Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и виды государственного долга

Государственный долг - это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [2, с.265]. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мирах, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

В соответствии с традиционной точкой зрения, государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство экономистов. Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Риккардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.

Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?

Снижение налогов, финансируемое правительством за счет займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительский расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объема производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объема сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведет к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.

В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведет к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объем национального продукта снизиться, а доля в нем внешнего долга возрастет. Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно, что одновременно повысится и темп инфляции. Тяжелое бремя последствий такого бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.

Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Какую же реакцию может вызвать снижение налогов у думающих о будущем потребителей? Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счет роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а, следовательно, и потребление.

Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счет долга равносильно их финансированию за счет налогов. Эта точка зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономиста 19 века Давида Риккардо, поскольку он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.

Вывод из равенства Риккардо заключается в том, что финансируемое за счет долга снижение налогов не изменяет потребление. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

Однако из логики анализа равенства Риккардо не следует, что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объема государственных расходов. Предположим, например, что правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг - это сумма задолженности государства своим юридическим, физическим лицам. В развитых странах его определяют как общий объем непогашенных государственных ценных бумаг.

Внешний государственный долг - это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. [2, с.266] В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь", внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственном долге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах) ", и Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год" от 29 декабря 2006 года.

Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год”, лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2007 года установлен в размере 2 млрд. долларов США.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 апреля 2007 года составил 854,5 млн. долларов США (таблица № 1).

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица № 2).

Внешний государственный долг РБ (млн. дол. США).


Таблица 1

  01.01.2007 01.04.2007
Кредиты, привлеченные РБ (Правительством РБ) 574,5 563,4
Кредиты, привлеченные резидентами по гарантии Правительства РБ 263,4 291,1
ВСЕГО 837,9 854,5

 

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ.

 

Таблица 2

Показатели кредитоспособности 01.01.2006 01.01.2007
Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, % 4,3 4,1
Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, % 2,6 2,3
Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, % 1,2 1,1

 

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Рассмотрим взаимосвязь между внутренним государственным долгом и бюджетным дефицитом. Правительство, как правило, имеет дело не с первичным, а с общим дефицитом (BDt), который можно рассчитать по формуле:


BDt= (G-T) +rD, (1)

 

где D - государственный долг, r - средняя реальная ставка процента, выплачиваемая по государственному долгу.

В данном случае рассматривают реальные величины, так как в условиях высокой инфляции номинальные значения бюджетного дефицита долга завышены и их динамика может не совпадать в изменением реальных величин. Например, номинальный дефицит будет возрастать, а реальный падать, если темп инфляции станет обгонять темп роста номинального дефицита.

Уравнение (1) показывает, на какую сумму увеличивается государственный долг в текущем году. Его можно переписать следующим образом:

 

∆D= (G-T) +rD. (2)

 

Именно сумму денег ∆D должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился долг. Если в текущем году имелся излишек бюджета (Т>G), то государственный долг уменьшится.

Уравнение (2) также показывает, что даже если в текущем году бюджет будет сбалансирован (G=Т), то государственный долг все равно будет возрастать в связи с необходимостью выплаты процентов. Этого можно избежать только в случае, когда излишек бюджета будет больше или равен процентам по государственному долгу:

 

Т-G≥rD.

 

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

Бюджетный дефицит представляет собой финансовое явление, которое не всегда свидетельствует о тяжелом положении экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

Отсутствие бюджетного дефицита также не означает, что экономика определенной страны не имеет проблем и динамично развивается. Однако все страны стремятся достигнуть сбалансированности бюджета или не превышать предельно допустимую величину дефицита бюджета - 2-3%.

Существует прямая связь между бюджетным дефицитом и государственным долгом, который является следствием дефицита бюджета страны.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...