Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письма Ф. Энгельса о французской рабочей партии 1 глава




В «Neue Zeit», XIX, 1 (1901, 2. I, № 14, с. 423—427) опубликованы «Письма Ф. Эн-

ι " ι- " 152

гелъса о французской рабочей партии»

(((Бернштейн опубликовал в «Mouvement Socialiste»153 (№ 45) (явно 1900 г.) письма Энгельса против гедистов, относящиеся к 1881, 1882 и 1883 гг. Перепе­чатаны в оригинале в «Vorwärts»155, № 277 и 278, 28 и 29. XI. 1900. Эти письма, в коих Энгельс как бы защищает Клемансо, были использованы оппортунистами. Тогда Лафарг опубликовал в «Socialiste»156 (№115 от 24. XI. 1900) письма 1886— 1895 гг., кои и напечатаны в названном № «Neue Zeit».))) Теоретически важного в этих письмах нет. Отметить лишь 6. III. 1894:

«Да! Но ведь у нас во Франции республика, скажут нам экс-радикалы; у вас — дру­гое дело. А мы можем использовать наше правительство для социалистических меро­приятий! — Республика по отношению к пролетариату отличается от монархии только тем, что она является готовой политической формой для его будущего господства. Все ваше преимущество перед нами в том, что вы ее уже имеете. Нам придется потра­тить 24 часа, чтобы ее создать (с. 425) (курсив Энгельса). Но республика, как всякая другая форма правления, определяется по своему содержанию; пока она является фор­мой буржуазной демократии, она так же враждебна нам, как любая монархия (если от­влечься от форм проявления этой враждебности). Думать поэтому, что республика представляет собой социалистическую форму — совершенно не простительная иллю­зия. Мы сможем вырвать у нее уступки, но никогда не возложим на нее осуществление наших собственных задач, даже имея возможность контролировать ее меньшинством, настолько сильным, что оно в любой день могло бы превратиться в большинство»157.



В. И. ЛЕНИН


 






NB


Предисловие Энгельса к «Klassenkämpfe in Frankreich» дати­ровано (NB): 6. III. 1895.

3. IV. 1895:

«X... hat mir einen hübschen Streich gespielt. Er hat aus meiner «Einleitung» zu den Artikeln von Marx über Frankreich von 1848— 1850 alles das entnommen, was ihm dazu dienen kann, die um jeden Preis friedliche und antigewalttätige Taktik zu stützen, die zu predigen ihm seit etlicher Zeit beliebt, zumal in diesem Augenblick, wo man in Berlin Zwangsgesetze vorbereitet. Aber diese Taktik predige ich nur für das Deutschland von heute, und das obendrein noch unter allem Vorbehalt (sous bonne réserve). In Frankreich, Belgien, Italien, Österreich kann diese Taktik in ihrer Gesamtheit nicht befolgt werden, und für Deutschland kann sie morgen schon undurchführbar werden». (Курсив Энгельса.)


 



NB

NB


cp. «Weg zur Macht», 2. Auflage, 1910, S. 51, письмо Энгельса к Каутскому от 1. IV. 1895: «Zu meinem Erstaunen sehe ich heute im «Vorwärts» einen Auszug aus meiner «Einleitung» ohne mein Vorwissen abgedruckt und derartig zurechtgestutzt, daß ich als friedfertiger Anbeter der Gesetzlichkeit quand même dastehe. Um so lieber ist es mir, daß das Ganze jetzt in der «Neuen Zeit» erscheint, damit dieser schmähliche Eindruck verwischt wird. Ich werde Liebknecht sehr bestimmt darüber meine Meinung sagen und auch denjenigen, die, wer sie auch seien, ihm diese Gelegenheit gegeben haben, meine Meinung zu entstellen».


* В рукописи от слова «meiner» к дате «6. III. 1895» В. И. Лениным проведена стрелка. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ







Предисловие Энгельса к «Классовой борьбе во Франции» да­тировано (NB): 6. III. 1895158.



3.IV. 1895:

«X... сыграл со мной недурную шутку. Из моего «Введения» к статьям Маркса о Франции 1848—1850 гг. он взял все, что могло послужить ему для защиты мирной во что бы то ни стало, противонасилъственной тактики, которую ему с неко­торого времени угодно проповедовать, особенно теперь, когда в Берлине подготовляются исключительные законы. Но эту тактику я рекомендую лишь для Германии сегодняшнего дня, да и то со значительной оговоркой. Для Франции, Бельгии, Италии, Австрии нельзя было бы придерживаться целиком этой тактики, а для Германии она уже завтра может стать не-

приемлемой». (Курсив Энгельса.)


NB


 



ср. «Путь к власти», 2 издание, 1910, с. 51, письмо Энгель­са к Каутскому от 1. IV. 1895: «К моему изумлению, я нахожу сегодня в «Vorwärts» напечатанное без моего ведома извлече­ние из моего «Введения», которое обкорнали таким образом, что я предстаю в нем в виде миролюбивого поклонника закон­ности во что бы то ни стало. Тем более хотел бы я, чтобы «Введение» целиком появилось в «Neue Zeit» и это позорное впечатление изгладилось. Я очень определенно выскажу свое мнение на этот счет Либкнехту, а также и тем, которые — кто бы они ни были — предоставили ему эту возможность иска­зить мои взгляды, не сообщив мне при этом ни слова»160.


NB

NB


164______________________________ В. И. ЛЕНИН

2. VI. 1894:

«Dieses Vorwärtsdrängen des Sozialismus, das sich bei Euch zeigt, könnte zu einem entscheidenden Konflikt führen, in welchem Ihr die ersten Siege davontragt. Die revolutionäre Tradition des Landes und der Hauptstadt, der Charakter Eurer Armee, die seit 1870 auf einer viel populäreren Grundlage reorganisiert worden ist, all dies macht eine ähnliche Eventualität möglich. Aber um den Sieg zu sichern, um die Grundlagen der kapitalistischen Gesellschaft fallen zu machen, dazu bedürft Ihr der tatkräftigen Stütze einer sozialistischen Partei, die stärker, zahlreicher, kampfgeübter, bewußter ist als die, über welche Ihr verfügt. Es würde die Erfüllung dessen sein, was wir seit vielen Jahren vorausgesehen und vorausgesagt haben: die Franzosen geben das Signal, eröffnen das Feuer, und die Deutschen entscheiden die Schlacht».

22. XI. 1887:

«Sie werden im L... die Rede von N. im Wahlkreis von K. gelesen haben. Mit Recht klagt er darüber, daß die Partei mehr und mehr ver spießbürgert (va s'embourgeoissant). Es ist dies das Unglück aller extremen Parteien, sobald die Stunde naht, wo sie «möglich» werden. Aber unsere Partei kann in dieser Beziehung eine gewisse Grenze nicht überschreiten, ohne sich selbst aufzugeben, und es scheint mir, daß wir in Frankreich wie in Deutschland an dieser Grenze angelangt sind. Zum Glücke ist es noch Zeit, dem Einhalt zu tun» (курсив Энгельса) (S. 426).

27. Χ. 1890 — против «Junge», что они все карьеристы, якобы марксисты («я не мар­ксист», говорил Маркс о таких) — и Маркс бы сказал как Гейне: «Ich habe Drachen gesäet und habe Flöhe geerntet» (S. 427).




ibidem S. 794. «Marx über den Schutzzoll» — ненапечатанная речь (вторая) Маркса о свободе торговли из перевода Weydemeyer'a (издание 1848 г.) из «New-Yorker Volkszeitung». О протекционизме. Между прочим:


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 165

2. VI. 1894:

«Проявляющийся у вас подъем в социалистическом движении может привести к ре­шительному конфликту, в котором первые победы одержите вы; революционные тра­диции страны и столицы, характер вашей армии, реорганизованной с 1870 г. на значи­тельно более массовой основе, — все это делает возможным такой оборот событий. Но чтобы обеспечить победу, чтобы сокрушить основы капиталистического общества, вам нужна будет активная опора социалистической партии, более сильной, более много­численной, более испытанной, более сознательной, чем та, которой вы располагаете. Тогда осуществилось бы то, что мы предвидели и предсказывали в течение долгих лет: французы, подающие сигнал, открывающие огонь, и немцы, определяющие исход сра­жения»161.

22. XI. 1887:

«Вы, вероятно, прочли в L... речь N. в избирательном округе К. Он жалуется, и впол­не справедливо, на то, что партия обуржуазивается. Это несчастье всех крайних пар­тий, если приближается тот час, когда они становятся «возможными». Но наша партия не может переступить в этом отношении известного предела, не изменив себе, и мне думается, что во Франции, кап и в Германии, мы уже дошли до этой черты. К сча­стью, пока еще не поздно остановиться» (курсив Энгельса) (с. 426)162.

27. X. 1890 — против «молодых», что они все карьеристы, якобы марксисты («я не марксист», говорил Маркс о таких) — и Маркс бы сказал как Гейне: «Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох»163 (с. 427)164.




там же с. 794. «Маркс о покровительственных пошлинах» — ненапеча­танная речь (вторая) Маркса о свободе торговли из перевода Вейдемейера (издание 1848 г.) из «New-Yorker Volkszeitung»165. О протекционизме. Между прочим:



В. И. ЛЕНИН


«Im allgemeinen können die sozialen Reformen aber auch niemals durch die Schwäche des Starken bewirkt werden; sie müssen und werden ins Leben gerufen werden durch die Stärke des Schwachen».[Маркс в 1848 г.? до 1848~|

ПИСЬМО ЭНГЕЛЬСА К БЕБЕЛЮ

Чрезвычайно большую важность по вопросу о государстве имеет письмо Эн­гельса к Бебелю от 18/2 8. III. 18 75 (Bebel. «Aus meinem Leben», Bd. II, S. 318 ff. Stuttgart, 1911: Vorwort, 2. IX. 1911). Вот главнейшее место полностью:

NB
NB

«... Der freie Volksstaat ist in den freien Staat verwandelt. Grammatikalisch genommen ist ein freier Staat ein solcher, wo der Staat frei gegenüber seinen Bürgern ist, also ein Staat mit despotischer Regierung. Man sollte das ganze Gerede vom Staat (S 321) fallen (322) lassen, besonders seit der Kommune, die schon kein Staat im eigentlichen Sinne mehr war. Der «Volksstaat» ist uns von den Anarchisten bis zum Überdruß in die Zähne geworfen worden, obwohl schon die Schrift Marx' gegen Proudhon und nachher das «Kommunistische Manifest» direkt sagen, daß mit Einführung der sozialistischen Gesellschafts­ordnung der Staat sich von selbst auflöst und verschwindet. Da nun der Staat doch nur eine vorübergehende Einrichtung ist, deren man sich im Kampf, in der Revolution bedient, um seine Gegner gewaltsam niederzuhalten, so ist es purer Unsinn, von freiem Volksstaat zu sprechen: solange das Proletariat den Staat noch gebraucht (курсив Энгельса), gebraucht es ihn nicht im Interesse der Freiheit, sondern der Niederhaltung seiner Gegner, und sobald von

* «(Gerade) in die Zähne = gerade ins Gesicht»: словарь Sanders'a.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ




сильных; они должны быть и будут вызваны к жизни силой слабых»166.
Маркс в

«В общем же, социальные реформы никогда не бывают обусловлены слабостью


ПИСЬМО ЭНГЕЛЬСА К БЕБЕЛЮ

Чрезвычайно большую важность по вопросу о государстве имеет письмо Эн­гельса к Бебелю от 18/2 8. III. 187 5Ш (Бебель. «Из моей жизни», т. II, с. 318 и следующие. Штутгарт, 1911: Предисловие, 2. IX. 1911).

Вот главнейшее место полностью:

NB
NB

«... Свободное народное государство превратилось в свободное госу­дарство. По грамматическому смыслу этих слов, свободное государство есть такое, в котором государство свободно по отношению к своим гражданам, т. е. государство с деспотическим правительством. Следо­вало бы бросить всю эту болтовню о государстве (с. 321— 322), осо­бенно после Коммуны, которая не была уже государством в соб­ственном смысле. «Народным государством» анархисты кололи нам глаза более чем достаточно, хотя уже сочинение Маркса против Пру­дона, а затем «Коммунистический Манифест» говорят прямо, что с введением социалистического общественного строя государство само собою распускается (sich auflöst) и исчезает. Так как государство есть лишь преходящее учреждение, которым прихо­дится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно пода­вить своих противников, то говорить о свободном народном государст­ве есть чистая бессмыслица: пока пролетариат еще нуждается (курсив Энгельса) в государстве, он нуждается в нем не в инт ер ее ах свободы, а в интересах подавления своих противни­ков, а когда становится

«(Прямо) в зубы = прямо в лицо»: словарь Сандерса.


168__________________________ В. И. ЛЕНИН


NB


 

vertreten kann» (курсив Энгельса).

Freiheit die Rede sein kann hört der Staat als solcher auf, zu bestehen. Wir würden daher vorschlagen, überall statt Staat «Gemeinwesen» zu setzen, ein gutes altes deutsches Wort, das das französische «Kommune» sehr gut


Это, пожалуй, самое замечательное и, наверное, самое резкое место, так сказать, «против государства» у Маркса и Энгельса.

(1) «Бросить надо всю болтовню о государстве».

(2) «Коммуна была уже не государством в собственном смысле» (а чем же? пере­
ходной формой от государства к негосударству, очевидно!).

(3) Анархисты нам довольно «кололи глаза» (in die Zähne geworfen — буквально =
тыкали в морду) «народным государством». (Маркс и Энгельс, значит, стыдились этой
явной ошибки своих немецких друзей; — однако они считали ее, и, разумеется, по
тогдашним обстоятельствам правильно считали, несравненно менее важ­
ной ошибкой, чем ошибка анархистов. Это NB!!)




Nota bene

(4) Государство «само собою разлагается («распускается»)


и исчезает...»


(ср. позже: «отмирает») «с введением социалистического общественного строя...»

(5) Государство есть «временное учреждение», которое надобно «в борьбе, в рево­
люции...» (иадобиопролетариату, разумеется)...

(6) Государство нужно не для свободы, а для подавления (? Niederhaltung не есть
подавление, собственно, а удержание от реставрации, держание в покорности) про­
тивников пролетариата.

(7) Когда будет свобода, тогда не будет государства.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 169


возможным говорить о свободе, тогда государство, как таковое, перестает сущ е ст во ват ъ. Мы предложили бы поэтому поставить везде вместо слова государство слово: «община» («Gemeinwesen»), прекрасное старое немецкое слово, соответствующее французскому слову

«коммуна»» (курсив Энгельса).


NB


Это, пожалуй, самое замечательное и, наверное, самое резкое место, так сказать, «против государства» у Маркса и Энгельса.

(1) «Бросить надо всю болтовню о государстве».

(2) «Коммуна была уже не государством в собственном смысле» (а чем же? пере­
ходной формой от государства к не государству, очевидно!).

(3) Анархисты нам довольно «кололи глаза» (in die Zähne geworfen — буквально =
тыкали в морду) «народным государством». (Маркс и Энгельс, значит, стыдились этой
явной ошибки своих немецких друзей; — однако они считали ее, и, разумеется, по
тогдашним обстоятельствам правильно считали, несравненно менее важ­
ной ошибкой, чем ошибка анархистов. Это NB!!)

(4) Государство «само собою разлагается («распускается») |Nota bene| и исчезает...»

(ср. позже: «отмирает») «с введением социалистического общественного строя...»

(5) Государство есть «временное учреждение», которое надобно «в борьбе, в рево­
люции...» (надобнопролетариату, разумеется)...

(6) Государство нужно не для свободы, а для подавления (? Niederhaltung не есть
подавление, собственно, а удержание от реставрации, держание в покорности) про­
тивников пролетариата.

(7) Когда будет свобода, тогда не будет государства.

См. настоящий том, стр. 64—65. Ред.


170__________________________ В. И. ЛЕНИН


Обычно понятия «свобода» и «демократия» считают тождественными и употреб­ляют часто одно вместо другого. Очень часто вульгарные марксисты (Каутский, Пле­ханов и К во главе их) именно так рассуждают. На деле демократия исключает сво­боду. Диалектика (ход) развития такова: от абсолютизма к демократии буржуазной; от буржуазной демократии к пролетарской; от пролетарской к никакой.

(8) «Мы» (т. е. Энгельс ж Маркс) предложили бы «везде» (в про-

NBÜÜ

грамме) говорить вместо «государство» — «община» (Gemeinwesen),

«коммуна»!!!

Отсюда видно, как опошлили, опоганили Маркса и Энгельса не только оппортуни­сты, но и Каутский. Оппортунисты ни одной из этих 8 богатейших мыслей н е поня­ли!!

Они взяли только практическую надобность настоящего: использовать политиче­скую борьбу, использовать современное государство для обучения, воспитания проле­тариата, для «вырывания уступок». Это верно (против анархистов), но это еще лишь Vioo марксизма, если можно так арифметически выразиться. Каутский совсем затуше­вал (или забыл? или не понял?) в своей пропагандистской и вообще публицистической работе пп. 1, 2, 5, 6, 7, 8 и «Zerbrechen» Маркса (в полемике с Паннекуком в 1912 или 1913 г. Каутский (см. ниже, стр. 45—47) совсем уже свалился в оппортунизм по этому вопросу). От анархистов нас отличает (а) использование государства теперь и (β) во время революции пролетариата («диктатура пролетариата») — пункты, важнейшие для практики, тотчас. (Их-то ж забыл Бухарин!)

От оппортунистов более глубокие, «более вечные» истины о (αα) «временном» ха­рактере государства, о (ββ) вреде «болтовни» о нем теперь, о (γγ) не совсем государст­венном характере диктатуры пролетариата, (δδ) о противоречии государства и свобо­ды, (εε) о более

Этот абзац написан В. И. Лениным в углу предыдущей страницы рукописи, внизу, на свободном месте, и отнесен нами к п. 7 по содержанию. Ред.


МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ__________________________ 171



Обычно понятия «свобода» и «демократия» считают тождественными и упот-

ребляют часто одно вместо другого. Очень часто вульгарные марксисты (Каутский,

Плеханов и К во главе их) именно так рассуждают. На деле демократия исключает свободу. Диалектика (ход) развития такова: от абсолютизма к демократии буржу­азной; от буржуазной демократии к пролетарской; от пролетарской к никакой.

NB!!!!

(8) «Мы» (т. е. Энгельс иМаркс) предложили бы «везде» (в програм­ме) говорить вместо «государство» — «община» (Gemeinwesen), «комму-

на»!!!

Отсюда видно, как опошлили, опоганили Маркса и Энгельса не только оппортуни­сты, но и Каутский.

Оппортунисты ни одной из этих 8 богатейших мыслей н е поняли!!

Они взяли только практическую надобность настоящего: использовать полити­ческую борьбу, использовать современное государство для обучения, воспитания про­летариата, для «вырывания уступок». Это верно (против анархистов), но это еще лишь Vioo марксизма, если можно так арифметически выразиться.

Каутский совсем затушевал (или забыл? или не понял?) в своей пропагандистской и вообще публицистической работе пп. 1, 2, 5, 6, 7, 8 и «разбитие» Маркса (в полеми­ке с Паннекуком в 1912 или 1913 г. Каутский (см. ниже, стр. 45—47) совсем уже сва­лился в оппортунизм по этому вопросу).

От анархистов нас отличает (а) использование государства теперь и (β) во время революции пролетариата («диктатура пролетариата») — пункты, важнейшие для прак­тики, тотчас. (Их-то и забыл Бухарин!)

От оппортунистов более глубокие, «более вечные» истины о (αα) «временном» ха­рактере государства, о (ββ) вреде «болтовни» о нем теперь, о (γγ) не совсем государст­венном характере диктатуры пролетариата, (δδ) о противоречии государства и свобо­ды, (εε) о более

* См. настоящий том, стр. 289—301. Ред.


172__________________________ В. И. ЛЕНИН

правильной идее (понятии, программном термине) «общины» вместо государства, (ζζ) о «разбитии» (Zerbrechen) бюрократически-военной машины. Не забыть еще, что дикта­туру пролетариата открытые оппортунисты Германии (Бернштейн, Кольб etc.) прямо отрицают, а официальная программа и Каутский косвенно, молча о ней в повседневной агитации и терпя ренегатство Кольбов и К0.

Бухарину было писано в VIII. 1916: «дай дозреть твоим мыслям о государстве». Он же, не дав дозреть, полез в печать, как «Nota bene», и сделал это так, что вместо разо­блачения каутскианцев помог им своими ошибками!! А по сути дела Бухарин ближе к истине, чем Каутский.


NB

«Neue Zeit», XIX, Γ (1900—1901) (№ 26, 27. III. 1901), S. 804: M. Beer об
упадке Англии с замечаниями об ее империализме, гниении, и империа­
лизме
других стран.------------ NB. Он же: «Sozialer Imperialismus», «Neue

Zeit», XX, 1 (1901—1902), S. 209 ff. (фабианцы) und «Die gegenwärtige Lage des Trade Unionismus», ibidem, S. 43 (NB) {{«Imperialistisch-soziale Àra».)).

XIX, 2, S. 197: статья Walter'a о «русском империализме...» ((от Петра I до Китая в XX веке))*.



 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...