Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика организации учебной деятельности с помощью ГИС




Сделать освоение географических знаний в школе более эффективным за счет существенного повышения познавательной активности школьников в процессе самостоятельной творческой работы под руководством учителя позволяет комплекс цифровых образовательных ресурсов, существенными компонентами которого являются школьная геоинформационная система, система построения генеалогических деревьев и различные цифровые базы исторических документов. Остановимся более подробно на наиболее дидактически и методически значимых направлениях использования школьной ГИС в обучении географии.

Умение читать географическую карту является одним из базовых в школьной географии. Первое, что должен освоить ученик с помощью школьной ГИС, - это умение читать географическую информацию по цифровым графическим картам. Чтение бумажной карты, по сути, ограничивается составлением и анализом размещения объектов. Цифровая карта отображает больше информации о представленных в условных знаках объектах. Она содержится в атрибутах или семантике объектов, нанесенных на карту. Для получения дополнительной информации об объекте достаточно подвести к нему курсор и щелкнуть левой кнопкой мыши. Эти характеристики могут быть как качественными (название, краткое описание свойств), так и количественными (числовые параметры, количество жителей и т.п.)

В процессе чтения карт нередко появляется необходимость появляется необходимость найти тот или иной объект. При работе с картами и атласами на это может уйти много времени. В школьной ГИС предусмотрена целая серия инструментов для выполнения быстрого поиска объектов по заданным параметрам (в первую очередь по названию). За исключением проверки знаний геономенклатуры, данный инструментарий экономит много времени.

Карты разного содержания можно совмещать, накладывать друг на друга. Тоже относится и к цифровым космическим снимкам, которые можно совмещать с картами на ту же территорию, что и снимки. Учитель должен уметь управлять слоями и совмещать карты разного содержания, чтобы иллюстрировать объяснение взаимосвязей между географическими объектами, явлениями и процессами. Ученику необходимо владеть этим приемом для самостоятельного поиска взаимосвязей между географическими объектами, явлениями, процессами.

Умения проводить измерения и расчеты по картам также важны. Перегружая учеников фактическим материалом, учителя часто уделяют недостаточно внимания практическим заданиям, в ходе которых проводятся измерения и расчеты по картам. Частично это объясняется трудоемкостью выполнения измерений и расчеты по картам (приводят к неэффективному расходованию учебного времени). Школьная ГИС может дать в руки ученика быстродействующие измерительные инструменты, которые освобождают его от рутины измерений и вычислений; позволяют сосредоточить внимание на определении и анализе их результатов.

Основой основ школьного географического образования является умение определять по картам географические координаты объектов. Инструментарий школьной ГИС в сочетании с картографическими ресурсами позволяет сформировать и отработать этот навык у школьников.

Построение трехмерной модели местности - особая дидактически ценная функция школьной ГИС. Её использование способствует развитию пространственного мышления учащихся, позволяет показать информацию, размещенную на плоскости, в объемном трехмерном виде (что при работе с традиционными бумажными картами просто невозможно). При наложении на созданную трехмерную модель тематических карт или слоев появляются дополнительные возможности анализа взаимосвязей между географическими объектами и явлениями.

Школьная ГИС позволяет построить собственную цифровую карту на базе карт, входящих в комплект. Встроенный редактор позволяет на базе существующих цифровых карт создать собственную карту (включая контурную). Возможно редактирование и создание условных знаков. Это делает учебный процесс достаточно увлекательным для обучаемых. От практических работ по заполнению контурных карт целесообразно переходить к учебным проектам, в которых создание новой тематической

Карты будет одним из главных направлений ученического творчества.

Анализ статистических данных, привязанных к объектам цифровых карт, позволяет с помощь школьной ГИС познакомить школьников со статистическими методом исследования. При этом ученик работает с актуализированными статистическими данными и имеет возможность их самостоятельного обновления.

Заключение

Требования, предъявляемые к современному человеку имеют необходимое качество - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией - это одни из основных характеристик человека, подготовленного к жизни в современном обществе. И школа, конечно же, не может остаться в стороне. Всё больше информационных технологий находит своё применение в учебно-воспитательном процессе. Одной из таких технологий являются географические информационные системы.

Использование ГИС значительно повышает мотивацию обучения, способствует активному внедрению современных педагогических технологий, развитию интегрированного подхода, продуктивному обучению в деятельности, и, в конечном счете, саморазвитию.

Составление характеристик и описаний географических объектов и явлений с использованием разных источников информации - это важнейшее умение, которое формируется у школьников в процессе обучения географии. Школьная ГИС предлагает обширное информационное поле для учебной деятельности благодаря включенным в неё цифровым картам и космическим снимкам. Наличие в ней цифровых карт, космических снимков и инструментов работы с ними обеспечивает обширное информационное поле и для такой учебной деятельности, как описание взаимосвязей между географическими объектами и явлениями.

Школьная геоинформационная система позволяет сделать процесс обучения наглядным, повысить самостоятельность школьников в «добывании» географических знаний.

Список литературы

1. Веселовский А.В. ГИС-технологии и проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра «минерал». //Вестник ОГГГГН РАН, 1999. - № 1(7) - С.54 - 61

2. Информационная технология: Вопр. развития и применения. - Киев.: Наук. думка, 1988. - с. 120

3. Крейдер О.А. Информационная среда использования ГИС-технологий // Геоинформатика, 2005, - №4, с. 49-52

4. Макарова Л.Н. Применение технических средств на уроках географии.//Вопросы Интернет образования, 2006. - № 36. - http://vio.fio.ru/vio_site/cd_site/Articles/archive.htm

5. Новенко Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании// География в школе, 2007,-№7, с. 36-40

6. Рогачев А.В. Цифровая картография. Геоинформатика//География, 1999 - № 4 - С. 1--2.

7. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера / М.: Школьная пресса, 2004 г.

8. Троекашин А.Л. Использование ГИС «Численность сельского населения курганской области» в процессе обучения географии в средней школе.// География, 1998. - № 7, - С. 4 - 6.

9. Трубина Л.К., Быкова О.Г. Геоинформационные системы. Методические указания. Учебное пособие./ Под.ред В.В. Малина.Новосибирск: ЦИТ СГГА, 2003. - 46 с.

10. Уваров A.IO. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Пед. информатика. - 1993. - № 1. - С. 34-37

11. Финаров Д.П. ГИС: отбор содержания и методика их изучения в школьном курсе Географии России // География в школе, 2005, - №5, с. 56-58

12. Хасаншина Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии.// Информационные технологии обучения-2002/Секция II /Подсекция 3 (информационнве технологии обучения).

13. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех.// География. - 1991. - № 9. с. 20-24

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...