Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональное предназначение СМИ




Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание - все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Любая человеческая деятельность несет с собой какую-либо цель. Человек стремится получить результат от поставленной цели, но «необходимо иметь представление о желаемом результате». Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные, отчасти - разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ.

Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

.непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

.культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Рассмотрим далее подробнее каждую из шести функций.

. Коммуникативная функция.

Рассмотрим коммуникативную функцию СМИ и особенности ее реализации в современном российском медиапространстве. Коммуникативные процессы описываются классической формулой Г.Лассуэлла: коммуникатор - сообщение - канал - реципиент - эффект. Любая коммуникация как вид связи - это непременно субъектно-объектные отношения с обратной связью. Коммуникатором и реципиентом могут быть отдельные индивидуумы, социальные общности людей, государственная власть и общество. Для коммуникации важно установление контакта как условия взаимодействия. Можно говорить о контакте политической системы и общественного сознания, характеристики которого могут быть изучены и представлены в виде общественного мнения.

СМИ эффективно выполняют свою коммуникативную функцию, если они обеспечивают диалог сторон, открытость намерений, культуру общения и равноправные позиции в информационном обмене. Коммуникационная функция всегда несет в себе в качестве главной составляющей информационную функцию. Но если нет диалога, обратной связи, информационные процессы становятся однонаправленными, а коммуникативная функция абортируется, «усыхает».

Функционируют СМИ в режиме диалога или нет - определяется типом политической системы, уровнем политической культурой, степенью развития гражданского общества, законодательством, которое регулируют отношения между властью, обществом и средствами массовой информации.

В развитом демократическом обществе СМИ склонны приобретать свойства открытого форума, предоставляя слово в дискуссии большинству субъектов политического процесса, высказывающим свое видение решения актуальных общественных проблем. При этом существует неявное, но общее идейное поле с хорошо осязаемыми границами, выходить за которые никто не рискует под страхом исключения из пространства гласности (попробуйте, скажем, в Америке допустить неполиткорректное высказывание в открытой печати - это равносильно тому, что вы добровольно соглашаетесь на собственную гражданскую казнь).

В таком обществе СМИ как открытый и равнодоступный форум являются идеальной площадкой публичной сферы - местом взаимодействия легитимных частных, общественных и общегосударственных интересов. СМИ обязаны не только транслировать обществу решения властей, но и доводить общественное мнение до власти. Общественное мнение во всех странах мира выявляется через практику массовых опросов населения. Но без коммуникации и дискуссии нет, ни реального общественного мнения, ни его субъекта - общественности, обладающего социально ответственным видением и принимаемого в таком качестве властью.

Выполнение российскими СМИ своей коммуникативной функции зависит от масштабов публичности политической жизни в стране. Чем шире масштабы этой публичности, чем шире диалог между различными политическими силами, тем большую роль играют СМИ как средство социальной коммуникации. И наоборот, дефицит публичности в политической жизни осложняет развитие средств массовой информации, деятельность журналистов, экспертно-аналитического сообщества и политической науки.

Коммуникативная функция как раз и должна состоять в том, что СМИ обязаны быть не только информатором, но и модератором общественного форума. Эту важную функцию российские СМИ в настоящее время выполняют крайне слабо. Так, по данным всероссийских опросов ВЦИОМ, только 5% россиян страны обращаются в СМИ по тем или иным вопросам. При таком низком уровне обратной связи говорить о существовании общественного форума невозможно. Многочисленные телевизионные ток-шоу не могут убедить нас в обратном. В подавляющем большинстве своем они являются хорошо отрежессированным, идущим в записи развлекательным медиопродуктом, своеобразной игрой, которая не нацелена на расширение участия населения в политическом процессе и решении актуальных проблем общества. Истинное отношение телевидения к публике хорошо отражается в профессиональном сленге телевизионщиков. Между собой они называют людей, приглашенных на программу в качестве аудитории, «гоблинами», если они плохо хлопают («делают ладушки» по команде»); «мебелью», если им не полагается по сценарию микрофон, и просто «лохами», когда они приходят в «Стакан» («Останкино») и встречаются с «корами» (телекорреспондентами, телеведущими) под руководством «вожака» (продюсера).

Пока российские СМИ не достигли такого уровня, когда бы на их информационной площадке был организован полноценный форум власти и общества, они слабо выполняют функцию артикуляции общественных интересов. С другой стороны, нельзя сказать, что социально ответственных СМИ в России вообще нет. Они существуют, но в узком секторе интеллектуального влияния. Пресса, ориентированная на общественный форум, диалог и восполнение дефицита публичной политики, крайне немногочисленна. Это в немногочисленные «качественные» газеты и журналы с небольшими тиражами.

Характер деятельности средств массовой информации в сфере освещения политической жизни зависит от характера самой политической системы, от уровня ее публичности и открытости. Политическая система, гражданское общество и СМИ развиваются совместно, взаимозависимо в общем контексте развития демократии. Коммерциализация СМИ, их подчиненность императиву извлечения максимальной прибыли (в основном от рекламы, а не от подписки или продажи тиража) является еще одним фактором, который способствует выхолащиванию их коммуникативной функции.

Коммуникативная функция СМИ - это обобщающая интегрирующая функция. В реальном медиапространстве она включает ряд сопряженных и взаимосвязанных функций. Рассмотрим их подробнее.

. Информационная функция. Она состоит в сборе и распространении информации на массовую аудиторию с учетом разнообразия ее структуры и интересов. Информация может быть самая разнообразная: событийная, аналитическая, документальная, историческая, культурная и т.д. СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей их социальной и природной среде, чтобы строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому информация должна быть:

·   Актуальной, чтобы соответствовать жизненным проблемам людей.

·   Своевременной, чтобы при необходимости быть учтенной, использованной в нужный момент.

·   Полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящих событий.

·   Объективной, чтобы полученная информация помогала адекватно реагировать на происходящее.

·   Разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне, с необходимой глубиной.

·   Информация должна быть структурированной для различных социальных групп с учетом их интересов и запросов.

Форма и содержание информации в значительной мере зависят от канала ее передачи. Главным источником информации в России, как и в большинстве других стран мира, является телевидение. Печатные СМИ, которые играли столь важную мобилизационную роль в начале 90-х годов, когда они обеспечивали продвижение в общественное сознание новых демократических ценностей, в значительной степени утратили свои позиции. Главные причины состоят в том, что «революционные» преобразования закончились, и интерес населения к политике резко снизился, выбран вектор развития страны, и в обществе, несмотря на экономический кризис, утвердилась философия «сохранения стабильности», «единства» и «сильного государства». В этих условиях пресса, не говоря уже о телевидении, предпочитает не педалировать вопросы эффективности деятельности государственной власти. Низкая платежеспособность наиболее читающих слоев населения, дороговизна доставки печатных изданий довершили картину оттеснения печатных СМИ от массовой аудитории.

. Роль журналистики как "четвертой власти" в обществе.

Применительно к журналистике определение «четвертая власть» введено политиком и публицистом Э. Берком в 1776 году. Рядом с этой характеристикой употреблялись и другие метафоры - «третья сила», «четвертое сословие в королевстве», «пятая великая держава» (стоит обратить внимание на то, что все они имеют своеобразный порядковый номер). Но широко распространилось представление о СМИ именно как о «четвертой власти». Правда, скорее как публицистический образ, чем научное понятие. И нигде нет сколько - нибудь подробных и строгих разработок. Почему «власть»? Почему «четвертая»? Почему в кавычках? Или почему в некоторых случаях говорят о СМИ как четвертой власти, не заключая слова в кавычки? Или утверждают - никакая это не власть? А в иных случаях характеризуют журналистику именно как «четвертую власть» применительно только к определенным (и чаще всего небольшим ) «отрезкам» истории той или иной страны? Непроясненные вопросы, сомнения, противоречивые суждения и приводят к осторожной позиции.

В самом общем виде власть определяется как «инструктивная канва межиндивидуальной кооперации, возникающая вследствие натуральной необходимости упорядочения, структурирования дифференцированной групповой деятельности». Суть власти - способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации поставленных задач. Для этого необходимо обладать неким «могуществом», «силой», использование которой приводит к реализации потенциальной возможности оказывать эффективное воздействие на поведение «подвластных» объектов, в результате чего они меняют свое состояние и деятельность. Формы осуществления власти - господство, насилие, принуждение, подчинение, авторитет лидера (в том числе харизматического), влияние, побуждение (через убеждение, обольщение, манипуляцию и пр.), которые используются ради руководства, организации, контроля.

Власть как возможность подчинять своей воле, управлять, распоряжаться, побуждать, организовывать, контролировать проявляется в различных сферах - государственно - административной (опирающейся на законодательство и подзаконные акты, правовую систему, контролирующие и карающие органы), в сфере экономики через власть денег, материальное стимулирование и санкционирование, в сфере духовно - идеологической через формирование сознания, настроений, ценностных ориентаций, стремлений, намерений, волевых импульсов, установок поведения и т. д.

Основу «пирамиды» власти составляют государственные институты, образующие в демократическом обществе три ветви власти: представительную («первую»), исполнительную («вторую»), судебную («третью»). Более широкая и менее формализованная сфера руководства и контроля проявляется в негосударственной области жизни общества (внутрипартийная власть, власть в жилищном кооперативе - кондоминиуме, власть в семье, власть педагога в вузе и школе, власть дирижера в оркестре и пр.). И еще более широко развита власть, предстающая как неформальное влияние - «власть денег» и «власть общественного мнения», «авторитет знания» и «авторитет вождя», «сила слова» и «сила примера». Можно говорить о внутриличностной власти («учитесь властвовать собой»)

Эти представления о сути, характере и сферах проявления власти в обществе во всей их полноте дают возможность поставить вопрос и о «властных полномочиях» журналистики.

Общепризнанно, что в современном обществе многократно возрастает роль информации, которая становится все более важным фактором социально - экономического развития. В наступающей эпохе «информационного общества» происходит гигантский рост «власти информации». По одной из характеристик, в современных представлениях власть в постиндустриальном обществе предстает как децентрализованная и связанная с информацией и коммуникацией полиархия.

И журналистика представляет в этой полиархической структуре один из важнейших компонентов, поскольку, где есть информация - там осуществляется управление, а главный и основной ресурс СМИ - как раз информация.

СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни возможностями экономического давления. Их «властные полномочия» лежат в сфере духовно - идеологической, в сфере влияния (причем степень реального влияния может быть очень разной в зависимости от множества обстоятельств). Власть влияния отличается от господства групп отсутствием принудительных правил, а от микровластей - своей глобальностью. Этот вид власти обозначает социальную практику, действующую при помощи убеждения и обольщения. Будучи неофициальной, эта власть осуществляет диффузное давление столь же сильное, как и давление экономической и политической властей. Она во многом является предпочтительной, структурируя или моделируя разум и сердце.

Представляя и обсуждая явления жизни, журналисты - явно или латентно - выступают в роли общественного эксперта, формируют отношение, представления, мнения, взгляды, стремления. «Хождение во власть» для СМИ проявляется в связи с этим и как роль общественного консультанта для всех социальных субъектов. Как врач, журналистика (материалами своих сотрудников и общественности) держит руку на пульсе жизни, ставит свой диагноз, предлагает, если считает нужным, стратегию и тактику «лечения» тех или иных «органов» общества, необходимые для поддержания или восстановления общественного «здоровья».

Благодаря этому СМИ участвуют в создании духовной атмосферы в обществе через участие в формировании массового сознания во всех его сторонах и формах (мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и особенно общественного мнения), притом в духе гражданственности, заботы об «общем благе», реализуя свои возможности организатора сотрудничества во имя становления духа согласия и определения вектора движения по пути устойчивого развития всего общества при многообразии его составляющих.

Таким образом, кажется очевидным, что журналистика располагает в соответствии со своей природой многообразной специфической системой «властных полномочий», что само по себе и дает основания говорить о ней действительно как о «четвертой власти».

. Идеологическая функция

Во взаимоотношении с МА проявляется стремление оказать влияние на устои общественного мнения, человеческое самосознание, идеалы, духовные и материальные ценности, то есть «на характер и меру информированности по общественным проблемам» - это идеологическая или социально ориентирующая (греч. idea «мысль, понятие» + logos «слово, учение») функция, обозначает учение об идеях. Существует множество социальных групп и вместе с тем рождается множество идейных течений, «формируются различные идеологии». Между носителями идеологических течений зарождается борьба за их влияние на массы людей. Идеология - это система взглядов, при которых у людей формируется представление о жизненных позициях и друг друге, возникает идея и воплощение ее в действительность. «Всякая идеология - это прямое или косвенное выражение коренных интересов какой-либо социальной группы». Идеология может быть как верной, так и неверной, в соответствии с интересами людей верные идеи могут считаться неверными и наоборот.

Формирование общественного сознания осуществляется за счет самоориентации людей и с помощью различных социальных институтов, считающих своей обязанностью всесторонне ориентировать по тем или иным вопросам. «Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания»6. Массовое сознание - устойчивые, общепринятые знания, нормы и ценности общества, представленные в сознании каждого социально зрелого индивида, начинающий действовать как важнейший узел самоуправления, саморегуляции общества целом. Оно формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил.

Основу строения массового сознания составляет мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, поэтому его формирование - главная задача всех форм идеологической работы.

Еще одним компонентом сознания является миросозерцание - также обобщенная «модель действительности», дающая принципиальные ориентиры, построенные с помощью эмоционально-образных средств.

В идеологической сфере, в связи увеличением более активного участия народа в политической жизни увеличивается роль востребованности СМИ. Журналистика стремится у своей группы читателей выработать определенную систему взглядов, «тип сознательности как единства сознания и самосознания».

В основе идеологической функции СМИ лежит всесторонняя ориентация общества, способствующая развитию и формированию массового сознания.

. Культурно-образовательная функция.

В прямой связи с идеологической функцией журналистики находится культурно-образовательная. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культурно-образовательной.

Культура - (лат. cultura «возделывание, образование, развитие») - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Уровень культуры зависит от уровня информированности прессой массовой аудитории. «Культурно-образовательная функция журналистики заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры. Тем самым способствовать всестороннему развитию человека».

Целью культурно-образовательной функции является обогащение внутреннего мира человека, поэтому каждый человек способен самостоятельно выбрать то направление культуры, которое его интересует на данный момент. Это обязывает журналиста быть всесторонне развитым в культурной сфере, чтобы удовлетворять круг интересов своей аудитории. «Деятельность журналиста может быть направлена на расширение и преобразование границ интересов своей аудитории, но главной ее задачей все, же остается высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений».

Важнейшая задача журналистики - привить потребительской аудитории подлинное понятие о «массовой культуре», искусстве и противостоять разрушительному воздействию ложной культуры.

В узком понимании эта функция предполагает эстетическое воспитание аудитории.

В широком - в том числе и идеологическое. Формирование политической и экономической культуры теснейшим образом связано с идеологическими установками общества. А в некоторых случаях - при тоталитарном строе - идеология контролирует и сферу искусства.

. Рекламно-справочная функция

В свою очередь культурно-образовательная функция находит свое продолжение в рекламно-справочной.

Рекламно-справочная функция информирует, консультирует потребителя по тем или иным вопросам, рекламирует «к справочным материалам в журналистике примыкает реклама». Рекламе уделяется большое место в нашей жизни, она повсюду: на телевидении, радио и в печати. Каждый человек ежедневно занимается саморекламой и без нее никуда, реклама способствует привлечения образа. Она является и огромным источником средств для журналистики.

Реклама дает информацию о товарах и услугах, предоставляя потребителю возможность выбирать из имеющейся в ассортименте продукции, «но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам, формирую чрезмерные и ложные потребности».

) Рекреативная функция

Рекреативная (лат. recreatio «восстановление» функция, отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности.

Цель рекреативной функции состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Но рекреативная функция способна не только развлекать аудиторию, она также способствует развитию интеллекта и мыслительной деятельности.

В журналистике есть люди с передовыми взглядами, стремящиеся воздействовать на аудиторию, привить свое представление о чем-либо. В обществе, где существует возможность иметь множество мнений, «фактом являются различные трактовки содержания функций журналистики».

Информация доступна лишь в том случае, когда все эти функции будут взаимодействовать друг с другом «предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций».

Журналистские произведения с функциональной точки зрения разнородны, текст может быть:

-   монофункциональным - превалирует одна функция, даже если в ней, пусть призрачно, присутствует еще несколько;

-   с доминирующей функцией, т.е. когда лидирует какая-то одна функция, но имеются как бы второстепенные (вспомогательные);

    полифункциональным, когда в тексте на одинаковых правах присутствует несколько функций.

В любом монофункциональном тексте присутствует сразу несколько функций. Просто какие-то из них видны наиболее четче, а какие-то менее заметны. Наибольшую популярность имеет все же полифункциональный текст, он интереснее по своей форме и содержанию. В высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения. Все эти функции требуют объединения сил журналистов для большего воздействия на аудиторию.

«Всем журналистам и всем СМИ свойственны единые функции», их выполнение зависит от занимаемой позиции самих журналистов и их СМИ, от того, как они понимают проблему и с какой стороны к ней подходят.

Т.о. мы подробно рассмотрели все пространство функций, представленных в трудах Е.П. Прохорова, и выявили, что журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей: по развитию культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию и коммуникацию, формированию различных идеологий. Мы можем справедливо заметить, что задача журналистов состоит в выполнении каждой из этих функций и желательно наличие всех их в любом журналистском материале, чтобы разнообразить речь и сделать текст наиболее интересным.

В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского, выделяются следующие функции СМИ:

информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) - фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны.

Так, например, С.Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли: - производственно-экономическую,

регулирующую,

духовно-идеологическую,

информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.

В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Автор полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть товаром есть функция журналистики - а это, по всей видимости, преувеличение, поскольку товар - это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена? В данном случае это не функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.

Так же, как и сбор, хранение и т.д. информации, так как это слишком ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ.

Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально - психологического удовлетворения.

Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию, ни с одним субъектом.

Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие “журналистика” может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом журналистской деятельности.

Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции:. Информационная:

информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

информационное обеспечение инновационных процессов.. Социальной связи:

комментирование и интерпретация происходящего;

поддержка существующих норм и властных отношений;

социализация;

координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.. Обеспечение преемственности:

выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

поддержание общности социальных ценностей.. Рекреативная:

создание возможностей для отдыха и развлечения;

снижение социальной напряженности.. Мобилизации:

организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

. Информационная функция:

нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

удовлетворение общих интересов и любознательности;

обучение и самообразование;

поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

. Функция личностной идентификации:

подкрепление индивидуальных ценностей;

получение сведений о моделях поведения;

идентификация с ценностями других;

достижение понимания самого себя.

. Функция интеграции и социального общения:

понимание положения другого, переживание;

формирование основы для диалога, социального общения;

помощь в реализации социальных ролей;

возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

. Функция развлечения:

эмоциональная разрядка;

заполнение свободного времени;

эскапизм, уход от проблем;

получение эстетического наслаждения;

сексуальное возбуждение.

В работе В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни.

Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но существует самое простое разделение функций СМИ, которое предлагают современные исследования:

·   гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

·   политические (идеологические) функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Осуществленный анализ функций СМИ дает основание сделать три следующих основных вывода:

) представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции;

) функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились четыре теории прессы), что требует, в свою очередь, «заземления» анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны;

) средства массовой информации - это, прежде всего, институт гражданского общества (в этом мы полностью согласны с В. В. Ворошиловым), именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов - организационная, агитационно-пропагандистская.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...