Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы диагностики логистических цепей




Функционально-стоимостная диагностика цепей поставок


 

Введение

Производственный цикл поставка

Проблемы экономии и рационального использования материальных, ресурсов актуальны для любой страны. Рост масштаба производства и повышение производительности труда увеличивают массу перерабатываемого сырья и материалов, что приводит к постепенному истощению полезных ископаемых, усложнению и удорожанию их добычи, увеличивается стоимость сырья и материалов. Особенно остро проблемы ресурсосбережения стоят перед странами, не имеющими мощной сырьевой базы. Поэтому вопросы экономии и рационального использования материальных ресурсов становятся главными в цепи логистики. Именно логистика дает возможность реально влиять на расходование материальных ресурсов путем регулирования их потребления и маневрированием запасами сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукцией, источниками энергии. В полной цепи логистики стратегической целью является ресурсосбережение, минимизация затрат не материалы, топливо и энергию. В локальном масштабе - в отдельном звене логистической цепи - затраты соотносятся к обороту или к общим затратам по конкретному звену.

Важность проблемы экономии и рационального использования материальных ресурсов в цепи логистики определяется, so-первых, значительным удорожанием продуктов производства при доведении их до конечного потребителя, во-вторых, удельным весом материальных затрат по каждому звену логистики в общих логистических издержках.

При рассмотрении основных факторов и источников экономии материальных ресурсов, их рационального использования следует четко определить возможности логистики.

Все затраты по производству конечного готового продукта и доведению его до потребителя, подразделяются на две составляющие: первая - затраты, связанные непосредственно с производственным процессом; вторая - затраты, связанные с хранением, складированием и транспортировкой сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции.

Что касается производственного процесса, то с позиций логистики существует возможность влияния на снижение затрат при складировании, хранении и транспортировке разного рода продукции внутри промышленного предприятия. В тоже время отсутствует инструментарий логистики для снижения затрат на материальные ресурсы, поступающие по кооперации.

В процессе производства вопросы экономии и рационального использования материальных ресурсов решаются как в техническом, так и в организационном плане по следующим направлениям: выбор рациональных методов раскроя листового материала; повышение весовой и размерной точности отливок в литейном производстве; оптимизация структуры материалопотребления; снижение брака на всех стадиях производственного процесса; повышение требований к соблюдению технологической дисциплины; использование деловых отходов собственного производства.

Рассматривая вторую составляющую затрат в логистической цепи (хранение и транспортировка материальных ресурсов), следует констатировать, что имеется реальная возможность влиять на величину затрат в транспортных и складских операциях практически по всему спектру звеньев, как внешней (взаимоотношения между поставщиками и потребителями), так и внутренней (на промышленном предприятии) логистической цепи. В затратах при физическом движении материально-технических ресурсов по всей цепи логистики насчитывается несколько статей: прямая заработная плата, отчисления на социальное страхование, расходы на рекламу, накладные, на материальные ресурсы и др. На снижение некоторых из них прямое влияние оказывает логистика. Это расходы на топливно-энергетические ресурсы, запасные части, вспомогательные материалы, ремонт и эксплуатацию оборудования, машин и аппаратов.


 

Цепи поставок в логистике и их диагностика

Логистические цепи

 

В зарубежной и отечественной литературе и логистической практике повсеместно используется понятие логистической цепи/цепи поставок (Logistical chain/supply chain). Во многих случаях эти понятия нечетко разграничены, а иногда термины «ЛС», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике и литературе, где понятие «ЛС» используется гораздо реже, чем «логистическая цепь»/»цепь поставок».

Необходимо отметить, что понятие логистической цепи в контексте цепи поставок (supply chain) в большей степени соответствует представлению отечественных специалистов об интефированной ЛС. Вот как определяют supply chain в зарубежных учебниках и словарях. Например, в словаре ANNEX цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю». По существу в этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных функциональных сфер бизнеса (логистических функций) компании и ее партнеров от начала зарождения информационного или товарного потока до поставки продукции или сервиса в соответствии с требованиями конечных потребителей.

Похожее по смыслу определение цепи поставок имеется и в терминологическом словаре APICS, где приводятся две трактовки этого термина:

·         процесс от приобретения сырья и материалов до конечного потребления готовой продукции, связанный компаниями: поставщик - потребитель;

·         функции внутри и вне компании, необходимые в цепи добавленной стоимости для поставки продукции и сервиса потребителям.

Как видно из приведенных выше определений, акцент при рассмотрении логистической цепи (цепи поставок) в качестве объекта исследования или управления сделан на том, что цепь - это взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) типа «поставщик - потребитель», по которым товар или сервис доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная бизнес-цель. При этом не накладывается никаких жестких условий на линейную упорядоченность звеньев логистической цепи.

Большинство отечественных исследователей придерживаются мнения, что логистическая цепь - это линейно-упорядоченный набор звеньев. В частности, в терминологическом словаре А.Н. Родникова указывается, что «логистическая цепь - линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».

В таком подходе, на наш взгляд, есть своя логика. Она заключается в следующих основных моментах:

1. В линейно-упорядоченной совокупности ЗЛС проще анализировать издержки, оптимизировать ресурсы и принимать управленческие решения.

2. В линейно-структурированной цепи проще распределить риски, ответственность и прибыль, как между функциональными подразделениями компании, так и между «тремя сторонами» в логистике.

.   В линейно-упорядоченном множестве ЗЛС можно более эффективно организовать мониторинг выполнения логистического плана.

.   Принципиальной основой выделения термина «логистическая цепь» является методология системного анализа в отношении построения или исследования ЛС и иерархии: «ЛС (подсистема) - логистическая сеть - логистический канал - логистическая цепь», объединенная ключевым понятием ЗЛС. При этом, не обязательно накладывать жесткое ограничение на линейность цепи.

Логистические цепи, ориентированные вдоль материального потока, целесообразно анализировать или проектировать внутри самостоятельной функциональной области логистики. При этом логистическая цепь в области распределения связывает производителя/поставщика ГП с конечной точкой продаж; в области снабжения - отдельного поставщика с центральной компанией. Логистические цепи и в области производства могут рассматриваться как набор внутрипроизводственных ЗЛС, проводящих потоки МР и НП до складов ГП завода-изготовителя. Для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.

Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение: логистической цепью называется множество ЗЛС, упорядоченное по основному и / или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.

Основными причинами, приводящими к выделению логистической цепи в качестве объекта исследования, являются указанные выше моменты.

В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи: выбор перевозчика и таможенного брокера, замена двух логистических посредников одним - экспедиторской фирмой, перераспределение издержек на транспортировку и складирование и др.

Построение и исследование логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как в современном бизнесе отсутствует изоморфность основных и сопутствующих потоков. Движение МР, ГП не совпадает (несинхронно) с относящимися к ним потоками информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю гораздо раньше самого товара. Момент купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени, исследуемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений и требуют постоянного внимания логистических менеджеров компании.

 

Методы диагностики логистических цепей

 

Для осуществления контроля и анализа логистической цепи обычно используются следующие инструменты сбора необходимой информации: анализ по Парето, анализ ассортимента, анализ оборота наличных средств и функционально-стоимостной анализ.

·   Анализ по Парето - объемно - стоимостный анализ, при котором продукция разделяется на группы в соответствии с объемами реализации по позициям. В большинстве случаев объемно - стоимостный анализ показывает, что основной объем реализации (70-80 процентов) обеспечивается немногими номенклатурными позициями (10-20 процентов). Согласно принципу Парето, в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации. Вопрос, что же делать с медленно продающимися товарами. Не редки случаи, когда 40-50% продукции составляют всего 5% от общего объема реализации компании. Руководство компании должно ответить на вопрос, стоит ли создавать запасы такой продукции, и если стоит, то как делать это эффективнее.

·   Этот инструмент иногда используется компаниями для сегментации своей продукции. Суть в том, что выбирается один критерий, или измерение, по которому выделяются категории продукции и принимается решение о том, в какой из категорий количественный рост продукции предпочтительнее. Например, одна компания разделила все товары на две группы. По одной группе дизайн изделий контролировался производителем, по другой - покупателем. Сначала стандартизация дизайна и сокращение номенклатуры прошло по первой категории продукции. Затем компания начала программу сотрудничества с покупателями, привлекая их к процессу совершенствования дизайна продукции. Это позволило разработать более универсальный, модульный дизайн продукции, весьма полезный для долгосрочной стратегии. С другой стороны, компания реструктурировала свой производственный процесс, увеличив запасы незавершенного производства, чтобы хранить продукцию на том этапе, когда она универсальна по дизайну, и дорабатывая продукцию после получения конкретного заказа от покупателя.

·   Многие видят сейчас в движении наличных денежных средств основной показатель, на который следует ориентироваться при формировании цепочек поставок и управлении ими. Низкий приток наличности часто свидетельствует о том, что процесс производства плохо управляем. Один производитель продуктов питания подсчитал, что его оборот наличных средств составляет 80 дней, в то время как у наиболее успешных компаний в отрасли он составляет 40 дней. Проведя тщательный анализ, руководство компании выяснило, что производственный рост создает большие проблемы: две третьих оборота денежных средств поглощалось обслуживанием огромных запасов продукции. При больших объемах продукции, работа по управлению жизненным циклом этой продукции велась плохо. Перепроизводство удлиняет цикл оборота денежных средств, создавая всё больше товаров для удовлетворения неменяющегося спроса. Общий спрос на определенный вид продукции разбивается по множеству новых подвидов, в результате чего средний уровень ошибочности прогнозов растет и, соответственно, растут складские запасы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...