Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Пути совершенствования геральдики




 

Сегодня геральдика получила новое развитие, связанное с необходимостью создания городских и корпоративных гербов. Данная проблема решается Геральдическим советом при президенте РФ.

Создание гербов сегодня достаточно актуальная проблема. Но, данный процесс должен удовлетворять некоторым международным правилам, перечисленным ниже.

Геральдические расцветки подчиняются правилам. Установлено девять важнейших цветов (тинктур), которые в свою очередь делятся на финифти (это старинное слово обозначает эмаль), металлы и меха - в память о рыцарских щитах, которые часто обивали металлическими пластинами и украшали мехом, и о парадной утвари - ларцах, кубках и других предметах, на которых герб изображался дорогими цветными эмалями.

Металлические тинктуры - золото и серебро. Их можно изображать настоящими металлами или металлической блестящей краской, а можно просто белым и жёлтым цветами - как захочет или сможет художник; всё равно с точки зрения геральдики это серебро и золото. Поляки и чехи с гордостью говорят о гербах своих стран - белом орле, белом льве; но согласно гербовым правилам польского орла и чешского льва точнее называть серебряными.

Финифтей пять: лазурь, червлень, чёрная, зелень и пурпур.

Лазурью считаются синий, голубой и все сине-голубые оттенки и расцветки. Для геральдики всё это - один и тот же цвет.

Червлень - это красный, алый цвет.

Чёрная финифть - действительно чёрная, так же, как зелень - зелёная.

С пурпуром разобраться сложнее. В Средние Века этот «цвет царей» часто изображался не очень красивой серо-коричневой краской; иногда же гербовый пурпур оказывался тёмно-фиолетовым и даже пёстрым, составленным из разноцветных крапинок. В конце концов эту загадочную тинктуру стали изображать самыми разными оттенками сиреневого, фиолетового и малинового. До сих пор у одних художников геральдический пурпур оказывается почти розовым, у других - почти бурым, у третьих - близким к червлени.

В некоторых гербах, а чаще - в геральдических учебниках можно встретить и другие финифти - например - оранжевую или серую. Но эти дополнительные цвета были и остаются редкостью. Можно сказать, что в семье гербовых тинктур они считаются не вполне своими.

И, наконец, меха. Их изображают разноцветными значками, но при этом они считаются отдельными цветами. Горностаевый мех, например - это чёрные хвостики горностая на белом фоне. Обычно хвостики стилизуют, предавая им немного странный вид. А гербовый беличий мех - это угловатые лазоревые и серебряные многоугольники. При помощи воображения в них можно узнать шкурки полинявших к зиме белок - наполовину голубовато-серые, наполовину белые.

Существуют и разновидности двух главных мехов: например, противогорностаевый, то есть чёрный с белыми хвостиками, или противобеличий, с необычным расположением шкурок.

Кроме того, в геральдике есть так называемые натуральные, естественные цвета. Обычно под «натуральным цветом» понимают геральдический цвет, наиболее близкий к реальной расцветке изображаемом фигуры; например, натуральные солнце и лев - на самом деле золотые. Но иногда в гербах появляются и негеральдические расцветки. Человеческое тело, например, обычно изображается «натурально» телесным (хотя гербовый человек вполне может быть и зелёным, и полосатым). В гербах можно встретить животных, растения и самые разные предметы негеральдических цветов. Но только неумелые геральдисты предпочитают такие расцветки главным тинктурам. К слову, некоторые учёные гербоведы называют негеральдические цвета, забравшиеся в гербы, словом «ржавчина» (это не ругательство, а геральдический термин!) и доказывают, что в Средние Века этими красками в знак позора расцвечивали гербы провинившихся рыцарей. Примеры таких «ржавых» гербов можно найти в геральдике самых разных стран - от Великобритании до России.

В разное время разные геральдисты пытались определить, какой цвет лучше и важнее, а какой хуже и несущественнее. Например, учёный XIV века Бартоло из Сассоферрато утверждал, что лучшая финифть - червлень, а лучшая из тинктур вообще - золото (может быть, на его выбор повлияло то, что его собственный герб был червлёно-золотым). Чёрный цвет Бартоло считал наихудшим. Ему возражал епископ Джон Тревор, объявивший серебро и чёрный наиболее совершенными цветами. А на самом деле никаких высших и низших тинктур нет, и даже геральдическое золото само по себе не дороже геральдического серебра.

Были и люди, стремившиеся выяснить символическое значение каждой из тинктур. Например, связывали лазурь с любовью, потому что сила чувства порой заставляет влюблённых бледнеть до посинения, или с небом, потому что оно само лазоревое. Но учёные давно доказали, что в разных гербах одни и те же цвета могут иметь совершенно разный смысл, разное значение, и общих правил на этот счет не существует.

Любая часть герба обязательно имеет определенные тинктуры - это одно из главных правил геральдики. Всё это богатство цветов не обязательно передавать красками. В случае, если герб нарисован чёрно-белым или изображён рельефом, цвета можно обозначить штрихами. Эту систему штриховки придумал в XVII веке итальянский иезуит Сильвестр Петра-Санкта, и в наше время она принята во всем мире. Серебро, согласно системе Петра-Санкты, изображается пустым пространством, золото - точками, лазурь - горизонтальными чертами, а червлень - вертикальными. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой - пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.

Если же герб воспроизведён в цвете, то любую из тинктур можно по желанию художника передавать и ровным колером, и декоративным орнаментом, который называется дамаскировкой (или дамасцировкой, по аналогии с узорами на дамасской стали). Такой орнамент можно видоизменять как угодно, сплетать его из цветов или из геометрических фигур, делать очень сложным или убирать совсем - с точки зрения геральдики от этого ровным счётом ничего не изменится.

Геральдическая практика - создание, учреждение и использование государственных, ведомственных, территориальных и общественных геральдических знаков (гербов, эмблем, флагов, знамен, наградных и памятных знаков, форменного костюма со знаками различия и т.п.) - является фактом жизни государства и демократического общества. Возникновение и существование таких знаков вызывается практическими потребностями и происходит самопроизвольно, в большинстве случаев - без руководящих указаний центральной власти.

Существование геральдической практики вызывает возникновение большого количества различных геральдических знаков, которые, рождаясь на местах по частной инициативе, могут сложиться в бессистемную массу различных эмблем, не отвечающую главной задаче геральдики - созданию и функционированию четкой системы визуальных знаков различия. Особенно остро этот вопрос встает в сферах, где геральдический знак является знаком с юридическим смыслом, а система различий, функционирующая посредством применения геральдических знаков, является законодательно установленной и юридически значимой. Такими сферами в первую очередь являются область государственной геральдики (знаковых систем государства и органов государственной и федеральной исполнительной власти) и территориальной геральдики (знаковых систем субъектов федерации и муниципальных образований).

Геральдический совет при Президенте Российской Федерации (действующий на основании Указа Президента Российской Федерации от 29.6.1999 № 856 в редакции Указов Президента Российской Федерации от 25.6.2004 № 799 и от 26.8.2007 № 1121) является центральным органом геральдической администрации, основными задачами которого является проведение единой государственной политики в области геральдики и ведение Государственного геральдического регистра. Единая государственная политика в области геральдики подразумевает обеспечение общего подхода к созданию и использованию всех видов геральдических знаков, который обеспечивал бы, с одной стороны, стройность и логичность системы официальных символов, с другой стороны, предотвращение дублирований и нарушение основных исторических традиций и международных требований геральдической практики. Для исполнения этой задачи Геральдический совет уполномочен:

обеспечивать работу по созданию и использованию официальных символов и отличительных знаков;

осуществлять геральдическую экспертизу проектов создаваемых знаков и высказывать рекомендации по доработке проектов в случае необходимости;

согласовывать на стадии утверждения акты, вводящие в действие те или иные геральдические знаки;

на основании накопленного опыта практической работы входить с законодательной инициативой по вопросам регулирования принципов создания и использования геральдических знаков, утверждения или упразднения отдельных геральдических знаков;

разрабатывать рекомендации по вопросам создания и использования официальных символов и отличительных знаков для органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований);

давать разъяснения и консультации в сфере своей компетенции.

В республике Тыва геральдикой занимаются представители Сибирской геральдической коллегии. Они вправе выполнять все функции геральдического совета при президенте РФ.

 


Используемая литература

Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 64 с.

Федеральный закон «О государственном флаге Республики Тыва» от 8 февраля 2002 г. № 1302 // Электронная система «Гарант»

Закон «О государственных символах Республики Тыва» от 31 декабря 1996 г. № 697 // Электронная система «Гарант»

Указ Председателя Правительства Республики Тыва о государственном геральдическом регистре Республики Тыва // Электронная система «Гарант»

Борисов И.В. Родовые гербы России. - М.: Инфра, 1997. - 342 с.

Вилинбахов Г. Родословная российского герба // Родина. - 2001. - №1. - С. 23-26.

Вилинбахов Г.В. Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Л., 1982. - 204 с.

Геральдика. Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. - Л: ГЭ, 2006. - 406 с.

Дворянские роды Российской империи. - СПб.: ВЛАДОС, 1993. - 98 с.

Егоров В. Возрождаем родовую геральдику // Вестник геральдиста. 1990. - №1. - С. 15-23.

История России в лицах и датах. Словарь- справочник. - СПб.: ФЕНИКС, 2003. - 104 с.

Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М.: Просвещение, 2002. - 122 с.

Карамзин Н.М. Предания веков. - М.: Просвещение, 2001. - 102 с.

Комментарии к федеральному закону «О государственном флаге Республики Тыва», 2004 // Электронная система «Гарант»

Комментарии к Федеральному закону «О государственных символах Республики Тыва», 2006 // Электронная система «Гарант»

Конов А. Геральдика российская // Нева. - 2001. - №2. - С. 32-38.

Лакиер А.Б. Русская геральдика. - М.: Книга, 2000. - 104 с.

Лебедев В. Державный орел России. - М.: Родина, 2003. - 142 с.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь, 2003. - 98 с.

Тернер В. Политическая символика. - М., 2007. - 568 с.

Хорошкевич А.А. Символы русской государственности. - М.: Просвещение, 2001. - 132 с.

Шиланов В., Семенович Н. Флаги Русского флота // Советский музей. - 2000. - № 3. - С.59-62.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...