анализу явлений действительности); 2) частная или специальная методология обеспечивает реализацию общефилософских принципов в русле конкретной теории; 3) методика - совокупность конкретных методов, методик и процедур психологического исследования. Две группы методов психологического исследования: 1) методы сбора информации (наблюдение, опрос, эксперимент, изучение документов и продуктов деятельности и т.д.); 2) методы ее обработки (приемы теоретической и логической обработки данных, использование методов математической статистики).
Принципы научного исследования: принцип целостности изучения психологического явления, принцип стереогнозиса (оценка состояния исследуемого с разных точек зрения), принцип научности, принцип доказательности, принцип системности, принцип универсальности психики человека и т.д. Условия и техника проведения психологического исследования. Содержание понятий: «надежность», «точность», «валидность» психологической информации. Проблема репродуктивности психологических данных. Характеристика понятия «выборка исследования» (совокупность) как части генеральной совокупности, объединенной типичным общим признаком. Большие малые выборки. Тема 3. Общенаучные исследовательские методы: наблюдение, измерение, эксперимент Наблюдение Три класса психологических методов: 1) эмпирические (осуществляют внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования); 2) теоретическое (взаимодействие субъекта с мысленной моделью предмета исследования); 3) интерпретация и описание (исследователь «внешней» взаимодействующей со знаково-символическим представлением объекта: графиками, таблицами, схемами). Общепризнанные эмпирические методы: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) измерение. Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Сохранение «внешней» валидности -непременное условие проведения наблюдения. Основная функция наблюдения. Гносеологическая вооруженность исследователя - методическое условие успешного наблюдения. Виды исследовательского наблюдения: непосредственное и опосредованное самонаблюдение: открытое и скрытое; непрерывное и дискретное; монографическое, узкоспециальное и наблюдение - поиск (В.И. Журавлев). Программа психологического наблюдения: 1. выделение предмета наблюдения; 2. определение объекта исследования, ситуации; 3. выбор способа наблюдения и регистрации данных; 4. разработка плана наблюдения; 5. определение единиц (ы) наблюдения и метода обработки результатов; б.обработка и интерпретация полученной информации (В.Н. Дружинин).
Сильные и слабые стороны наблюдения как метода психологического исследования. Главные особенности наблюдения: 1) непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; 2) пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; 3) сложность (часто - невозможность) повторного наблюдения. Типичные ошибки наблюдения (А.А. Ершов): 1) галло-эффект; 2) эффект снисхождения; 3) ошибка центральной тенденции; 4) ошибка корреляции; 5) ошибка контраста; 6) ошибка первого впечатления.
Психологическое измерение Измерение - средство объективизации изучаемого явления с помощью специальной аппаратуры и способов беспристрастной регистрации результатов в количественной форме. Измерение ~ некоторая операция, с помощью которой явлениям приписываются числа, это регистрация состояния объекта (объектов) с помощью состояний другого объекта (прибора). Определение функции связывающей состояния объекта и прибора. Психологическое измерение: 1) оценка величины определенных параметров реальности или оценка объектов реальности по шкале «сходство - различие»; 2) опенка особенностей поведения исследуемого. Три вида измерений в естественных науках (С.С. Паповян); 1) фундаментальное измерение; 2) производное измерение; 3) измерение «по определению». Корреляционноеисследование - установление связей между свойствами объектов. Шкалы измерений: писала порядка, шкала интервалов, шкала отношений, шкала наименований, школа разностей, ординарная шкала. Дихотомическая классификация как вариант шкалы наименований. Шкальные преобразования: 1) повышение мощности шкалы; 2) понижение мощности шкалы. Виды психологического измерения: 1) метод ранжирования; 2) метод парных сравнений; 3) метод абсолютной оценки; 4) метод выбора. Коэффициент воспроизводимости (Гутгман) - это оценка одномерности признака.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|