Проблема использования ГИС в методической литературе
Требования, предъявляемые к современному человеку, имеют необходимое качество - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией - это одни из основных характеристик человека, подготовленного к жизни в современном обществе. Развитие информационных технологий значительно повышает мотивацию обучения, способствует активному внедрению современных педагогических технологий, развитию интегрированного подхода, продуктивному обучению в деятельности, и, в конечном счете, саморазвитию. Первоначально, цель использования новых информационных технологий в обучении географии сводилась к тому, чтобы заинтересовать учащихся, позволить им увидеть, что предмет не просто нужный, он красивый, уникальный в своем роде. Ещё в 1996 г. И.В. Пролеткин [9] высказывал мысль о назревшей необходимости активного ознакомления учащихся старших классов с основами геоинформатики и сущностью ГИС-технологий. Обосновывая это предложение следующими обстоятельствами: школьная среда, самая массовая среди молодежи - отзывчива на новые идеи, связанные с внедрением передовых компьютерных технологий; в средней школе преподаются такие предметы как «география», «информатика», «экология» и некоторые другие, которые в принципе могут стать основой для изучения, понимания и дальнейшей работы школьников с геоинформационными системами; в некоторых, наиболее продвинутых в техническом отношении школах, гимназиях и лицеях, уже сейчас существуют определенные условия и возможности по внедрению ГИС в учебный процесс; в развитых западных странах процесс школьного ГИС-образования находится на высоком уровне - от специальных, обязательных курсов до широкого использования ГИС-программ в различных учебных дисциплинах;
в России данный процесс только зарождается и практически не замечается членами ГИС-сообщества, поэтому требует внимания. Конечно, использование электронных учебников по курсам географии, материалов записей из Интернета позволило на современном уровне, с использованием фотографий, схем, графиков и основных понятий изучить новый материал, ненавязчиво вставляя дополнительную информацию по теме. Но, придерживаясь суждения о том, что учитель не является основным источником знаний, а учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, в процессе обучения они создают свое собственное понимание предметного содержания обучения, привело к тому, что очередной целью стало формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку творческих работ, которая способствует, по мнению А.Ю. Уварова [9] развитию у школьников умений осуществлять самостоятельный поиск информации, классифицировать ее, сопоставлять, что является необходимым качеством саморазвития личности, прививает навыки самообразования, помогает «превращать учебу в радость открытия», а учитель становится организатором процесса получения знаний, способствуя самореализации ребенка. Именно эти умения реализуются у учащихся при проектировании и работе с географическими информационными системами. Не смотря на широкие возможности применения на уроках географии ГИС, методические рекомендации по работе с учащимися общеобразовательных школ, ещё не достаточно разработаны. Одной из основных причин этого, можно отметить недостаточную компьютеризацию школ. Если в европейской части страны этот процесс налажен относительно хорошо, то периферия страны ещё значительно отстаёт. Географические информационные системы (ГИС) позволяют проводить сбор, хранение, анализ и картирование любых данных об объектах и явлениях на основе их пространственного положения. Эта современная компьютерная технология обеспечивает интеграцию баз данных и операций над ними, таких как их запрос и статистический анализ, с мощными средствами представления данных, результатов запросов, выборок и аналитических расчетов в наглядной легко читаемой картографической форме.
Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре учебных задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий. С использованием ГИС на уроках географии С.В. Рогачёв [6] предлагает организовать работу по составлению картограмм и картодиаграмм это позволяет получить качественно новый как картографический, так и аналитический продукт. Особую роль при создании тематических карт, картограмм отводит геоинформационным системам и Э.М. Цыпина [13]. Она говорит, что работники сферы управления, инженеры, проектировщики и другие специалисты должны уметь легко пользоваться тематическими картами, дополнять их, обновлять, пересоставлять с целью районирования территории, изучения динамики, совмещения природных и антропогенных явлений. Они должны уметь считывать с карт всю полезную для себя информацию, комплектовать наборы карт в виде ГИС. Значит, необходимым элементом обучения ГИС в школах должно стать изучение методик составления тематических карт и работы с ними. Российским учителям, такими как Финаров Д.П. предложены разработки конкретных уроков с использованием ГИС для создания картограмм, электронные дидактические игры с использованием «немых» карт [11]. Использование на уроках географии ГИС, позволяет учителю проводить интегрированные уроки, не только с такими учебными дисциплинами как биология, экология, история. Но и с математикой и информатикой, что позволяет заинтересовать изучением географии школьников увлечённых более глубоким изучением информатики.
Велико значение использования ГИС не только в формировании и развитии специальных и общеучебных умениях, но и нельзя недооценивать профориентационную направленность данного вида учебной деятельности [8]. Использование информационных технологий позволяет вести преподавание на более высоком научном уровне, интегрировать знания по предмету, а ученикам ощущать себя активными участниками процесса обучения, получать новые навыки, умения, анализировать, сопоставлять и находиться в постоянном поиске. Смешанный режим взаимодействия учитель - ученик позволяет раскрывать и развивать их творческий потенциал, работать в сотрудничестве. Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил сделать следующие выводы: - процесс информатизации образования является одним из приоритетных направлений развития современного общества; - одним из новых, полифункциональных средством обучения на уроке географии являются географические информационные технологии; - в психолого-педагогической литературе отсутствует чёткая классификация комплекса требований, предъявляемых к использованию ГИС на уроках географии; - применение на уроках географии ГИС, способствует саморазвитию личности учащихся; - не смотря на недостаточную теоретическую разработку вопроса об использовании ГИС в учебно-воспитательном процессе, в методической литературе встречаются разработки уроков по географии с использованием ГИС; - использование ГИС на современном уроке географии позволяет значительно расширить его воспитательный потенциал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|