Тема 1.1.Введение в статистику
Стр 1 из 14Следующая ⇒ БЛОК 1 Введение в статистику. Статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических данных. Занятие № 1 Тема 1.1.Введение в статистику Введение. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки бухгалтеров, специалистов по налогообложению Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. Статистические стандарты РФ. Система государственной статистики в Российской Федерации. Задачи и принципы организации государственного статистического учета, тенденции его развития. Функции органов государственной статистики. Иерархическая структура органов государственной статистики Современные технологии организации статистического учета. _____________________________________________________________________________ Курс «Статистика» - одна из важных и обязательных дисциплин в учебных планах специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), поскольку экономическое образование должно включать в себя как неотъемлемую составляющую статистическую грамотность. Каждый экономист, работая с числами (статистическими данными), обязан знать основные приемы и методы изучения массовых данных, их сбора, обработки и анализа, понимать, как получены те или иные исходные данные, какова их природа, насколько они полны и достоверны; должен уметь обобщать их и оформлять в виде таблиц, уметь использовать различные статистические методы анализа массовых данных при решении конкретных задач. Статистика - одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.
Первые учетные операции проводились еще в глубокой древности. Вначале они были довольно примитивны, нерегулярны и направлены главным образом на получение данных о численности населения, его составе и имущественном положении. Эти данные использовались, прежде всего, при налогообложении и в военных нуждах. По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений; усложнялись сами учетные операции, они стали более регулярными. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности. Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Возникновение статистики связано с потребностями общества в различного рода сведениях, информации, без которых невозможно управлять государством, изучать отдельные явления и процессы, происходящие в различных областях жизни, сферах деятельности. Термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (определенное положение вещей, политическое состояние). До середины XVIII в. существовало понятие «государствоведение», под которым подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях, и лишь в 1746 г. появилась наука «статистика».
Краткая история статистики
Таким образом, статистическая наука сложилась в результате теоретического обогащения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ; обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества. В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отражающих общественную жизнь во всем многообразии его форм и проявлений.
Специфика статистики как особой отрасли знаний заключается в том, что она в состоянии измерить уровень и объем общественных явлений, определить их структуру, тенденцию и интенсивность тех или иных процессов. Действительно, только статистика дает нам возможность определить стоимость валового внутреннего продукта и валового национального дохода, созданных в стране за год, оценить эффективность общественного производства, экономических реформ и тому подобное. Язык статистики - язык цифр. Статистика с помощью цифр характеризует фактическое состояние (уровень) изучаемого общественного явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени.
Взаимосвязь статистики с другими науками
Цель статистики – сбор, обработка и анализ информации о массовых явлениях. Задачи статистики: - освещение социально-экономического положения государства; - предоставление полной информации о происходящих процессах и явлениях - изучение уровня и структуры взаимосвязей динамики массовых экономических явлений и процессов; - обобщение и прогнозирование тенденции развития экономики; - выявление резервов повышения эффективности общественного производства; - своевременное обеспечение информацией законодательную и исполнительную власть. Объект статистики – это явления и процессы социально-экономической жизни общества.
Предмет статистики – совокупности тех или иных явлений, включающие все множество проявлений исследуемой закономерности; количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием. Любая наука, в том числе и статистика, имеет свою систему законов, методов и приемов, направленных на изучение количественных закономерностей, изучаемого явления, т.е. свою методологию. Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально - экономических явлений. Статистика изучает, как правило, массовые явления, т.е. такие явления, которые состоят из множества отдельных элементов или фактов. Таким образом, массовое наблюдение - основа статистики и одна из составляющих ее метода. Однако массовым наблюдением не заканчивается статистическое исследование. Результаты наблюдения подвергают обработке, сводке, что позволяет выделить во всей совокупности различные типы, группы единиц и затем для всей совокупности и отдельных ее частей рассчитать обобщающие показатели (характеристики). Массовое наблюдение, группировка и сводка его результатов, вычисление и анализ обобщающих показателей - все это вместе составляет специфический метод статистики. Метод статистики обусловлен спецификой ее предмета и сводится к тому, что везде используются массовое наблюдение, группировки и обобщающие показатели, в которых, благодаря действию закона больших чисел, взаимопогашается влияние случайных причин и выявляется типичное и закономерное. Статистическое исследование состоит их трех основных стадий: 1. Статистическое наблюдение. 2. Первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдений. 3. Анализ полученных сводных материалов. Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специальных методов, изучение которых и является основой учебной дисциплины «Статистика».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|