Труду вообще профессии, к
специальности объективные субъективные показатели показатели 1. место труда 1. мотивы выбора в системе жиз- профессии 1. производитель- 1. требования, ненных ценно- 2. оценка престижа ность предъявляемые стей профессии 2. качество к работе 2. что является 3. степень удовлетво- 3. соблюдение тру- 2. степень удовле- важным в труде ренности профессией довой дисциплины творенности рабо- 3. мотивы тру- 4. наличие ориентации 4. степень инициа- той в целом довой деятельно- на смену профессии тивности работника 3.степень удовле- сти творенности различ- 4. ориентация на ными элементами труд при наличии трудовой ситуации других источников 4. наличие ориента- дохода ции на смену работы
Факторы, формирующие отношение к труду
Объективные Субъективные
Общие Специфические Предшествующий опыт Характер Содержание труда обществ. Производственные отношений условия труда Общая и профессиональ- ная культура
Организация и оплата труда Психологические, демо- графические и социально- Социально-психологич. обусловленные особен- климат коллектива ности человека и др.
Система семейного и
школьного воспитания
Средства массовой информации и пропа- ганды и др. Эмпирические показатели понятия «Отношение к труду» А. Объективные показатели отношения к труду а) степень ответственности и добросовестности в работе, означающая количество и качество выпускаемой продукции и уровень ответственности отношения к производственным заданиям; б) степень трудовой инициативы рабочего, выявляемая как забота его об общественном производстве; в) уровень дисциплинированности рабочего, выявляемый негативно через административные и общественные порицания.
Б. Субъективные показатели отношения к труду а) понимание общественной значимости труда, которая определяется как оценка работы с точки зрения ее полезности для общества, содержательности труда и приносимого им заработка; б) степень общей удовлетворенности работой, состоящая в оценке привлекательности выполняемой работы с учетом конкретных производственных условий; в) степень удовлетворенности специальностью; г) структура мотивов трудовой деятельности, которая выражается в отношении к различным характеристикам выполняемой работы и специальности. Предварительный системный анализ предмета исследования Структурный анализ При изучении отношения к труду необходимо учитывать три уровня этого отношения: 1) отношение к труду вообще; 2) отношение к профессии; 3) отношение к работе в данных конкретных производственных условиях. На первом уровне отношения в качестве определяющих действуют факторы, наиболее общие для совокупности рабочих, т.е. отношение к труду обусловлено всей совокупностью общественных отношений, главным образом, социально-экономической природой общества, системой общественного разделения труда. Что касается второго уровня – отношения к профессии, здесь наряду с общими социальными факторами отношение к труду во многом определяется совокупностью объективных возможностей развития личности в данном конкретном виде трудовой деятельности, т.е. зависит от функционального содержания труда по данной профессии, а также от индивидуальных особенностей рабочего, от его склонностей, профессиональных ориентаций и т.д.
Отношение к работе в данных конкретных производственных условиях (третий уровень отношения к труду) есть выражение частной модификации общих социально-экономических и производственных условий в пределах особенностей конкретного участка работы (завода, цеха) и зависит от условий труда, организации производственного процесса, формы и размера оплаты и многих других переменных, присущих данному конкретному участку работы. Функциональный анализ Объективные факторы: 1. социально-экономическая обстановка в стране, 2. экономическое состояние региона и отрасли, 3. условия труда на предприятии и в подразделении, 4. содержание труда, 5. его безопасность, 6. санитарно-гигиеническим состояние производственной среды, 7. уровнем организации 8. оплата труда, 9. морально-психологический климат. Субъективные факторы: 1. пол, 2. возраст, 3. образование, 4. воспитание, 5. семейное положение, 6. профессия, 7. стаж работы, 8. личный опыт, 9. общая и профессиональная культура, 10. ценностные ориентации. Гипотезы 1. Такие факторы как: уровень образования, ценностные ориентации, содержание труда, возможность карьерного роста - в первую очередь формируют «профессионально» мотивированного работника в его отношении к труду. 2. Содержание труда и заработная плата в равной степени определяют удовлетворенность трудом. 3. Производительность труда в большей мере зависит от объективных факторов, формирующих отношение к труду. 4. Объективные факторы в большей степени влияют на отношение к труду, чем субъективные. 5. Система стимулирования труда в большей мере не влияет на отношение работников к труду. 6. Основным мотивом трудовой деятельности работников промышленных предприятий является получение денег.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|