Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Остеология. Строение костной ткани




Т.И. Шалина, Л.А. Петрова

АНАТОМИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов)

Иркутск

ИГМУ

УДК 611.7(075.8)

ББК 28.86 я 73

Ш 18

Утверждено Центральным координационно-методическим советом ГОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России.

Протокол № ….. от…. 2011г.

Учебное пособие подготовили:

Т.И. Шалина – д.м.н., заведующий кафедрой анатомии.

Л.А. Петрова – ассистент кафедры анатомии человека.

Рецензенты:

В.Г. Виноградов – д.м.н., профессор заведующий кафедрой травматологии и ортопедии.

Г.И. Сонголов – к.м.н., доцент заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии.

 

Учебное пособие (Опорно-двигательный аппарат). /Т.И. Шалина, Л.А. Петрова – Иркутск: ГОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – 96с.

Учебное пособие подготовлено в соответствие с требованиями учебной программы по анатомии человека для высших учебных медицинских заведений. В пособии отражены общие вопросы по остеологии, артросиндесмологии и миологии. Наиболее сложные разделы по анатомии опорно-двигательного аппарата сведены в таблицы, оформлены оригинальными рисунками и схемами, что позволяет студентам самостоятельно освоить материал.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, ординаторов, практических врачей.

УДК 611.7(075.8)

ББК 28.86 я 73

Ш 18

© Т.И. Шалина

© Л.А. Петрова


ВВЕДЕНИЕ

Анатомия человека - наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития.

Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как еди­ное целое, развивающееся на основе определенных закономерно­стей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции.

Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур.

Настоящее учебное пособие составлено на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программы для обеспечения наиболее рационального унифицированного подхода к изучению дисциплины. Оно содержит учебно-методические материалы по четырем разделам: общей остеологии, краниологии, артросиндесмологии, миологии. Отражен перечень необходимых знаний. Каждая методическая разработка содержит подробный перечень вопросов исходного уровня знаний и контрольные вопросы по узловым моментам, которые студент должен усвоить в процессе подготовки и проведения занятия по данной теме.

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной работы студентов при подготовке и промежуточному и итоговому контролю по теме – опорно-двигательный аппарат.

Учебное пособие предназначено для организации текущего усвоения предмета, при подготовке и промежуточному и итоговому контролю для студентов всех факультетов.

Плоскости и оси.

Для определения положения органов используют три взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную - вертикально рассекающую тело спереди назад (эта плоскость делит тело на правую и левую части); фронтальную - перпендикулярную сагиттальной и разделяющую тело на брюшную (переднюю) и спинную (заднюю) части; горизонтальную - отделяющую верхнюю часть тела от нижней (Рис.1).

 


Рис. 1. Плоскости тела человека.
1 - фронтальная; 2 - сагиттальная; 3 - горизонтальная.

 

В теле человека условно можно провести множество таких плоскостей.

Соответственно плоскостям через тело человека условно можно провести три взаимно перпендикулярные оси:

1. Вертикальная - направлена сверху вниз, совпадает с продольной осью тела. Вокруг нее возможны движения (вращения направо, налево).

2. Фронтальная (поперечная) ось - направлена справа налево. Вокруг нее можно выполнять наклоны вперед, сгибание, разгибание.

3. Сагиттальная ось - направлена спереди назад. Вокруг нее выполняют движения вправо, влево, отведение, приведение.

Телосложение (habitus) совокупность особенностей строения, формы, величины и соотношения отдельных частей тела;

Конституция – совокупность устойчивых, обусловленных наследственностью, а так же длительными и интенсивными влияниями окружающей среды морфологических и функциональных качеств определяющих функциональные способности организма;

 

 

Классификация телосложения строится:

1 - на морфологической основе по соотношению длины туловища к общей длине тела (долихоморфный, брахиморфный, мезоморфный)

2 - с учетом функциональных особенностей:

астенический, гиперстенический и нормостенический тип конституции.
Тип телосложения дает общую характеристику организма. В основном он определяется строением скелета и количеством жира и мышечных тканей, которые его покрывают.

 

Рис. 2. Типы телосложения

 

 

А – долихоморфный, Б – мезоморфный, В - брахиморфный


Тип телосложения Тип конституции Характеристика внешнего строения   Положение и форма внутренних органов Индекс Пинье = рост (см) – окружность грудной клетки (см) – масса тела (кг)
Долихоморфный тип (А) Dolichos - длинный Астенический (гипостенический) Высокий рост, слабо развитая мускулатура и скелет, малое отложение жира; Плоская форма грудной клетки, малая окружность груди, узкие плечи, длинные и тонкие конечности, малый угол наклона таза Низкое стояние диафрагмы, вертикальное положение и капельно-образное сердце, удлиненный желудок, низкое положение слепой кишки, короткая тонкая кишка (4-5м), длинная брыжейка тонкой, поперечной ободочной и сигмовидной кишок, всасывательная способность желудочно-кишечного тракта понижена, 30-50  
Мезоморфный тип (Б) Mesos - средний Нормостеннический Средний рост, хорошо развитая мускулатура и скелет, слабое отложение подкожного жира, Цилиндрическая форма грудной клетки;   10-30
Брахиморфный тип (В) Brachys - короткий Гиперстенический Средний или низкий рост, широкая грудь, короткие конечности склонность к отложению жира; Плоская форма грудной клетки;   Высокое стояние диафрагмы, горизонтальное положение сердца, высокое косое положение желудка, высокое положение слепой кишки, длинная тонкая кишка (6-8м), короткая брыжейка тонкой, поперечной ободочной и сигмовидной отделов кишечника <<10

Табл. 1. Характеристика строения тела и отдельных органов в зависимости от типа телосложения


Онтогенез –индивидуальное развитие организма от момента зачатия до окончания жизни  
Внутриутробный период (антенатальный) Внеутробный период (постнатальный) согласно существующей в настоящее время возрастной периодизации выделяют периоды жизненного цикла  
Эмбриональный этап развития Длится 2 месяца (8 недель) Происходит развитие зародыша и закладка его органов Фетальный этап развития: развитие плода с 3-го по 9-ый месяцы; (с 8-ой недели, или конец 2-ого месяца)  
1. Новорожденный 1 – 10 дней  
2. Грудной возраст 10дней – 1 год  
3. Раннее детство 1 – 3 года  
4. Первое детство 4 – 7 лет  
Стадии эмбриогенеза Оплодотворение Бластогенез Гаструляция Образование туловища зародыша и внезародышевых органов Гистогенез и органогенез   Факторы морфогенеза: Генетический, Фактор функции, Фактор межорганных, межтканевых, межклеточных взаимодействий, Фактор нейрогуморальной регуляции.   5. Второе детство 8 – 12 лет – мальчики 8 – 11 лет – девочки  
6. подростковый возраст 13 – 16 лет – мальчики 12 – 15 лет – девочки  
7. Юношеский 17 – 21 лет – юноши 16 – 20 лет – девушки  
8. Зрелый возраст: 1 – ый период     2 – ой период 22 – 35 лет – мужчины 21 – 35 лет – женщины 36 – 60 лет – мужчины 36 – 55 лет – женщины  
9. Пожилой возраст 61 – 74 лет – мужчины 56 – 74 лет – женщины  
10. Старческий возраст 75 – 90 лет  
11. Долгожители 90 лет и старше  

 

Норма, вариант нормы, аномалии и уродства

 

Организм человека в процессе своего становления приспособился к окружающей его среде. В результате между ним и конкретными условиями внешнего мира установилось определенное равновесие.
Это равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, обозначается как норма, а соответствующее ему строение тела — как нормальное.
Норма — это гармоническая совокупность вариантов строения и соотношение структурных данных организма, которые характерны для человека как для вида и обеспечивают ему полноценное выполнение биологических и социальных функций.

Строение организма и его отдельных органов имеет много разновидностей — вариантов нормы (variatio, лат. — видоизменение), из которых одни варианты встречаются чаще, а другие реже. Согласно вариационной статистике они образуют вариационный ряд, по краям которого находятся крайние формы индивидуальной изменчивости (В. Н. Шевкуненко).
Варианты нормы - разновидности общепринятой нормы, которые могут носить прогрессивные признаки, если они повышают жизненность организма или отвечают требованиям селекции, и регрессивные, когда в них проявляются признаки пройденного пути эволюционного развития. Резко выраженный регрессивный признак называется атавизмом (atavus - предок).

Аномалии - отклонения от нормы, характеризующиеся необычной топографией органов или частей тела, их чрезмерным или, наоборот, слабым развитием, не сопровождающимся глубокими нарушениями жизнедеятельности организма.

Классификация аномалий

I. Клиническая
Единичные Комбинированные Врожденные Приобретенные
II. Этиопатогенетическая
Филогенетические Онтогенетические
III. Анатомическая
Аномалии положения   Аномалии количества   Аномалии строения   Аномалии развития  
1. Гетеротропия 2. Эктопия 3. Дистопия 4. Инверсия 5. Спадия   1. Удвоение органа 2. 4-х кратное увеличение органа 3. Половинчатое развитие органа 4. Орган неправильной формы 1.Стенки: дивертикул свищ аневризма 2. Полости: стеноз атрезия дилатация 1. Агенезия 2. Аплазия 3. Гиперплазия

 

Отсутствие или сверхкомплектность органов или частей тела, приводящие к тяжелым нарушениям всей жизнедеятельности организма или даже неспособности к существованию, носят название уродства. Возникают под влиянием каких-либо тератогенных факторов (повышенная радиация, воздействие химических веществ и т. п.). Наука, изучающая уродства и причины их возникновения, называется тератологией (teratus - уродства).

Раздел 1. Остеология. Строение костной ткани

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...