Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.3. Сводка и группировка статистических данных.





Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки Перегруппировка статистических данных.

_______________________________________________________________________________

Простая сводка статистических данных без распределения единиц совокупности на группы по определенным существенным признакам не позволяет получить полную, достоверную характеристику изучаемого объекта. Например, недостаточно знать общую численность студентов учебного заведения (сводка), т.к. для организации учебного процесса необходимо знать распределение студентов по специальностям, посещаемости, успеваемости и т.д. (группировочные признаки).

Группировка– разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

С помощью группировок в статистике решают следующие задачи:

• изучение состава статистических совокупностей;

• выделение отдельных типов явлений внутри совокупности;

• выявление причинно-следственных связей разных признаков внутри совокупности;

• классификация единиц совокупности по множеству признаков.

Группировочный признак (основание группировки) – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы (например, группировка предприятий по формам собственности или группировка населения по размеру среднедушевого дохода).

 

В зависимости от задач исследования в качестве группировочного признака может быть взят один или несколько признаков.

Например, при группировке предприятий по их размерам в качестве группировочного признака могут быть взяты объем выпущенной продукции, стоимость основных производственных фондов, число работающих и др., каждый в отдельности или 2-3 в сочетании. Выбор группировочного признака в значительной степени определяет результаты группировки и дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования.



Различают 2 группировочных признака:

1) количественный признак может быть задан с помощью чисел (возраст, доход, стаж)

2) атрибутивный (качественный) признак не может быть задан с помощью чисел, т.к. дает словесное описание. Например, пол, национальность, образование, форма собственности и т.п.


 

 

 


В процессе проведения экономического анализа, как правило, применяются два основных вида группировок: структурные и аналитические.

Этапы построения группировок:

1) выбрать группировочный признак;

2) определить количество групп, на которые разбивают изучаемую статистическую совокупность;

3) рассчитать ширину интервала;

4) для каждой группировки нужно найти конкретные показатели или их систему, которые должны охарактеризовать изучаемые группы.

 

 

Выбор группировочного признака.

Для осуществления группировки необходимо из множества признаков выбрать определяющие, т.е. те которые наиболее полно и точно характеризуют изучаемый объект, позволяют выбрать его типичные черты и свойства.

Например, торговое предприятие характеризуется различными признаками, каждый из которых имеет определенное значение. Тем не менее, основным, существенным признаком величины предприятия торговли является объем товарооборота, свидетельствующий о концентрации торгового процесса.

Важным моментом при выборе группировочного признака является необходимость учета изменившихся обстоятельств, в которых действует то или иное явление. Принцип соблюдения условия места и времени здесь должен выполняться.

Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим образом классифицировать:

2. Определение числа групп.

Здесь необходимо учитывать несколько условий:

а) число групп определяется уровнем колеблемости группировочного признака. Чем значительнее вариация (различие значений) признака, тем больше должно быть групп;

б) число групп должно отражать реальную структуру изучаемой совокупности;

в) не допускается выделение «пустых» групп. Если проблема «пустых» групп все же возникает, используют неравные интервалы.

Число групп зависит от задач исследования и вида показателя, положенного в основание группировки, от объема совокупности (числа единиц)





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.