Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 С целью контроля знаний предусмотрены самостоятельные работы по основным разделам курса. Промежуточная аттестация состоит в контроле посещаемости, промежуточном тестировании и выполнения текущих домашних заданий. Приведены контрольные вопросы и тест для проведения итоговой аттестации.
Контрольные вопросы.
1. Постановка задачи исследования операций. 2. Примеры модулей исследования операций. 3. Критерий эффективности в детерминированных и вероятностных задачах. 4. Векторный критерий эффективности и способы его преобразования в скалярный. 5. Определение и примеры антагонистических игр. 6. Понятие седловой точки и условия ее существования в антагонистической игре. 7. Матричные игры. Основная теорема теории матричных игр. 8. Основные методы решения матричных игр. 9. Байесовский подход к решению статистических игр. 10. Минимаксный подход к решению статистических игр. 11. Статистические игры с экспериментом, их особенности. 12. Биматричные игры. Теорема о существовании ситуации равновесия в биматричной игре. 13. Примеры экономических и политических ситуаций, моделируемых с помощью биматричных игр. 14. Иерархические системы. Наибольший гарантированный результат Центра. 15. Методы управления иерархическими системами. 16. Задачи о потоках в сетях, их особенности. 17. Методы нахождения максимальных потоков. 18. Основные понятия теории массового обслуживания. 19. Методы исследования марковских систем массового обслуживания. 20. Основные законы распределения в теории надежности. 21. Статистическое моделирование случайных величин. 22. Основные принципы и этапы имитационного моделирования.
Тест для итоговой аттестации
1. Антагонистическая игра может быть задана: а) множеством стратегий первого и второго игрока. б) множеством стратегий обоих игроков и функцией выигрыша второго игрока. 2. Цена игры всегда равна верхней цене игры, если обе цены существуют: а) да. б) нет. в) вопрос некорректен. 3. Максимум по x минимума по y и минимум по y максимума по x функции выигрыша первого игрока: а) всегда равны друг другу. б) всегда отличаются друг от друга. в) могут быть и равны, и не равны. 4. Может ли в какой-то антагонистической игре сумма значений функции выигрыша обоих игроков положительна? а) да. б) нет. в) ответ неоднозначен. 5. Пусть в антагонистической игре X =(1;2)- множество стратегий 1-го игрока, Y =(5;8)- множество стратегий 2-го игрока. Является ли пара (1;9) седловой точкой в этой игре: а) всегда. б) иногда. в) никогда. 6. Если известно, что функция выигрыша 1-го игрока всегда больше 1, то значения этой функции в седловой точке могут принимать значения: а) любые. б) только положительные. в) только не более числа 1. 7. Если в антагонистической игре на отрезке [0;1]*[0;1] функция выигрыша 1-го игрока F(x,y) равна C (x-y)2, то при отрицательном значении числа C: а) седловых точек нет никогда. б) седловые точки есть всегда. в) седловые точки могут существовать, и не существовать. 8. Антагонистическая игра может быть задана: а) множеством стратегий игроков и ценой игры. б) множеством стратегий обоих игроков и функцией выигрыша первого игрока. в) обязательно каким-то иным способом. 9. Верхняя цена игры больше верхней цены игры, если оба показателя существуют. а) да. б) не всегда. в) никогда. 10. Смешанная стратегия - это: а) число. б) вектор. в) матрица. 11.Пусть в антагонистической игре X=(1;2)- множество стратегий 1-го игрока, Y=(2;8)- множество стратегий 2-го игрока. Является ли пара (1;2) седловой точкой в этой игре: а) всегда. б) иногда. в) никогда.
12. Седловая точка – это: 1) стратегия одного из игроков. 2) упорядоченная пара, в которой первая составляющая - стратегия первого игрока, вторая - стратегия второго игрока. 3) что-то иное. 13. Функция выигрыша первого игрока зависит: а) от одной переменной. б) от двух переменных. в) от трех переменных. 14. Матричная игра – это частный случай антагонистической игры, при котором обязательно выполняется одно из требований: а) один из игроков имеет бесконечное число стратегий. б) оба игрока имеют бесконечно много стратегий. в) сумма функций выигрыша игроков постоянна. 15. Пусть матричная игра задана матрицей, в которой все элементы одинаковы. Цена игры существвует: а) да. б) нет. в) нет однозначного ответа. 16. Оптимальная смешанная стратегия для матричной игры состоит из положительных чисел. а) да. б) нет. в) нет однозначного ответа. 17. Цена игры существует для матричных игр в чистых стратегиях всегда. а) да. б) нет. 18. Чистая стратегия является частным случаем смешанной: а) да. б) нет. в) не всегда. 19. Если в матрице все столбцы одинаковы и имеют вид (4 3 2 1), то какая стратегия оптимальна для 2-го игрока? а) первая. б) вторая. в) любая из четырех. 20. Какое максимальное число седловых точек может быть в игре размерности 2*3 (матрица может содержать любые числа) а) 2. б) 3. в) 5. г) иное число. 21. В матричной игре размерности 2*2 имеется 5 седловых точек: а) всегда. б) иногда. в) никогда. 22. Пусть в матричной игре одна из смешанных стратегий 1-го игрока имеет вид (0.5, 0.5), а одна из смешанных стратегий 2-го игрока имеет вид (0.5, 0.3, 0.1,0.1). Какова размерность этой матрицы? а) 2*4. б) 4*2. в) другая размерность. 23. Принцип доминирования позволяет удалять из матрицы за один шаг: а) целиком столбцы. б) отдельные числа. в) подматрицы меньших размеров. 24. В графическом методе решения игр 2*m непосредственно из графика можно найти: а) оптимальную стратегию 1-го игрока. б) оптимальную стратегию 2-го игрока. в) и то, и другое. 25. График нижней огибающей для графического метода решения игр 2*m может быть: а) гиперболой. б) прямой. в) параболой. 26. Чем можно задать матричную игру: а) одной матрицей. б) седловой точкой. в) ценой игры. 27. Биматричная игра может быть определена:
а) двумя матрицами одинаковой размерности. б) двумя произвольными матрицами. в) одной матрицей. 28. В биматричной игре размерности 2*4 ситуаций равновесия бывает: а) не более 2. б) не более 6. в) не более 8. г) нет однозначного ответа. 29. Если в матрицах A и В в биматричной игре все элементы одинаковы, то ситуации равновесия есть: а) всегда. б) иногда. в) никогда. 30. Седловая точка – это частный случай ситуации равновесия: а) да. б) нет. в) вопрос некорректен 31. В биматричной игре элемент bij представляет собой: а) выигрыш 2-го игрока при использовании им i-й стратегии, а 2-м – j-й стратегии. б) оптимальную стратегию 1-го игрока при использовании противником i-й или j-й стратегии. в) выигрыш 2-го игрока при использовании им j-й стратегии, а 1-м – i-й стратегии. 32. В биматричной игре элемент aij соответствует ситуации равновесия. Возможны следующие ситуации: а) этот элемент строго больше всех в столбце. б) этот элемент меньше всех в столбце. в) в столбце есть элементы и больше, и меньше, чем этот элемент. 33. Биматричная игра может быть определена: а) стратегиями игроков. б) стратегиями игроков и функцией выигрыша 1-го игрока. в) чем-то иным. 34. В биматричной игре размерности 2*N может быть ситуаций равновесия: а) не более 2+N. б) не более N. в) не более 2*N. 35. Бывает ли в биматричной игре размерности 3*3 ровно 7 ситуации равновесия? а) всегда. б) иногда. в) никогда. 36. Матричная игра – это частный случай биматричной, при котором всегда справедливо: а) матрица А равна матрице В, взятой с обратным знаком. б) матрица A не совпадает с матрицей В. в) Произведение матриц А и В -единичная матрица.. 37. В биматричной игре элемент bij представляет собой: а) выигрыш 2-го игрока при использовании им j-й стратегии, а 1-м – i-й стратегии, б) оптимальную стратегию 2-го игрока при использовании противником i-й или j-й стратегии/ в) что-то иное. 38. В биматричной игре элемент bij соответствует ситуации равновесия. Возможны следующие ситуации: а) в столбце есть элементы, равные этому элементу. б) этот элемент меньше некоторых в строке.
в) этот элемент меньше всех в строке.
Задачи для самостоятельного решения.
1. Дана задача принятия решения. В таблице - прибыль города при различных вариантах проведения праздника (тыс. руб.).
Установить, где следует проводить праздник по критериям Лапласа, Вальда и математического ожидания? Каким будет в критерии Гурвица, если предпочтение отдано театру? Ответ: в театре, в театре, на открытом воздухе, . 2. Найти в антагонистической игре седловую точку, если она есть. . Ответ: седловой точки нет. Ответ: (0,1). 3. Матрица А в матричной игре имеет вид . Установить, при каких x и y в матрице есть седловые точки. Ответ: при 4. Матрица А в матричной игре имеет вид . Установить, при каких x в матрице есть седловые точки. Ответ: при любых значениях х седловых точек нет. 5. Задача о зимней эксплуатации лесовозной дороги. Предположим, что при заготовке леса зимой есть выбор - делать или не делать предварительную расчистку дороги. При этом известны предполагаемые высоты снежного покрова и матрица доходов при применении той или иной стратегии. Заготовитель – игрок 1, природа – игрок 2.
Найти цену игры. Ответ: v= 2.5. 6. Найти с помощью графического метода, предварительно вычеркнув доминируемый столбец или строку, решение матричной игры с Ответ: 7. Найти оптимальные стратегии игроков в игре с Ответ: (1/3,2/3,0); (1/5,3/5,1/5). 8. Матрица А в биматричной игре имеет вид . Установить, какой должна быть матрица B, чтобы игра имела чистые ситуации равновесия. Ответ: должно выполняться хотя бы одно из трех условий: a) максимум в первой строке; б) во второй строке есть элементы, не меньшие, чем ; в) в третьей строке есть элементы, не меньшие, чем . 9. Найти смешанные ситуации равновесия в игре с матрицами A = , B = . Ответ: (2/5,3/5); (2/3,1/3).
Рекомендации к самостоятельной работе студентов.
Задания для промежуточной аттестации.
I. Подсчитать и найти седловые точки (если они есть) для игр со следующими матрицами: 1) ; 2) ; 3) . Предположим, что элемент неизвестен. Как в зависимости от значения этого элемента меняется множество седловых точек? II. Пусть Г =(X, Y, F) - антагонистическая игра, где X=Y= [- u,v ], Найти и седловые точки (если они есть). III. Найти чистые ситуации равновесия в биматричной игре с матрицами
Предположим, что элементы неизвестны. Как в зависимости от значений этих элементов меняется множество ситуаций равновесия? IV. Решить графическим методом матричную игру с матрицей A . Выполнить поиск решения той же игры методом Брауна-Робинсон (5 итераций), предположив, что на первом шаге каждый игрок выбирает стратегию 1. На каждом шаге найти
К основным учебно-методическим средствам обеспечения самостоятельной работы студентов относятся ресурсы научной библиотеки СГУ, электронные методические материалы, указанные в п.7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|