Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическое здоровье в пожилом и старческом возрасте и комплексный научно-практический подход к его изучению и охране




Содержание

Введение................................................................................................ 6

ЛЕКЦИЯ I.................................................................................................. 8

Психическое здоровье в пожилом и старческом возрасте и комплексный научно-практический подход к его изучению и охране................................. 8

ЛЕКЦИЯ 2................................................................................................ 27

Анализ психической деятельности на разных этапах старения и старости 27

ЛЕКЦИЯ 3................................................................................................ 45

Личность в геронтопсихиатрических и геронтопсихологических исследованиях и типологии личностного восприятия старения................................ 45

ЛЕКЦИЯ 4................................................................................................ 62

Психические заболевания и психические расстройства позднего возраста функциональной природы (часть I).................................................... 62

ЛЕКЦИЯ 5................................................................................................ 80

Бредовые психозы позднего возраста функциональной природы и влияние старости на динамику психопатий (часть 2)................................... 80

ЛЕКЦИЯ 6................................................................................................ 95

Психические заболевания позднего возраста органической природы 95

ЛЕКЦИЯ 7.............................................................................................. 114

Социальные аспекты психосоматики в пожилом и старческом возрасте 114

ЛЕКЦИЯ 8.............................................................................................. 131

Социальная работа с населением старших возрастов в аспекте геронтопсихологических и геронтопсихиатрических проблем.. 131

ЛЕКЦИЯ 9.............................................................................................. 149

Психотерапия в социальной работе с пожилыми и старыми людьми 149

ЛЕКЦИЯ 10............................................................................................ 168

Методические рекомендации социальным работникам, осуществляющим социальное обслуживание пожилых и старых людей в домашних условиях.............................................................................................................. 168

Вместо заключения................................................................... 188

Обязательная литература...................................................... 192

Дополнительная литература............................................... 194

Литература, использованная для составления лекций 196


Введение

Глобальное постарение населения, наблюдаемое в последние три десятилетия прошедшего 20-го столетия, породило новую сверхактуальную проблему для здравоохранительных и социальных органов всех стран – постоянный рост уровней заболеваемости и распространенности психических болезней в пожилом и старческом возрасте.

В настоящее время в литературе приводятся данные, что от 30 до 50 млн. человек страдают старческим слабоумием, а к 2025 году их количество может превысить более 100 млн. В России свыше 27% населения в возрасте 60 лет имеют различной степени выраженности психологические расстройства.

По мере развития и усовершенствования социального обслуживания населения пожилого и старческого возраста общая ситуация складывается таким образом, что первыми, кто непосредственно сталкивается с проблемами психического здоровья старшего поколения, является социальные работники. В связи с этим приобретение геронтопсихиатрических знаний в процессе профессионального образования является крайне важным. В первую очередь понимание психического состояния обслуживаемого человека необходимо для разрешения самых разнообразных трудностей, возникающих во взаимоотношениях между социальными работниками и пожилыми клиентами.

Социальные работники должны иметь представление о широком спектре психических симптомов и форм поведения, которые свидетельствуют о наличии определенных психических нарушений или психических заболеваний, характерных для позднего возраста. Они должны уметь различать, чем обусловлено психическое состояние старого человека в конкретной ситуации, наличием психического заболевания или своеобразием личностных особенностей, проявляющихся в странностях и чудаковатости поведения.

Курс лекций по психопатологии пожилого и старческого возраста имеет своей идеей – повысить компетентность социальных работников, в преобладающем большинстве своем не имеющим даже среднего медицинского образования, но вынужденных заниматься в определенной степени диагностированием и даже оказанием помощи при психических нарушениях у наблюдаемых ими пожилых и старых клиентов. С другой стороны, для решения вопроса о консультации старого человека у психиатра социальный работник должен обладать достаточным объектом геронтопсихиатрических знаний, чтобы уметь доказать, а главное, аргументировать необходимость в той или иной степени продолжительности психиатрического наблюдения и лечения.

Курс лекций по психопатологии пожилого и старческого возраста рассчитан на то, чтобы знания в области геронтопсихиатрии имели неотвлеченный теоретический характер, но были бы необходимы как для профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни в целях профилактики и правильного подхода к решению вопроса, кто может оказать наиболее действенную помощь, психиатр, психолог или врачи других специальностей.

Возрастающая комплексность медицинского и социального обслуживания населения старших возрастов все более настойчиво требует не только сотрудничества между социальными работниками, психологами, психиатрами и врачами разных специальностей, но и профессионального понимания друг друга. Вне всякого сомнения, цель, стоящая перед учреждениями здравоохранения и социальной защитой, несмотря на разные формы оказываемой помощи, сохранение и восстановление физического и психического здоровья человека в заключительный период жизни.


ЛЕКЦИЯ I.

Психическое здоровье в пожилом и старческом возрасте и комплексный научно-практический подход к его изучению и охране

Содержание: психическое здоровье в пожилом и старческом возрасте: понятие и содержание. Введение в общую психиатрию и геронтопсихиатрию. Геронтопсихология как составляющая в изучении психического здоровья пожилых и старых людей. Место социологии и эпидемиологии в изучении психического здоровья населения старших возрастов.

 

Как известно, с глубокой древности прослеживается двойственное отношение к определению самого понятия "норма", а его обсуждение длится уже несколько столетий. Впервые широкая научная и практическая дискуссия по этому вопросу была проведена во Франции в 1750 г. Спустя сто лет после этой дискуссии появляется разделение всех процессов на "нормальные" и "абнормальные", т.е. дихотомия.

За прошедшие столетия медицина добилась больших успехов в установлении соматического здоровья и соматической патологии, располагает достаточно четкими количественными и качественными показателями, позволяющими с определенной достоверностью говорить о "норме", "здоровье" в детском, молодом и зрелом возрастах, а также с несколько меньшей достоверностью - в пожилом и старческом возрасте. И только в психиатрии, особенно в той ее области, которая занимается психическим здоровьем пожилых и старых людей и психическими расстройствами у них, определение нормы представляет такие же трудности, как и в далеком прошлом. Это дает основание очень многим психиатрам и в наши дни довольно пессимистично относиться к возможности дать четкую дефиницию психического здоровья и болезни в старости.

Обычно о душевном здоровье старого человека говорят тогда, когда он, согласно впечатлениям наблюдающего, держится в большой степени соответственно, не имеет никаких жалоб, самостоятельно разрешает возникающие конфликты, приобщен к общезначимым социальным ценностям, а так же не испытывает страхов и своим самочувствием и поведением отвечает большинству этого возраста.

В последние два десятилетия все больше утверждается мнение, что психически здоровыми можно считать тех пожилых и старых людей, которые, с одной стороны, высказывают полную удовлетворенность от жизни, а с другой, - обладают умением справляться самостоятельно со всеми жизненными трудностями. Термин "удовлетворение жизнью" впервые был предложен психологом Хавигхерстом в 1962 г. как показатель успешного старения. Сам автор обосновывал этот термин пониманием старения как нестабильность физического состояния и процесс восстановления этой стабильности.

Некоторые геронтопсихиатры категорически утверждают, что мнение о несовместимости психического здоровья и старческого возраста полностью зависит от недостатка специалистов в геронтологии, геронтопсихологии и геронтопсихиатрии, которые должны обеспечивать правильное исследование пожилых и старых людей.

По мнению немецких психиатров (М.Бауер и др., 1999), дефиниция возрастной нормы связана с трудностями, но в качестве рабочей модели может рассматриваться только средняя оценка состояния группы лиц одного возраста. В зависимости от того, где находится порог, как широки варианты нормы, определяются и совершенно различные размеры популяции лиц, которые считаются "нормальными". В качестве критериев служат поведение, трудоспособность, нуждаемость в лечении, уходе, обеспечении. Изучение различий между гармоничным и негармоничным старением, по мнению немецких авторов, имеет больше значения для определения нормы, чем статистические данные.

Н.Ф. Шахматов (1996), один из основоположников отечественной геронтопсихиатрии, писал, что психическая норма в старости может быть обозначена лишь негативно относительно известных клинических форм психической патологии, т.е. при полном отсутствии каких-либо клинических признаков психического заболевания. "Психически здоровыми старых людей, - подчеркивал Н.Ф.Шахматов, - следует считать, если при первичном клинико-психопатологическом исследовании они не обнаруживают клинических признаков известных психических заболеваний, в том числе протекающих на субклиническом уровне. У этих старых людей отсутствуют эмоциональные и мыслительные расстройства пограничного регистра, поведение таких старых людей на протяжении всего времени общения с ними остается правильным, не наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции. Т.е. эти старые люди отвечают всем требованиям, которые предъявляются к психическому здоровью в любом возрастном периоде".

Для большего удобства изучения различных явлений душевной (психической) жизни ее обычно разделяют на четыре сферы:

- интеллектуальная сфера;

- сфера чувств;

- сфера воли;

- сфера сознания.

Само собой разумеется, это разделение в значительной степени условно и искусственно, в действительности все душевные (психические) способности неразрывно и тесно связаны между собой, представляют гармоничное целое, и даже при психических расстройствах в преобладающем большинстве случаев наблюдается поражение всех областей психической деятельности. Но для ясности понимания и простоты изложения это разделение необходимо как схема в сложных явлениях психической жизни.

Х Х Х

Психология изучает психическую деятельность здорового человека на разных стадиях его возрастного развития и созревания от младенчества до глубокой старости. Психологический метод изучения психической деятельности использует традиционное деление по известным, психическим функциям: восприятие, внимание, память, мышление, чувства (эмоции), воля.

Психиатрия изучает расстройства психической деятельности при различных заболеваниях головного мозга в разные возрастные периоды жизни. В свою очередь психиатрия разделяется на:

- общую психиатрию - психопатологию, изучающую основные, общие для многих психических болезней закономерности проявления и развития расстройств психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу типичных психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, проблемы восстановления и методы исследования;

- частную психиатрию, исследующую отдельные психические заболевания, нозологию (nosos - по-гречески болезнь), их клиническое своеобразие, стереотип развития, диагностирование, лечение и профилактику.

Симптом психической болезни - не психологическое, а медицинское понятие, специфичное только для этой науки. Симптомы болезни - это клинические признаки патологического состояния организма. Распознавание любой болезни, в том числе и психической, начинается с симптома, но симптом - признак многозначный и на его основании еще невозможно категорически диагностировать болезнь. Отдельный симптом приобретает диагностическое значение только в совокупности и взаимосвязи с другими симптомами, т.е. в симптомокомплексе.

Синдром - это симптомокомплекс, система взаимосвязанных симптомов, которые вне этой связи утрачивают свой информационный смысл, поэтому синдром в прямом переводе означает "совместный бег симптомов". Из синдромов и их последовательной смены складывается клиническая картина болезни и ее развитие.

Под собственно психическими болезнями, которые еще называются психозами (Mentis alienatio - безумие, сумасшествие) понимают такое изменение деятельности головного мозга, при котором психические реакции резко и грубо противоречат реальным отношениям.

Настроение, чувства, суждения, решения возникают при психозах изнутри в связи с тем, что контроль со стороны головного мозга ослабляется, извращается или полностью исключается. В здоровом же состоянии решения, суждения, чувства, вызванные внешними побуждениями, находятся в гармонической связи с реальным миром.

Патологическое состояние головного мозга может привести и к легким изменениям психики, без расстройств отражения реального мира и существенного изменения поведения (Mentis aberratio - простое отклонение психической деятельности от нормы).

В соответствии со степенью нарушения психической деятельности головного мозга все психические болезни и психические расстройства имеют:

- психотический;

- невротический;

- психопатический характер.

Психотический уровень - это такое состояние, при котором больной неадекватно оценивает себя, окружающую обстановку, отношение внешних событий к нему и к его ситуации, сопровождающееся нарушением психических реакций, поведения и дезорганизацией личности. Между психотическим уровнем нарушений и психозом часто ставят знак равенства.

Психоз - болезненное расстройство психики с возникновением несвойственных нормальной психике явлений (галлюцинаций, бреда, психомоторных и аффективных расстройств).

По мнению американских психиатров Г.Каплана и Б.Дж.Сэдока (1994), за последние 50 лет термин "психотический" приобрел другой смысл. В большинстве случаев в общей психиатрии использование термина "психотический" означает наличие у больных тяжелых нарушений, касающихся их профессиональной деятельности и личной жизни и сопровождающихся социальной изоляцией и неспособностью к выполнению простых домашних и трудовых функций. Авторы подчеркивают, что термин "психотический" утратил точность и употребляется очень широко в клинической и научной деятельности.

Невротический уровень расстройств психической деятельности, характеризуется сохранностью правильной оценки собственного состояния как болезненного, правильным поведением и наличием расстройств в сфере вегетативных и аффективных проявлений. Отдельные психиатры рассматривают невротический уровень расстройств психики как нарушение непроизвольной адаптации, другие - как хроническое или рецидивирующее психическое расстройство, которое характеризуется тревогой, навязчивостями, страхами, сексуальными нарушениями.

Психопатический уровень психических нарушений характеризуется стойкой дисгармонией личности, выражающейся в нарушении адаптации к окружающей среде из-за чрезмерной аффективности и аффективной оценки окружающего. Психопатический уровень психических нарушений может существовать у больного всю жизнь или возникать в связи с перенесенными заболеваниями, при аномалиях развития личности.

По особенности происхождения вся психопатологическая симптоматика с известной долей условности делится на:

- позитивную (продуктивную, плюс симптоматику), возникающую в связи с патологической продукцией головного мозга: бред, галлюцинации, навязчивости, сверхценные идеи;

- негативную (дефицитарную, минус симптоматику), т.е. признаки стойкого выпадения психических функций в результате полома, утраты или недоразвития каких-то элементов психической деятельности, проявления психического дефекта: нарушение памяти, слабоумие, снижение или изменение личности.

Как правило, позитивная симптоматика более динамична, изменчива, способна усложняться и в принципе обратима. Негативная симптоматика стабильна и устойчива к терапии.

Течение психических болезней различно:

- могут протекать остро и проходить быстро;

- могут протекать хронически и развиваться исподволь;

- могут возникать периодически и заканчиваться полным восстановлением психических функций или усилением после каждого очередного приступа деградации психической деятельности и личности больного.

Психические болезни, протекающие с прогрессивно нарастающим ухудшением в результате непрерывного или приступообразного течения, называются прогредиентными, прогрессирующими, процессуальными.

Смерть от самой психической болезни наблюдается крайне редко. При многих психических болезнях собственно исхода не наступает. Болезнь протекает при нарастающих явлениях деменции (слабоумия) непрерывно до самой смерти больного, наступающей в результате какого-либо присоединившегося соматического заболевания.

В зависимости от того, какие причины (внутренняя – causa interna или внешние – causa externa) все психические заболевания делятся на экзогенные и эндогенные.

Как правило, эндогенные - это психические болезни с неизвестной этиологией, но это не значит, что эти заболевания рассматриваются в качестве только наследственно обусловленного и неизменного состояния организма. Эндогенное - это физиологическое состояние организма, определяемое типом высшей нервной деятельности и ее состоянием в момент действия вредности, полом, возрастом, наследственными задатками, иммунологическими и реактивными особенностями организма, изменениями его под влиянием действия различных вредностей в прошлом.

В настоящее время прослеживаются различные подходы и направления в изучении психических расстройств.

Нозологическое направление - все психические расстройства представлены в виде отдельных, четко диагностируемых психических болезней, имеющих собственную клиническую картину, течение, исход и причину возникновения. Это направление наиболее полное свое выражение получило в Германии и в России еще с конца 19-го века. "Любая психическая болезнь лишь тогда может рассматриваться как самостоятельная нозологическая единица, если (наряду с другими характеристиками) имеет собственную этиологию и патогенез. Эти две особенности заболевания являются наиболее важными и без них нет болезни" (Сметанников П.Г.,1995).

Синдромологическое направление - диагноз устанавливается на основании ведущего синдрома. Это направление существует с конца 18 века и начала 19 века и до настоящего времени полное свое выражение получает во Франции.

Эклектическое направление – ("прагматическое", "атеоретическое") – по существу объединяет два предыдущих: в том случае, когда причина заболевания известна, то используется нозологический принцип. Но если причина не известна, то используют либо синдромологический, либо психоаналитический принцип. Это направление самое широкое распространение получило в США.

Психоаналитическое направление основывается на учении З.Фрейда, которое целиком сосредоточено на неврозах, расстройствах личности, депрессиях и других психических расстройствах, при которых не обнаруживается органическое поражение головного мозга. Сторонники данного направления считают, что психоанализ является основным методом лечения, т.е. использование продолжительной и специфической психотерапии, цель которой - извлечь из подсознательного спрятанные в нем и подавленные комплексы, переживания прошлого, преимущественно детского возраста, и таким образом осознать их и вновь пережить, чтобы избавиться от подавленных комплексов и излечиться.

Антипсихиатрическое направление - общественное течение 60-80-х годов 20-го века, в котором участвовали и психиатры некоторых стран, признававшие только психические болезни, при которых имелось органическое поражение головного мозга. Это направление оживило принцип немецкого психиатра В.Гризингера, который еще в середине 19 века писал, что в психических болезнях прежде всего должны видеть болезнь головного мозга.

Сторонники антипсихиатрического направления отрицали все другие психические расстройства, рассматривая их как "особую форму существования", "иную жизнь". По их мнению, данные психические расстройства и болезни "выдуманы" психиатрами и используются обществом для изоляции неугодных ему больных.

В психиатрии и психологии большое внимание уделяется изучению отношения больного к своему заболеванию. В настоящее время широко используется термин " инсайт " - адекватная самооценка, который характеризует степень осознания и понимания больного своей болезни (ранее это расценивалось как критическое отношение больного к перенесенному психозу).

Обычно одни больные полностью отрицают свою болезнь, другие понимают, что больны, но считают виновными в своем заболевании кого-то из окружающих или связывают его с внешними обстоятельствами и даже органическим заболеванием головного мозга. Однако, признавая наличие болезни, больные приписывают ее чему-то неизвестному, таинственному в них самих.

Интеллектуальный инсайт - адекватная самооценка - больной признает, что болен и понимает, что из-за своих неадекватных переживаний не может приспособиться к жизни.

Истинный эмоциональный инсайт - больной, осознав свои собственные побуждения и внутренние ощущения, способен преодолеть самого себя и изменить свое поведение.

X X X

В последние 50 лет и в психиатрии и в психологии выделилось самостоятельное направление, которое полностью сосредоточено на изменениях психической деятельности в пожилом и старческом возрасте:

- геронтопсихиатрия;

- геронтопсихология.

Согласно ВОЗ (1999), в первую очередь это вызвано всеобщим увеличением доли пожилых и старых людей в общей структуре населения. Однако такое ускоренное развитие узких специальностей наблюдается не только в психологии и психиатрии, а почти повсеместно, особенно в странах с высоким уровнем развития экономики, культуры и науки. Этот процесс является естественным результатом увеличения объема накопленных знаний до такой степени, что одному человеку, ученому или практику, уже трудно, а то и вовсе не под силу усвоить всю информацию и навыки, необходимые для многих отраслей науки, входящих в сферу его деятельности.

За достаточно короткий срок интенсивных научно-исследовательских и практических поисков геронтопсихология и геронтопсихиатрия достигли значительных успехов, однако зачастую результаты этих исследований противоречивы, так как проводятся изолированно. Между тем взаимосвязи и взаимозависимости между ними имеют не только большое теоретическое значение, но прежде всего практическую важность в охране психического здоровья в пожилом и старческом возрасте, профилактике психических расстройств, возникающих в период старости.

Литература по различным вопросам геронтологической психиатрии и психологии в настоящее время поистине необозрима, что в первую очередь свидетельствует об актуальности проблем психического здоровья в старости, но с другой стороны, многие современные проблемы геронтопсихологии и геронтопсихиатрии становятся понятными лишь в свете их исторических истоков и исторической преемственности.

Медицинская психология, или клиническая психология - это область психологии, изучающая психологические аспекты медицины и разрабатывающая методы психологического исследования при различных патологических состояниях, болезнях.

По отношению к психиатрии работа психолога должна быть направлена не только на установление наличия того или иного нарушения познавательной или мотивационной сферы или характеристики измененной самооценки, уровня притязаний больного (социальное развитие", по Л.С.Выготскому), а на углубление системного анализа психического состояния, на квалификацию его в категориях психологии. Таким образом, в широком смысле речь идет о патопсихологии, которая, по мнению Б.В.Зейгарник (1986), является отраслью психологической науки и относится к прикладным областям знания.

Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении закономерностями психических процессов в норме, изучает искажения отражательной деятельности головного мозга. Следовательно, при всей близости объектов исследования психопатология и патопсихология совершенно отличны по своему предмету изучения.

Б.В.Зейгарник подчеркивает, что всякое забвение этого положения, т.е. положения о том, что патопсихология является областью психологической науки, приводит к размыванию границ этой области знаний, к подмене ее предмета предметом т.н. "малой психиатрии". В таком случае проблемы и задачи, которые патопсихология должна решать своими методами и в своих понятиях, подменяются проблемами, которые подлежат компетенции психиатров.

Патопсихологическое исследование и выбор методов исследования зависит от той задачи, которую ставит перед ним клиника (дифференциально-диагностическая, психокоррекционная, экспертная и др.). Один и тот же синдром, по мнению Б.В.3ейгарник, может быть обусловлен различными механизмами, он может явиться индикатором различных состояний.

Э.Я.Штернберг, один из самых авторитетных представителей отечественной геронтопсихиатрии, еще в 1977 г, привлекал внимание к тому, что работы, выполненные в геронтопсихологии, отличаются чрезмерным разнообразием исходных позиций и методологических приемов - от экспериментального изучения частных вопросов до обобщающих, целостных концепций, в которых научный метод психологического исследования дополняется или заменяется философскими рассуждениями.

На протяжении всего времени становления геронтопсихологии рассматриваются две независимые друг от друга стороны психического старения:

- особенности психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности, т.е. биологическими процессами старения;

- психологические феномены, которые представляют собой реакцию стареющего человека на эти изменения или на внутреннюю или внешнюю ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов.

Результаты психологического изучения психической деятельности при старении и в старости проливают свет и на те психопатологические особенности, которые наблюдаются в геронтопсихиатрии. Они показывают, что выявленные общевозрастные особенности психопатологических проявлений находятся в определенном соотношении с теми изменениями психической деятельности, которые обусловлены возрастной инволюцией.

Таким образом, значение геронтопсихологии для понимания возрастных особенностей психопатологических расстройств в том, что она содержит определенную информацию об изменениях внутренней среды, на фоне которой происходят патогенетические процессы при развитии психических болезней в пожилом и старческом возрасте.

X X X

Вторая половина 20-го века отличается еще одной специфической особенностью изучения психического здоровья в пожилом и старческом возрасте - участие социологов в широкомасштабных исследованиях распространенности психических болезней и психических расстройств различного уровня, использование социологических методов в установлении прямых или опосредованных влияний на психическое состояние населения старших возрастов таких переменных, как образование, культурно-национальные и этнические традиции, социальный и семейный статусы, место проживания (мегаполисы, малые города или сельская местность), климатические условия, экономические показатели, способ проживания (одинокий, в семье или домах для престарелых).

Полученные социологами данные имеют огромное значение для решения самых разнообразных проблем населения пожилого и старческого возраста, в первую очередь для проводимой государством социально-геронтологической политики и охраны психического здоровья населения старших возрастов, предпринимаемых мер по улучшению медицинской, в том числе и психиатрической, а также социальной помощи.

В настоящее время используются три основных социологических подхода к изучению психического здоровья и его охраны во всех возрастных группах населения:

- подход с позиций социального научения, т.е. социальное поведение является результатом научения, а, следовательно, в случае поведенческих проблем можно, применив тактику модификации поведения, заменить нежелательные его формы более приемлемыми;

- подход с точки зрения реакции общества: в социологии попытки представить психические заболевания как форму девиации имеют давние традиции, более того высказывались предположения, что психическая болезнь представляет собой артефакт социальной реакции на причудливое поведение. Некоторые социологии вообще сводят психическое заболевание к проблемам, связанным с социокультурными нормами. Однако эта точка зрения не подтвердилась. Установлено, что такие психотические симптомы, как галлюцинации и бред, универсальны, хотя их содержание варьируется в зависимости от особенностей культуры;

- стрессовый подход к пониманию социально-психологических механизмов, ведущих к проблемам, связанным с психическим здоровьем, психическими расстройствами, потерей трудоспособности и к пользованию услугами системы психиатрической помощи.

Нужно отметить, что стрессовый подход имеет очень большое значение как в теоретических, так и практических исследованиях в геронтопсихиатрии и геронтопсихологии. Изучение критических жизненных ситуаций в пожилом и старческом возрасте показало, что причинами развития психических заболеваний у пожилых и старых людей могут быть не только такие жизненные стрессы, как смерть партнера, развод, потеря работы, но и т.н. "хронические бытовые ссоры". Интересно, что особенно большую значимость приобретают продолжительность и тяжесть этих бытовых ссор, а также пути, которыми старые люди их преодолевают. С позиций когнитивной (познавательной) модели восприятия стресса и реакции на него, особенно важно понять, как стрессы или "бытовые ссоры" воспринимаются когнитивно: они могут восприниматься как опасность или потеря в зависимости от сопротивления и приспособительных ресурсов старого человека.

70-80 годы 20-го века характеризуются развитием психиатрической эпидемиологии - дисциплины, зародившейся на стыке социологии с применением обзорных исследований, эпидемиологии с исследованием распространенности, частоты и факторов риска психических расстройств и психиатрии со стандартизированной оценкой психиатрических заболеваний.

В результате эпидемиологических исследований было установлено, что психические расстройства в старости, попавшие в поле зрения психиатров, представляют лишь "видимую часть айсберга", основная же часть пожилых и старых людей с психическими заболеваниями и расстройствами не имеют никакой психиатрической помощи, а в населении происходит увеличение и накопление пожилых и старых людей с самыми разнообразными психическими отклонениями. Было также установлено, что наиболее низкая выявляемость и регистрация психических расстройств наблюдается среди лиц старше 75 лет. Настоящий шок вызвали результаты исследования психического здоровья старых американцев, проживающих в домах для престарелых, проведенные А.Гольдфарбом в 1951-1957 гг. и обнаружившим у почти 90% пожилых и старых людей сенильную и сосудистую деменцию различной степени выраженности, а также другие психические расстройства, в основном, депрессивные.

Исследования психического здоровья пожилых и старых людей, проживавших в домах для престарелых г. Москвы, проведенные Н.Ф.Шахматовым и его сотрудниками в 70-е годы полностью подтвердили данные А.Гольдфарба и других исследователей.

Спустя почти 20 лет Зозуля Т.В. (1997) вновь привлекает внимание к несовершенству психиатрической помощи пожилым и старым людям на основании данных государственной статистической отчетности, согласно которым психиатрическими службами России в 1996 г. было зарегистрировано всего лишь 555,4 тыс. человек пожилого и старческого возраста, что составляет только 2,3% от этой возрастной группы населения, причем непсихотические формы психических заболеваний в этой категории населения занимают лишь 3,5%, когда в действительности, судя по отечественным и зарубежным данным, они встречаются в 5-6 раз чаще. Более того, автор привлекает внимание и к тому, что 33,3% больных пожилого и старческого возраста, находившиеся на лечении в соматическом стационаре, также нуждались в геронтопсихиатрической помощи.

Михайлова Н.М. (1996) убеждена, что пациенты пожилого и старческого возрасте с психическими нарушениями посещают поликлиники чаще, чем пациенты этого же возраста без психических расстройств. Автор поднимает вопрос о расширении геронтопсихиатрической внедиспансерной помощи, подчеркивая при этом, что имеющийся небольшой опыт организации этой помощи населению старческого возраста показал ее оправданность и обоснованность. Прежде всего это, по мнению автора, позволяет приблизить и увеличить доступ лицам пожилого и старческого возраста к геронтопсихиатрической помощи, а также достичь тесное функциональное сотрудничество общепрактикующего врача и геронтопсихиатра и, следовательно, будет способствовать:

- раннему распознаванию психической патологии и связанных с этим проблем;

- выявлению ранних симптомов как функциональных, так и органических в старости;

- значительно улучшит ранние лечебные мероприятия, когда еще можно излечить или приостановить действие деструктивного процесса.

С 80-90-х годов в охране психического здоровья пожилых и старых людей вольно или невольно все большую роль играют представители учреждений социальной работы. Ф.Парслоу и др. (1997) отмечают, что представление о положении старых людей, доживших до глубокой старости, было бы неполным без учета тех, кто страдает старческим слабоумием или иными серьезными психическими недостатками. Эта категория старых людей, по мнению авторов, довольно значительно представлена среди тех, кому социальные работники стремятся помочь.

В свете всего изложенного совершенно ясно, что в настоящее время только одни геронтопсихиатры или геронтопсихологи, или социологи, или тем более социальные работники уже не могут обеспечить сохранность психического здоровья населения старших возрастов. Более того отсутствие единого подхода к изучению и охране, психического здоровья пожилых и старых людей наносит вред в первую очередь этому контингенту населения. ВОЗ особенно подчеркивает, что существующая дихотомия между психологическим и биологическим подходом к психическому здоровью и психическим болезням в любом возрасте является одним из факторов, мешающих успешной реализации комплексного подхода к этой проблеме. ВОЗ считает, что "разрешение этой проблемы лежит в принятии биопсихосоциального подхода".

Вместе с тем ВОЗ вынуждена признать, что финансовая поддержка региональных биопсихосоциальных исследований далека от необходимого даже в странах, экономически благополучных и процветающих, тем более - это касается отсталых в экономическом, отношении стр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...