Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный долг: причины возникновения и последствия

 

Государственный долг - это сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный период времени.

Исходной причиной его образования выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию.

Дефицит бюджета
Дефицитное финансирование
 Государственный заем (облигации)
Кредит правительству
Другие ценные бумаги (ГКО, ГДО и т.д.)
Другие формы заимствования
Государственный долг
Обслуживание государственного долга

 

 

Дефицитное финансирование на некоторое время позволяет смягчить кризис государственных финансов, мобилизовать недостающие средства и профинансировать неотложные расходы государства. В том числе выплатить заработную плату бюджетным работникам, ввести в строй школу, больницу и т.п. Но, как говорится, все хорошее быстро забывается. А вот негативные последствия от наращивания государственного долга не заставляют себя долго ждать и могут обнаружиться в разных формах.

прежде всего обратим внимание на то, что государственный долг - это стремление страны жить за счет будущих поколений.

Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.

задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире).

в среднесрочной перспективе государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны. Особенно четко это ощущается по линии внешнего долга, погашение и обслуживание которого непосредственно связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения.

обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему есть не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.

обслуживание внешнего государственного долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий (некое подобие "распродажи фамильного серебра").

Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые и т.п.) может сопровождаться новыми и все более серьезными уступками иностранному капиталу.

Управление государственным долгом. В данном случае речь идет о совокупном действии органов государства, связанных:

с выпуском новых займов и выработкой соответствующих условий эмиссии ценных бумаг;

с выплатой процентов по ранее выпущенным займам;

с проведением конверсии и консолидации займов;

с погашением ранее выпущенных обязательств, срок оплаты которых наступил.

Погашение государственных займов, включая выплату процентов, осуществляя либо из запланированных бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т.е. за счет доходов от выпуска новых займов (пресловутая "финансовая пирамида").

Конверсия государственного долга означает изменение условий доходности ценных бумаг правительства. Если процентная ставка по обслуживанию государственного долга (ценные бумаги) выше темпов роста ВВП, то это означает, что все большая доля ВВП уходит на обслуживание государственного долга.

Консолидация - изменение прежних сроков погашения финансовых обязательств правительства (например, перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные).

Рефинансирование долга - выпуск нового государственного займа и использование выручки от его размещения для выплаты процентов по старым долгам.

Наиболее простым средством, смягчающим тяготы по обслуживанию государственного долга, выступает максимизация налоговых поступлений. Для начала сумма налогов и сборов (Т) не должна быть меньше выплат (проценты плюс часть основного долга, срок оплаты которого наступил), связанных с обслуживанием государственного долга (N). Тогда соотношение N/Y выглядит как минимальная граница налогообложения:


T/ Y > N/ Y

 

При этом надо учитывать, что государство кроме платежей по обслуживанию государственного долга (N) всегда несет и другие расходы (G - государственные закупки, F - социальные трансферты). Поэтому минимальная граница налогообложения определяется следующим образом:

T/ Y > N/ Y+ G/ Y> F/ Y.

 


Заключение

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политикакак целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Существует тесная взаимосвязь между бюджетным дефицитом и государственным долгом, исходной причиной возникновения которого и является дефицит бюджета страны. Стремясь покрыть бюджетный дефицит, государство вынуждено прибегнуть к заимствованиям, в том числе у правительств и Центральных банков иностранных государств.

Принято выделять следующие функции, выполняемые государственным долгом:

фискальную, т.е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций;

стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы).

На стабильность экономики в большей степени оказывает влияние структура совокупного внешнего долга, нежели его размер. Беспокойство обычно вызывает большая доля краткосрочных займов, погашение которых необходимо осуществить в течение года. Во многом именно это явилось причиной эпидемии валютных кризисов, разразившейся в 90-е годы прошлого столетия. Неспособность обслуживать долг, а также отток иностранного капитала привели к кризису Мексику в 1994 г., страны Юго-Восточной Азии в 1997, Россию в 1998 и Бразилию в 1999 г. Понятно, что истинные причины произошедших в этих странах событий находились в реальном секторе экономики. Однако значительные краткосрочные заимствования, которые необходимо постоянно рефинансировать, становились базой для разрушительных последствий. При этом сектор, где накапливаются эти долги, существенного значения не имеет. Это может происходить в сфере государственных или корпоративных финансов, кредиты может привлекать банковская система либо промышленность. В случае преодоления уровня безопасности эффект останется неизменным.

Именно с динамичным ростом краткосрочных долгов может в ближайшее время столкнуться отечественная экономика. Во-первых, это наиболее простой путь закрыть дисбаланс спроса и предложения на внутреннем рынке. Во-вторых, уже сейчас, когда объем долга незначительный, его краткосрочная часть находится около 70%. Следствием динамичного накопления таких пассивов в будущем могут стать трудности на валютном рынке.

Тем не менее говорить о негативном сценарии развития событий в ближайшее время вряд ли возможно. Внешний долг экономики незначителен, и есть потенциал для его роста при эффективном использовании займов. Более того, по итогам полугодия международные резервные активы, рассчитанные по стандарту МВФ, увеличились более чем на 960 млн. USD и составили 2344,2 млрд. USD. Понятно, что значительную долю их прироста обеспечила продажа акций ОАО "Белтрансгаз". Но, во-первых, эти средства не являются долговыми обязательствами экономики, а во-вторых, финансовые власти при необходимости могут их использовать для увеличения предложения валюты на внутреннем рынке.

В целом сохранение темпов экономического роста будет зависеть от того, насколько быстро экономика страны сможет включать компенсационные механизмы, нивелирующие негативные отрицательные импульсы извне. Это, прежде всего: снижение энергоемкости производства и сокращение зависимости от поставок нефти и газа из России; увеличение экспорта (как за счет объема, так и его цены), призванного выровнять торговый баланс и нивелировать рост цен на импорт. Если решить эти вопросы в кратчайшие сроки будет невозможно, Беларуси, чтобы не потерять темпы экономического развития, придется прибегать к внешним займам и продаже долей государственной собственности.


Список литературы

 

1. Закон Республики Беларусь от31 декабря № 81-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2006 год"

2. Закон Республики Беларусь от 29 декабря № 191-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2007 год"

3. Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З " О бюджете Республики Беларусь на 2008 год"

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича.4-е изд. М.: Дело и Сервис, 2002.

5. Лукашенко А.Г. Экономическая политика белорусского государства: лекция Президента Республики Беларусь в Белорус. гос. экон. ун-те.29 ноября 2002 г. Мн.: БГЭУ, 2002

6. Программа социально - экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года. Мн.: Мисанта, 2002.

7. Национальная экономика / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2004.

8. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2007

9. Жушма П. Жить по средствам // Национальная экономическая газета 2007 г. № 6.

10.М. Матусевич Трудный бюджет 2000-го // Национальная экономическая газета 2000 г. № 4.

11. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 1996.

12. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995. - 240с.

13. Раков А., Илюкевич С. Инструментарии управлении государственным долгом // Вестник ассоциации белорусских банков, 2003 № 1. С 16-21

14. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) // Белорусский банковский бюллетень, 2000 №44. С.27-38.

15. Раков А. Предложения по совершенствованию финансовых инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом // Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 23. С.38-46

16. Раков А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг // Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9. С.34-41.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...