Классификация вопросов осуществляется по разным основаниям.
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 По отношению к цели исследования вопросы могут быть содержательными (по ответам на эти вопросы строят выводы об изучаемом явлении) и функциональными (способствующими процедуре опроса). По предметному содержанию выделяют вопросы о: 1 – фактах (демографические, окружающей среды, социальной практике); 2 – знаниях (не задаются «в лоб», а формируются в более корректной форме); 3 – мнениях, установках, мотивах поведения. По функциям выделяют следующие вопросы. Вопросы-фильтры, которые задаются для выделения части совокупности, которой необходимы уточнения. Например: «Вы занимаетесь спортом?», «Если, да, то каким?». Контрольные вопросы проверяют логику, достоверность, непротиворечивость ответов. Наводящие вопросы позволяют подвести к ответу на более сложные вопросы. Функционально-психологические вопросы применяются для снятия напряжения или для перехода от одной темы к другой. «А теперь несколько вопросов о…» Опрос (анкетирование и интервью) может быть полностью или частично стандартизированным, исходя из типов вопросов. По степени стандартизации ответов различают закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. В закрытых вопросах предполагаются варианты ответов. Это дает возможность увеличить заполняемость анкет, обеспечить кодировку. Однако предложенная структура ответов может не совпадать с мнением каждого респондента или быть неполной. Различают несколько видов закрытых вопросов: дихотомические – «да – нет»; альтернативные – уравновешенность формулировок, сбалансированность положительных и отрицательных ответов, которые уменьшают смещение мнения в ту или иную сторону, ответы в таких вопросах взаимоисключающие; вопрос-меню – можно выбрать несколько вариантов ответов.
Если нет уверенности в том, что все варианты ответов исчерпаны, то ставится полузакрытый вопрос. Здесь респонденту предлагается дать дополнительный вариант ответа. Эти ответы дают дополнительную информацию по изучаемому вопросу. В открытом вопросе вообще не дается набора возможных ответов. Их формулирует сам респондент. Здесь значительно уменьшается влияние на респондента, выявляется его мнение, настроение. Это бесценный материал, который очень трудно обработать, закодировать ответы. Именно в этом месте анкет самое большое количество отказов от ответов. Поэтому используются эти вопросы довольно редко. Часто они применяются в качестве функционально-психологических вопросов, для сбора пожеланий. Особо широко используются в экспертных опросах. С учетом отношения к личности респондента выделяют прямые и косвенные вопросы. Различают нейтральные и острые вопросы. Последние касаются личных сторон жизни опрашиваемого. Простые и сложные вопросы различаются степенью вызываемого напряжения. Сложные вопросы требуют воспоминания фактов или имеют сложную технику заполнения. Вопросы могут быть внушающими, если они содержат психологическое давление. Вопросы могут быть личными и безличными. Различают вопросы по синтаксическим признакам – вопросительные и повествовательные. В практике социологических исследований выделяют графические формы вопросов: иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы, схемы. Нужно стремиться формулировать вопросы и ответы с учетом языка респондента и системой его понятий. Не рекомендуется употреблять неопределенные слова типа «много», «мало», «часто». Желательно избегать эмоционально окрашенных слов, похвальных или порицательных отзывов. При составлении анкеты социолог должен избегать собственных мнений и оценок.
Интервью как специфический вид опроса применяется, как правило, на стадии подготовки массовых анкетных опросов с целью уяснения области исследования и формализации вопросов и ответов в анкете. Также интервью может использоваться как самостоятельный метод в случаях, когда не требуется больших выборок. Интервью отличается от анкетирования тем, что вопросник (бланк вопросов) интервьюер заполняет сам по ответам респондентов. При этом могут использоваться технические средства – телефон, диктофон, магнитофон, телевидение. Нередко прибегают к помощи ассистента, когда социолог ведет беседу, а помощник записывает. Виды интервью: По степени формализованности различают – свободное, глубинное, фокусированное, интервью с открытыми вопросами и формализованное интервью. При свободном интервью формулируется только тема, направление беседы. Интервью проводится без специально подготовленного плана, вопросника. Здесь допускается полная свобода интервьюера. Этот вид предполагает сбор поисковой информации. Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного круга вопросов. Однако последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно определенного круга вопросов. Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Степень стандартизации повышается. Все вопросы обязательны, хотя их последовательность может меняться. Здесь уже может применяться статистический анализ. Интервью с открытыми вопросами предполагает строго обязательную их последовательность и формулировку. Этот вид интервью используется при опросе экспертов, при телефонных опросах, а также при пробных исследованиях. Формализованное (стандартизированное) интервью является самой распространенной формой, по существу, напоминающий анкетирование в присутствии социолога. В нем поведение респондента и социолога строго регламентировано инструкцией. Имеется строго формализованный вопросник, в котором, как правило, преобладают закрытые вопросы. Интервью может быть групповым и индивидуальным, непосредственным и опосредованным, по целям – разведывательным, контрольным и основным.
Требования к интервьюеру: 1. учет влияния пола и возраста; 2. внешний вид интервьюера – одежда – должна соответствовать обстановке, не должна служить отвлекающим маневром; 3. темы интервью зависят от его длительности, места и обстановки проведения опроса, от содержания вопросов; 4. индивидуальные качества; 5. владение системой регистрации ответов: стенография, сокращения записей, звукозапись, запись по памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|