Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях




 

Новая система оплаты труда - способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, введенная в России с 1 декабря 2008 года. Новая система оплаты труда заменила единую тарифную сетку и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников. При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы на 30 %.

Оплата труда работников бюджетных организаций сейчас зависит главным образом от размера средств, выделяемых из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации на оплату труда, она не позволяет в полной мере обеспечить дифференциацию труда и противоречит новым социально-экономическим условиям, сложившимся в стране.

Более того, отсутствие эффективных программ реформирования оплаты труда в течение свыше 16 лет привело к ухудшению состояния и стагнации этой жизненно важной сферы. Поэтому введение новой системы оплаты труда для бюджетных организаций является крайне важной и неотложной задачей.

Реформа оплаты труда в бюджетных учреждениях преследует цель достижения устойчивого подъема реальной заработной платы за счет дифференциации оплаты труда и за счет повышения производительности труда, т.е. повышения уровня и благосостояния людей за счет самих работников бюджетной сферы.

Введение новых систем оплаты труда должно решить комплекс задач:

) решение вопроса об открытости политики организаций бюджетной сферы в области оплаты труда посредством развития социального партнерства на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях, а также на основе создания реальных механизмов коллективно-договорного регулирования в организациях бюджетной сферы;

) создание механизма саморегулирования оплаты труда;

) обеспечение устойчивого подъема реальной заработной платы за счет повышения производительности труда;

) создание оптимальной дифференциации в оплате труда работников бюджетной сферы различной квалификации при оптимальном уровне государственного прямого регулирования, и прежде всего создание мощной правовой базы по новой системе оплаты труда.

Новая система оплаты труда направлена на устранение уравниловки в оплате труда в бюджетной сфере, на отмену максимального ограничения размера оплаты труда, на переход на полную самостоятельность организаций в установлении видов, форм, систем оплаты труда, размеров тарифных ставок и должностных окладов.

По новой системе оплаты труда нижний предел заработной платы сотрудника не может быть меньше минимального размера оплаты труда, кроме того, она не может быть меньше заработной платы, ранее выплачиваемой работнику на основе Единой тарифной сетки при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации.

Зарплата в бюджетных учреждениях будет состоять из базовой, компенсационной и стимулирующей частей. Вводятся четыре профессиональные квалификационные группы, для каждой из них устанавливается базовый оклад, утверждаемый Правительством, меньше которого по профессиональным квалификационным группам зарплату устанавливать нельзя. Кроме того, устанавливается шесть квалификационных уровней. Одна и та же профессия рабочего и должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации.

Следует учитывать природу стимулирующих и компенсационных выплат: стимулирующие выплаты формируют побудительные мотивы к труду, стремление к более высокой результативности, а компенсационные выплаты призваны возмещать потенциальные потери работников. На стимулирующие выплаты сильнее, чем на компенсационные выплаты, влияют особенности функционирования той или иной организации, они являются показателем качества и количества труда.

По новой системе оплаты труда положение об оплате труда должно принять каждое бюджетное учреждение на основе Типовых положений, разрабатываемых каждым министерством. В каждой организации должно быть принято новое штатное расписание, проведена соответствующая аттестация рабочих мест в целях установления степени профессионального риска для оплаты компенсационных выплат.

Руководитель учреждения должен подготовить приказ, в котором подробно должны быть расписаны все критерии компенсационных выплат и стимулирующих надбавок. Затем все условия оплаты труда должны быть внесены в трудовые договоры. Приказ должен быть обсужден с профсоюзным комитетом предприятия, если он не создан, то с трудовым коллективом.

Общим принципом рыночной экономики является договорное определение условий оплаты труда. Поэтому новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений при введении новых систем оплаты труда рекомендует отражать условия оплаты труда конкретного работника в трудовом договоре.

В связи с этим рекомендуется заключать с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых структурировать условия оплаты их труда, предусмотрев в них размер: оклада, ставки заработной платы; выплат компенсационного характера; выплат и доплат стимулирующего характера.

Зарплата руководителя организации предусматривается до пяти размеров средней оплаты труда основного персонала работников организации. Исходя из этого руководитель учреждения должен быть заинтересован в повышении общего уровня оплаты труда основного персонала.

Руководителям бюджетных учреждений предоставлено больше самостоятельности, так как не будет жесткой тарифной сетки из 18 разрядов, он может перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников, также руководитель получил возможность перераспределения денежного фонда заработной платы по своему усмотрению, может стимулировать лучших работников и дестимулировать тех, кто, по его мнению, трудится плохо.

Новая система оплаты труда для бюджетных организаций предусматривает изменение роли государства в регулировании оплаты труда, установление заработной платы передано руководителям организаций с активным участием профсоюзов и трудовых коллективов, между тем государство сохранило за собой функции контролера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...