Продукте и общей численности занятых в развитых
Содержание § 1. Экономическое содержание услуг 3 Гражданско-правовое регулирование отношений По оказанию услуг в России 22 Литература 49
§ 1. Экономическое содержание услуг Исследование любого гражданско-правового явления невозможно без уяснения его социально-экономической сущности. Большинство теоретических конструкций, используемых в гражданском праве, существует, как известно, на протяжении многих столетий еще со времен римского права. Сохраняя свои основные черты, свой каркас, они тем не менее трансформируются в зависимости от конкретных социально-экономических условий. Анализ экономического содержания изучаемого правового феномена (в качестве которого в настоящей работе выступают услуги) способствует, как представляется, выявлению тех его существенных характеристик, появление которых обусловлено новыми экономическими условиями и которые еще не нашли адекватного отражения ни в правовой доктрине, ни в законодательстве. Изменение места и значения услуг в социально-экономических системах развитых стран конца XX - начала XXI вв. наиболее полно отражено в теории постиндустриального общества. В рамках данной социологической концепции, родоначальником которой считается Д. Белл, получили объяснение основные тенденции развития ведущих западных стран после Второй мировой войны. На основе их анализа был сделан вывод о формировании в этих странах общества нового типа - постиндустриального.
Понятие "постиндустриальное" Д. Белл противопоставляет понятиям "доиндустриальное" и "индустриальное", которые применяются им для обозначения типов общества, являющихся этапами развития человеческой цивилизации. В основу выделения доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества положены тип производства и разновидность используемого знания. Характеристика типов производства основана на трехсекторной модели структуры общественного производства К. Кларка. В соответствии с этой моделью первичный сектор экономики составляют добывающие отрасли и сельское хозяйство, вторичный - обрабатывающая промышленность, а третичный - услуги. Любая экономика представляет собой смешение этих секторов, но в каждом из типов общества доминирует один из секторов, который в итоге и является определяющим. Третичный сектор экономики - сфера услуг - присутствует в экономике любого типа общества, но объем услуг и их характер различны в зависимости от эпохи. В доиндустриальном обществе преобладали услуги личного характера. Так, по свидетельству Д. Белла, в Англии до 1870 г. самой крупной по численности профессиональной группой была именно домашняя прислуга. В индустриальном обществе на первый план выходят услуги, занимающие вспомогательное положение при производстве, к которым относятся транспорт, коммунальное хозяйство, финансы, управление недвижимостью, а также бытовые услуги (общественное питание, химчистки и др.). Расширение сферы услуг в индустриальном обществе происходило, по мнению Д. Белла, поэтапно. На первом этапе развитие промышленности обусловливало экспансию транспорта и услуг, связанных с движением товара. На следующем этапе наблюдается рост сфер распределения (оптовая и розничная торговля), финансов, операций с недвижимостью, страхования. Третий этап характеризуется расширением сферы обслуживания населения. По мере роста национального дохода доля денег, расходуемых на питание, снижается, а остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, предметов роскоши, а затем на путешествия, развлечения, спорт и другие услуги личного характера.
В конечном итоге потребности населения концентрируются вокруг здоровья и образования: "Устранение болезней и рост числа людей, которые могут прожить все отпущенные им годы на фоне попыток увеличить продолжительность жизни, делают услуги здравоохранения чрезвычайно значимыми в современном обществе; а рост технических потребностей и профессионального мастерства делает образование, и, в частности, доступ к высшему образованию, условием самого вхождения в постиндустриальное общество". В связи с этим в постиндустриальном обществе следует ожидать превалирование так называемых гуманитарных услуг, к которым и относят здравоохранение и образование. Кроме того, возрастает роль и профессиональных услуг, под которыми понимаются услуги, связанные с информацией и информационными технологиями. Преобладание в структуре экономики сектора услуг рассматривается в литературе в качестве одного из основных признаков постиндустриального общества. Теория постиндустриального общества была подтверждена ходом экономического развития ведущих западных стран. Их экономику называют "экономикой услуг", так как доля услуг во внутреннем валовом продукте составляет в среднем 2/3 - 3/4 (см. табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес сферы услуг в валовом внутреннем продукте и общей численности занятых в развитых зарубежных странах, 2000 г. (%)
Динамику сферы услуг определяет ряд следующих долговременных основополагающих факторов экономического характера: действие закона возвышения потребностей, процесс урбанизации, увеличение расходов государства на широкий круг услуг, реализация программ дерегулирования и приватизации, структурно-технологическая перестройка материального производства, сравнительно благоприятные условия ресурсного обеспечения сферы услуг, научно-технический прогресс.
Таким образом, расширение сферы услуг в экономике ведущих развитых стран следует рассматривать как долгосрочную, довольно устойчивую тенденцию, обусловленную их вступлением в постиндустриальный этап развития. Но говорить об этапах развития общества применительно к концепции постиндустриализма можно лишь с определенной долей условности, так как в теории постиндустриального общества отсутствуют хронологические рамки эпох, наоборот, подчеркивается эволюционность перемен: "Новый тип общества не замещает предшествующие формы, а главным образом сосуществует с ними, усугубляя комплексность общества, усложняя социальную структуру и внося новые элементы в саму ее природу". Поэтому элементы постиндустриального общества можно наблюдать и в странах, пока не примкнувших к постиндустриальному сообществу, к которым следует отнести и Россию. В России также наблюдается определенный рост доли услуг ВВП. Он вызван, прежде всего, внутренними процессами, происходящими в стране. Среди них выделяют следующие: - увеличение количества платных услуг, особенно в образовании и медицине, в связи с сокращением государственного финансирования; - становление малого бизнеса, для которого данная область предпочтительна в силу незначительного стартового капитала, требующегося для открытия "своего дела"; - потребность рыночной экономики в новых услугах (например, в консалтинге, маркетинге, аудите и т.п.); и др.. Кроме того, рост доли услуг в ВВП ведущих западных стран обеспечивался в значительной степени за счет увеличения объема предоставляемых производственных услуг и других услуг, связанных с производством товаров. Спад промышленного производства в России в период экономических реформ постепенно преодолевается, что также способствует развитию третичного сектора.
Основным аргументом, свидетельствующим об устойчивости тенденции развития сферы услуг в России, является движение нашей страны в последние десятилетия в русле ведущих мировых держав, что позволяет сделать вывод о неизбежности ее вступления в постиндустриальный этап развития со всеми вытекающими последствиями. Несмотря на то что в современной экономике роль услуг существенно возросла, экономической наукой до сих пор не выработано единого общепринятого понятия услуг. В советской экономической науке понятие услуг базировалось на определении К. Маркса: "Особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности". При этом сформировались две основные позиции по вопросу о сущности услуг: одни ученые рассматривали услуги как саму деятельность, специфическую форму труда, а другие под услугами понимали результат труда, полезный эффект деятельности. В современной экономической литературе эти различия в толковании услуг сохранились. Так, авторы коллективной монографии "Сфера сервиса: особенности развития, направления и методы исследования" полагают, что "услуга является отдельным законченным результатом или продуктом деятельности в сфере сервиса, предоставленным производителем потребителю, в соответствии со спросом, установленными требованиями к его свойствам". Н.Н. Иванов считает целесообразным рассматривать услугу в триединстве с понятиями "потребность" и "благо". Под потребностью им понимается надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения, под благом - то, что удовлетворяет потребности. Исходя из этих трактовок, услуга определяется им "как деятельность, направленная на удовлетворение потребности путем предоставления (производства) соответствующих этой потребности благ материального и нематериального характера". Подход к определению услуг через категорию "благо" представляется довольно перспективным. Учения об экономических благах базируются на философском понимании категории "благо" - предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. А. Маршалл определял блага как "желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности". К. Менгер называл полезностями предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей. Они становятся благами по мере познания человеком этой причинной связи и обладания действительной властью применить данные предметы к удовлетворению своих потребностей. Наряду с материальными благами он предлагал выделять полезные человеческие действия (а в соответствующих случаях и бездействие), из которых наибольшую важность представляет труд.
В современной экономической теории наиболее распространено деление благ на материальные и нематериальные, критерием которого выступает форма бытия блага, с точки зрения его вещественности или отсутствия таковой. Соответственно, к материальным благам относятся вещи, а к нематериальным - услуги. Услуги как благо, по мнению Т.Н. Софиной, представляют собой "отношение между людьми, невещественный полезный эффект непосредственных взаимодействий экономических субъектов, т.е. результат материальной деятельности независимо от приобретения этим результатом (эффектом) материально-вещественной формы". Н.В. Миронова под услугой предлагает понимать "экономическое благо в форме деятельности, это действие (или последовательность действий), цель которого - повышение потребительской полезности объекта услуги, а задача - воздействие на этот объект услуги". Приведенное определение представляет интерес и попыткой включения в него такой составляющей, как объект услуги, в то время как большинство исследователей подчеркивает его значение лишь при проведении классификации услуг. В качестве объекта услуги, по ее мнению, может выступать сам человек, его материальные и нематериальные активы и др. Однако не вполне ясно, в чем именно может выражаться повышение потребительской полезности объекта, если в качестве такового выступает человек или его нематериальные активы. Нетрудно заметить, что и в этих определениях прослеживаются отголоски давнего спора. В конечном итоге Т.Н. Софина сводит определение услуг к результату деятельности, а Н.В. Миронова - к самой деятельности. Два, казалось бы, противоположных подхода к сущности услуг, сформировавшиеся в экономической теории, были объединены в определении услуг, которое дается в ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 февраля 1994 г. N 34): "...результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя". Исходя из приведенной дефиниции, услуги состоят из двух частей: результата и процесса. В зарубежной экономической науке феномен услуг исследуется преимущественно в рамках маркетинга услуг. Интерес маркетологов обусловлен особенностями продвижения на рынке услуг по сравнению с товарами. Следует отметить, что маркетинг услуг развивается на Западе с 70-х гг. прошлого века, однако, как считает Х. Ворачек, завершенной "теории маркетинга услуг" в настоящее время не существует и, возможно, она и не будет создана. Не выработано и единого понятия услуг, способного охватить все многообразие данного явления. В литературе встречается довольно широкий диапазон мнений по этому вопросу. Различные дефиниции услуг содержатся в работах известного зарубежного экономиста, которого называют отцом маркетинга, Ф. Котлера. В своей книге "Основы маркетинга" он рассматривает услугу как "любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо". В учебнике "Маркетинг. Гостеприимство и туризм" определение услуги сформулировано уже: "...действие, направленное на удовлетворение нужд потребителей. В одних случаях она (услуга. - Прим. авт.) привязана к материальному товару, в других... нет. Она является исконно неосязаемой, и в результате ее потребитель не приобретает товар в вещественной форме". Особого внимания заслуживает определение услуг Т. Хилла: "...изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, с их предварительного согласия". При этом он указывает, что изменение является результатом деятельности другого участника экономических отношений. В отличие от других экономистов, Т. Хилл пытается охарактеризовать действия, совершаемые при оказании услуги, путем указания на их общую цель. Обзор суждений по вопросу о понятии услуг подтверждает справедливость вывода Х. Ворачек о том, что ни одна из попыток дать определение услуги не увенчалась успехом. В приведенных выше определениях преобладает толкование услуг как деятельности, но существенные признаки этой деятельности, необходимые и достаточные для формирования понятия, в них не названы. Наряду с попытками сформулировать понятие услуги, маркетологи прилагают усилия к раскрытию сущности услуг через описание признаков, отличающих их от товара (вещи). В качестве таковых обычно называют: неосязаемость, непостоянство качества, недолговечность (несохраняемость), неразрывность производства и потребления. Под неосязаемостью (нематериальностью) услуг в маркетинге понимают невозможность продемонстрировать услуги до их предоставления. Товар можно осмотреть, оценить, сравнить с конкурирующим товаром до его покупки. Услугополучатель лишен такой возможности. Степень неосязаемости услуг различна. Материальные услуги, результат которых заключается в изменении (улучшении) вещи или изготовлении новой вещи, довольно осязаемы. У потребителя таких услуг формируется относительно четкое представление о качественных характеристиках результата, аналогичного товару. Результат нематериальных услуг может быть оценен потребителем только после его получения и лишь на уровне субъективных представлений и ощущений (например, понравился ли концерт, наступило ли улучшение самочувствия пациента и т.д.). При этом не имеет значения использование при оказании услуги осязаемых вещей, на что указывает В.П. Бугаков. Услуги музыканта не более осязаемы, чем услуги певца, хотя музыкант использует при их оказании музыкальный инструмент. Непостоянство качества (или изменчивость) услуг обусловлено большей зависимостью их, чем товара, от так называемого человеческого фактора. Услуги, как правило, оказываются людьми, а не механизмами. Люди не могут, подобно машинам, совершенно одинаково совершать одну и ту же операцию. Результаты их действий всегда будут в той или иной степени различны, отсюда и колебания качества услуг. С другой стороны, услуги призваны удовлетворять потребности конкретного потребителя, что объясняет высокую степень их индивидуализации, а значит, и необходимость учета индивидуальных требований потребителя к качеству. Относительная стабильность качества может быть достигнута за счет использования механизмов при оказании услуг, а также стандартизации услуг. Недолговечность (несохраняемость) означает невозможность хранения услуг подобно товару. Если услуги не использованы в момент их предоставления, то они, как правило, становятся бесполезными. Следовательно, услуги невозможно заготовить впрок для дальнейшей реализации, что вызывает сложности в регулировании спроса и предложения. Выделение данного свойства услуг необходимо для разработки правильной стратегии маркетинга услуг, позволяющей минимизировать убытки, возникающие вследствие колебания спроса и предложения. Очевидно, что в этом аспекте рассматривается не физическое свойство результата услуги, который может им обладать в большей или меньшей степени, как полагает М.А. Николаева, а свойство самой услуги как деятельности. Тот факт, что в материальных услугах результат имеет овеществленную форму и может храниться как товар, не имеет принципиального значения. Как уже отмечалось, услуги индивидуальны, следовательно, если ателье шьет школьные платья в расчете на то, что они хранятся и будут иметь спрос перед началом школьных занятий, то речь должна идти о производстве товара. Ателье оказывает услуги лишь тогда, когда выполняет конкретный индивидуальный заказ потребителя. Поэтому ателье при разработке своей стратегии маркетинга должно учитывать повышение спроса на изготовление школьных платьев, а не изготавливать их. Неразрывность (одновременность) производства услуг и их потребления проявляется при рассмотрении стадий движения товара и услуг. Товар сначала производится, затем продается, а потом уж потребляется. Услуги, наоборот, сначала продаются, а затем производятся и потребляются. Неразрывность процессов производства и потребления услуг обусловливает и неотделимость услуг как от исполнителя, так и от потребителя. Последний, потребляя услуги, вовлекается в процесс их производства, что для производителя услуг создает дополнительный риск. Кампания - производитель услуг может лишиться клиента, если конкретный исполнитель услуг окажет ее ненадлежащим образом. Степень контакта исполнителя и потребителя различна в зависимости от того, используются ли механизмы при оказании услуг. Наиболее высока она при оказании услуг непосредственно человеком - исполнителем. В этих случаях услуги неотделимы от ее исполнителя. Наряду с перечисленными признаками в литературе по маркетингу выделяются и другие характерные признаки услуг. М.А. Николаева указывает на отсутствие количественных характеристик услуг; опосредованное измерение их качества; взаимозаменяемость услуг товарами. Е.В. Песоцкая называет невозможность транспортировки и хранения Выявление сущности услуг как экономической категории через описание их свойств трудно признать эффективным. Во-первых, ни один из выделяемых признаков не является универсальным для всех видов услуг. Во-вторых, данные признаки услуг имеют довольно узкое прикладное значение, и лишь в рамках маркетинга. Неудачи с формированием единого понятия услуг связаны, прежде всего, с тем, что к сфере услуг относится слишком широкий круг общественных отношений. В.П. Бугаков отмечает: "Широта и разнообразие индустрии услуг затрудняет возможности определения у различных секторов услуг общих закономерностей, характерных для сферы услуг". Н.В. Миронова конкретизирует причины, затрудняющие, по ее мнению, формирование понятия услуги: - к услугам относятся все экономические блага, которые нельзя отнести к сельскому хозяйству или промышленному производству; - к услугам относятся многочисленные и разнообразные действия, направленные на различные объекты; - эти многочисленные и разнообразные действия относятся существующей официальной статистикой к одному классу экономических благ; - услуга - гибкий объект, границы которого легко меняются. Остаточный принцип формирования сектора услуг, в который включаются все виды деятельности, не относящиеся к сельскому хозяйству и промышленности, в значительной степени повлиял на то, что термин "услуги", по мнению Д. Белла, является "довольно расплывчатым и в экономическом смысле "бесформенным". Однако широкое понимание сферы услуг присуще лишь рыночной экономике. В условиях административно-командной экономики в СССР для макроэкономического анализа использовался баланс народного хозяйства, в котором "все подчинено одной цели - получению информации о производстве материального продукта". Баланс народного хозяйства базировался на так называемой узкой концепции материального производства, в соответствии с которой народное хозяйство делится на две части: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В сфере материального производства создается общественный продукт и национальный доход, а непроизводственная сфера функционирует за счет перераспределения национального дохода. К сфере материального производства относятся не только отрасли, непосредственно создающие материальный продукт, но и те, которые завершают производственный процесс продвижением товара от производителя к потребителю. Это: - грузовой транспорт; - связь (в части обслуживания производства); - торговля, снабжение, сбыт; - заготовки. Непроизводственная сфера определяется Е.В. Песоцкой как сфера приложения труда, в которой в рамках производственных отношений производятся как материальные, так и нематериальные услуги, а также организуется обслуживание процесса потребления с целью удовлетворения спроса населения на эти услуги. С некоторой долей условности в качестве синонимов непроизводственной сферы, по ее мнению, могут быть использованы термины "сфера услуг", "социальная сфера", "сфера обслуживания". Узкий подход отечественных экономистов к определению сферы услуг проявился во включении в этот сектор экономики лишь услуг населению. За его рамками остались все производственные и профессиональные услуги. На неадекватность такого подхода указывалось в работах по экономике как советского периода, так и в современных. Нельзя не отметить и тот факт, что до сих пор в России стандарты разработаны только для услуг населению (ГОСТ Р 50646-94). Статистика стран с рыночной экономикой ведется на основе системы национальных счетов, в которой границы экономической деятельности определяются исходя из расширенной концепции производства. Согласно системе национальных счетов в эти границы включены все виды деятельности по производству услуг, в том числе оплачиваемые услуги домашней прислуги и услуги по проживанию в собственном жилище. Исключение составляет деятельность домашних хозяйств по оказанию личных и домашних услуг для собственного потребления (услуги, оказываемые одним членом семьи для других: уход за больными, уборка помещения, приготовление пищи и др.). Исходя из этого, к производству услуг относятся: - транспорт; - связь; - торговля; - информационно-вычислительное обслуживание; - жилищное хозяйство; - заготовки; - коммунальное хозяйство; - финансы, кредит, страхование; - наука и научное обслуживание; - здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; - образование, культура, искусство; - управление; - оборона; - прочие виды деятельности. В мировой практике, по свидетельству В.Д. Марковой, в наиболее полный перечень услуг, помимо перечисленных, включают также: туризм, строительство и инжиниринг, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по найму рабочей силы, прокат фильмов и телепрограмм, рекламу, бухгалтерское дело, юридические, технические и прочие профессиональные услуги. Расширенная концепция производства предполагает разграничение рыночного и нерыночного производства по двум критериям: целям использования производимых услуг и характеру цен, по которым они реализуются потребителем. Целью рыночного производства является получение прибыли, соответственно, услуги реализуются по экономически значимым ценам, т.е. складывающимся под влиянием спроса и предложения. К нерыночным относятся производства, в которых услуги предназначены для собственного конечного использования или предоставляются потребителям бесплатно или по экономически незначимым ценам. В настоящее время в России осуществляется поэтапный переход от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов, необходимый для успешной интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство. Соответственно, меняется и подход к определению границ сферы услуг в сторону их расширения. Сфера услуг, как уже отмечалось, довольно неоднородна. Только в Общероссийском классификаторе услуг населению содержится 1500 их наименований. В связи с этим особое значение приобретает классификация услуг. При классификации исследуемое явление разделяется на отдельные группы (типы, виды и т.д.), что позволяет выявить характерные признаки каждой группы. В экономической литературе, преимущественно по маркетингу, приводится большое количество классификаций услуг по самым разным критериям. В системе национальных счетов услуги как вид экономической деятельности подразделяются на четыре категории: - потребительские (рестораны, гостиницы, домашние услуги); - социальные (образование, медицинская помощь, благотворительные услуги); - производственные (инжиниринг, консультации, финансовые и кредитные услуги); - распределительные (торговые, транспортные, фрахт). В противоположность функциональному подходу авторы монографии "Services in the global market" предлагают более общую, по их мнению, классификацию услуг, аналогичную классификации товаров в Международных стандартах торговой классификации ООН. В указанной классификации в качестве основного критерия используется степень обработки продукции. Соответственно, в отношении услуг "степень обработки" будет определяться количеством знаний: чем выше квалификация лица, оказывающего услугу, тем выше степень обработки услуги. Услуги, в зависимости от степени обработки, делятся на первичные (primary), промежуточные (intermediate) и заключительные (final). Под первичными услугами понимается неквалифицированный труд, который существует практически в любом виде деятельности, поэтому термин "услуги" в данном случае применяется с определенной долей условности. В отличие от первичных услуг, промежуточные услуги помимо труда включают в себя еще и такие производственные факторы, как человеческий и физический капитал. Они являются результатом комплексной деятельности, включающей в себя сбор и передачу данных, а также простейшую их организацию и структурирование в то, что именуется информацией. Информация в свою очередь является "сырьем" для окончательного сервисного продукта. Авторы данной классификации излагают лишь ее основные положения, считая, что ее более тщательная разработка потребует значительного количества исследований и кооперации специалистов в международном масштабе. Однако ее вряд ли можно признать удачной, так как она предполагает использование таких категорий, как "знания", "информация", формализация которых чрезвычайно затруднена. В отечественной экономической литературе услуги традиционно делятся на материальные и нематериальные. Теоретической основой такой классификации является высказывание К. Маркса о двух типах услуг: "Известного рода услуги, иными словами потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или труда, воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар". В качестве критерия данной классификации используется результат, который может быть как осязаемым, будучи воплощенным в товаре, так и неосязаемым. Современные авторы при разграничении услуг на материальные и нематериальные указывают не только на результаты, но и на объекты услуг, т.е. на кого или на что направлена деятельность. Объектами материальных услуг, по их мнению, являются предметы материального мира, а нематериальных услуг - физическое, умственное или экономическое состояние потребителей. Соответственно, материальные услуги имеют своим результатом изменения в состоянии каких-либо предметов (перевозка, ремонт, окраска и т.д.), а нематериальные услуги удовлетворяют личные и коллективные потребности и выражаются в изменении физического, умственного или экономического состояния потребителя (лечение, обучение, юридическая и страховая защита).
- осязаемые действия, направленные на тело человека (здравоохранение, пассажирский транспорт, парикмахерские услуги и др.); - осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (грузовой транспорт, ремонт, прачечная, химчистка, ветеринарные услуги и др.); - неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио- и телевещание, музеи, театры и др.); - неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банки, страхование, юридические и консультационные услуги и др.). В зависимости от степени осязаемости услуг Г. Ассэль предлагает разделить услуги на три класса: связанные с товарами, основанные на использовании оборудования, основанные на труде человека. Услуги, связанные с товарами, выполняют вспомогательную роль: гарантийное обслуживание, ремонт, профилактика. К услугам, основанным на использовании оборудования, относятся те услуги, для оказания которых необходимо оборудование: полностью автоматизированные (торговые автоматы, банкоматы, мойка автомобилей); неквалифицированный труд (стрижка газонов, химчистка, такси); квалифицированный труд (операторы компьютеров, авиалинии). Услуги, основанные на труде человека, в большей степени зависят от деятельности человека, чем от оборудования. Они включают в себя неквалифицированный труд (охранники, привратники), квалифицированный труд (уход за детьми, подбор кадров управленцев, общественное питание), услуги специалистов (юристов, врачей, бухгалтеров). Традиционно в качестве критерия классификации услуг выступает услугополучатель. В зависимости от его статуса выделяют личные и деловые (или профессиональные) услуги. Оказание личных услуг направлено на удовлетворение потребностей населения, а деловых - потребностей лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную профессиональную деятельность. В ГОСТе Р 50646-94 услуги населению по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные. Термин "материальная услуга" раскрывается как "услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг". Материальные услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания и транспорта. Под социально-культурными услугами понимаются услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К ним могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. Неоднозначные суждения высказываются в литературе по поводу деления услуг на платные и бесплатные. Платными именуются услуги, оплачиваемые непосредственно потребителем. Бесплатные услуги оплачиваются потребителем опосредованно. Как справедливо отмечает М.А. Николаева, бесплатность услуги для потребителя - видимая. Услуги всегда кто-то оплачивает: либо государство (бесплатные медицинские, образовательные услуги), либо организация (оплата обучения сотрудников, оказание им медицинской помощи), либо оплата услуги закладывается в издержки и цену товара (услуги по доставке, упаковке и др.). Следовательно, при получении бесплатной услуги потребитель оплачивает ее опосредованно через налоги, доплату к основной зарплате, цену на основной товар или услугу. Некорректной с позиций экономической теории признает приведенную классификацию Н.Н. Голик, по словам которого "в действительности бесплатных услуг в экономике не бывает по той простой причине, что на их оказание расходуются ресурсы и всякая деятельность требует затрат на предварительную профессиональную подготовку работника". Представляется важным подразделение услуг на основные и дополнительные. Основные услуги - это услуги, удовлетворяющие основные потребности, а дополнительные - вторичные потребности. К последним можно отнести, в частности, послепродажные услуги (их также именуют сопутствующими, сервисными), включающие в себя услуги по доставке, установке, обучению, гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Выделение дополнительных услуг позволяет более четко обозначить сферу услуг. Как справедливо отмечает Дж. Хауэллс, "исследование современной сферы услуг требует прежде всего отделения отраслей, относящихся к этой сфере, от сервисных компонентов, имеющихся во всех других отраслях". В экономической литературе приводятся и другие многочисленные критерии классификации, которые довольно специфичны и имеют узкую сферу применения. Вместе с тем подчеркивается, что "в силу эмержентности услуг их исчерпывающая классификация в принципе невозможна". Таким образом, услуги как экономическая категория имеют два значения. Во-первых, услуги - это вид экономической деятельности. Соответственно, к услугам относятся все виды экономической деятельности, за исключением промышленного производства и сельского хозяйства. Во-вторых, услуги - это экономическое благо. С этой точки зрения под услугами одни экономисты понимают саму деятельность, направленную на удовлетворение индивидуальной потребности, другие - результат, удовлетворяющий индивидуальную потребность, а третьи - диалектическое единство деятельности и результата, достигаемого в ходе этой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|