Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

законодательства об услугах

Возрастание роли услуг в российской экономике обусловило закрепление категории "услуги" в Конституции РФ, ГК РФ, федеральных законах и иных правовых актах гражданского законодательства РФ.

В Конституции РФ гарантируется свободное перемещение услуг наряду с товарами и финансовыми средствами (ч. 1 ст. 8). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74). Данные конституционные положения нашли отражение в п. 3 ст. 1 ГК РФ.

В ГК РФ регулированию отношений по оказанию услуг отводится значительное место. Принципиальное значение имеет признание услуги самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Получил закрепление в гл. 39 ГК РФ и новый тип договора - договор о возмездном оказании услуг. Кроме того, в ГК РФ отношения по оказанию услуг урегулированы также и в рамках иных договорных типов.

Буквальное толкование п. 2 ст. 779 ГК РФ позволяет отнести к отношениям по оказанию услуг подряд, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозку, транспортную экспедицию, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, поручение, комиссию, доверительное управление имуществом, которые получили регламентацию в отдельных главах ГК РФ. К ним правила гл. 39 ГК РФ не применяются. Можно согласиться с М.И. Брагинским, который в качестве одного из недостатков данного перечня называет то, что "он... включает такие договоры, которые не обладают признаками договора возмездного оказания услуг".

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Исходя из легального определения договора возмездного оказания услуг, его предметом является оказание услуг. Допускаемая законодателем тавтология, когда в названии договора и в его понятии используется одно выражение - "оказание услуг", обусловливается отсутствием, как в гражданском законодательстве, так и в гражданско-правовой доктрине, дефиниции услуг.

Проблема определения круга услуг, составляющих предмет данного договора, решается в гл. 39 ГК РФ двумя способами. Во-первых, значение словосочетания "оказание услуг" раскрывается в скобках как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Во-вторых, в п. 2 ст. 779 ГК РФ содержится открытый перечень услуг, на которые распространяется действие гл. 39 ГК РФ: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.

В ст. 780 ГК РФ устанавливается обязанность для исполнителя лично оказать услуги, если иное не предусмотрено договором. По мнению М.В. Кротова, "поскольку в обязательствах по оказанию услуг результат неотделим от деятельности исполнителя, а процесс потребления услуги осуществляется, как правило, в момент ее оказания, важнейшее значение имеют личность самого исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, профессионализм, знания и т.п.". С ним можно было бы согласиться, если бы исполнителями по договору выступали только граждане. Однако в современной экономике подавляющее большинство услуг оказывается юридическими лицами, а в качестве непосредственных исполнителей выступают их работники. В договоре личность работника может быть конкретизирована, но при этом он не становится стороной по договору, а следовательно, норма ст. 780 ГК РФ в данном случае не применима. Не работает она и в тех случаях, когда для заказчика важна степень известности, солидности и авторитетности фирмы. Как признает М.В. Кротов, "юридическое лицо вправе прибегать к использованию любых специалистов, как собственных, так и привлеченных". Таким образом, если цель законодателя при установлении требования личного исполнения обязательства по оказанию услуг заключалась в усилении защиты прав заказчика, то вряд ли можно считать ее достигнутой.

На заказчика возлагается обязанность оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, предусмотренные в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ). Возмездность является существенным признаком договора возмездного оказания услуг, что нашло отражение и в самом его наименовании. Безвозмездные отношения по оказанию услуг не подпадают под действие гл. 39 ГК РФ.

Особые правила о расчетах между сторонами предусмотрены на случаи невозможности исполнения обязательства об оказании услуг. Если невозможность исполнения возникла по вине заказчика, то он обязан, по общему правилу, оплатить услуги в полном объеме (п. 2 ст. 781 ГК РФ).

При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, на заказчика возлагается обязанность по возмещению исполнителю фактически понесенных расходов. Тем самым риск невозможности исполнения обязательства возлагается на заказчика, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 ГК РФ). Однако можно согласиться с предположением В.А. Кабатова, что "поскольку в роли исполнителя по рассматриваемому договору выступают обычно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, то можно предположить, что случаи, когда за невозможность исполнения они не будут отвечать, вряд ли станут встречаться часто". Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ предприниматели освобождаются от ответственности только в том случае, если невозможность исполнения возникла вследствие действия непреодолимой силы.

В порядке исключения из общего правила ст. 310 ГК РФ сторонам по договору возмездного оказания услуг предоставляется право одностороннего отказа от его исполнения. В ст. 782 ГК РФ не установлены основания для одностороннего отказа, следовательно, отказ одной из сторон от исполнения договора возможен не только при существенном его нарушении другой стороной, но и в иных случаях. В зависимости от того, какая из сторон договора является инициатором прекращения договора, определяются и последствия. Если от исполнения договора отказался заказчик, то он обязан возместить исполнителю фактически понесенные им расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ). При отказе исполнителя от исполнения договора заказчику возмещаются убытки в полном объеме (п. 2 ст. 782 ГК РФ).

Анализ положений гл. 39 ГК РФ показывает явную недостаточность правовых норм для эффективного регулирования отношений по возмездному оказанию услуг. Представляется, что именно это обстоятельство обусловило необходимость применения к договору возмездного оказания услуг общих положений о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит специальным правилам о возмездном оказании услуг, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ). Распространение этих положений на отношения возмездного оказания услуг представляется вполне разумным, исходя из единства экономической сущности отношений по оказанию услуг и по выполнению работ. Опыт правового регулирования данных отношений в советский период в рамках договора подряда также подтверждает оправданность использования такого приема законодательной техники, позволяющего избежать повтора нормативного материала.

Однако применение данного приема ставит под сомнение целесообразность выделения главы, посвященной возмездному оказанию услуг. Так, Д.В. Мурзин не без оснований полагает, что "в нынешнем виде договор оказания услуг вообще не имеет права на выделение его в самостоятельный институт: было бы вполне достаточно, если бы ст. ст. 779 - 783 ГК РФ оказались включенными в нормы, посвященные договору подряда. Чуть ли не единственным оправданием обособления договора возмездного оказания услуг выступает его нацеленность на будущее".

Недостаточность норм гл. 39 ГК РФ восполняется также нормами федеральных законов и иных правовых актов, посвященных отдельным видам деятельности по оказанию услуг, к которым согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Данные правовые акты носят преимущественно комплексный характер, но для целей настоящего исследования интерес представляют только гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по оказанию услуг.

Под услугами связи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Их вправе оказывать операторы связи, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию. Между оператором связи и пользователем услуг связи заключается договор об оказании услуг связи. В Законе о связи определены лишь общие положения о данном договоре: основания для одностороннего приостановления оказания услуг связи или расторжения договора (п. 3 ст. 44); особенности договора об оказании услуг связи, заключаемого с гражданами (ст. 45), обязанности операторов связи (ст. 46).

Более детальная регламентация договоров на оказание отдельных видов услуг связи содержится в соответствующих правилах, утверждаемых Правительством РФ. Среди них следует назвать:

- Правила оказания услуг связи по передаче данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32;

- Правила оказания услуг телеграфной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222;

- Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328;

- Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 г. N 353;

- Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310.

Услуги почтовой связи, под которыми понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, урегулированы специальным Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) и Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителю адресу и доставить (вручить) их адресату, а пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные им услуги (ст. 16 Закона о почтовой связи).

Отношения по осуществлению медицинской деятельности регламентируются в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан), Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461, Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 (далее - Правила N 27).

В данных правовых актах под медицинскими услугами подразумевается только платная медицинская деятельность. Так, в ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан закрепляется право пациента на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования. Однако в определении медицинской услуги, содержащемся в Отраслевом классификаторе "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утв. Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113, такой признак, как платность (возмездность), отсутствует. Под медицинской услугой понимается мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Платные медицинские услуги согласно п. 2 Правил N 27 предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи на основе договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. В договоре должны быть определены условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон (п. 11 Правил N 27).

Ветеринарной деятельности посвящен Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", однако в нем получили отражение преимущественно публично-правовые аспекты регулирования данной деятельности. Гражданско-правовые отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных ветеринарных услуг, регламентируются в Правилах оказания платных ветеринарных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898. Перечень платных ветеринарных услуг, оказываемых на договорной основе, содержится в п. 2 указанных Правил. Необходимо отметить, что договор, заключаемый между потребителем и исполнителем, в данных Правилах именуется и договором выполнения работ, и договором оказания услуг. При этом ряд норм Правил оказания платных ветеринарных услуг по своей правовой природе являются подрядными. Например, полностью соответствует норме п. 3 ст. 716 ГК РФ положение п. 12 Правил, согласно которому исполнителю предоставляется право расторгнуть договор и требовать возмещения убытков, если потребитель в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе оказания ветеринарных услуг либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемых услуг.

Аудиторская деятельность, осуществляемая на основании договора об оказании аудиторских услуг, регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности). Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Помимо собственно аудиторских услуг по договору могут оказываться и сопутствующие аудиту услуги, открытый перечень которых содержится в п. 6 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности.

Основные права и обязанности сторон по договору оказания аудиторских услуг определяются в ст. ст. 5, 6 Закона об аудиторской деятельности. Рекомендации по заключению договора оказания аудиторских услуг даются в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 12 "Согласование условий проведения аудита", введенном Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 532 (далее - Правило N 12). В п. п. 6 - 8 Правила N 12 приводятся примерные условия договора оказания аудиторских услуг.

Однако в п. 2 Правила N 12 аудитору предоставляется право использовать помимо договора оказания услуг и письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случаях согласия с основными условиями задания по проведению аудита. В приложении к Правилу N 12 приводится и пример такого письма. В тексте Правила N 12 соотношение договора оказания аудиторских услуг и письма о проведении аудита определяется по-разному: в п. 4 письмо рассматривается как предшествующее договору, а в п. 5 договор и письмо употребляются в качестве синонимов. Представляется, что рекомендуемое письмо о проведении аудита может квалифицироваться как оферта при условии включения в него всех существенных условий. Его подписание руководителем аудируемого лица будет являться, соответственно, акцептом. Если же в письме отсутствуют существенные условия, то оно может рассматриваться только в качестве протокола о намерениях.

Под информационными услугами согласно ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"  понимаются действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, т.е. документированной информацией, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для удовлетворения потребностей пользователя. Правовая регламентация отношений по оказанию информационных услуг содержится в различных правовых актах, посвященных отдельным разновидностям данных услуг.

Так, в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" договор, заключаемый между бюро кредитных историй и источниками формирования кредитных историй - займодавцы по договору займа (кредита), именуется договором об оказании информационных услуг. В соответствии с ним источники формирования кредитных историй представляют в бюро кредитных историй информацию в отношении своих заемщиков, давших на это разрешение. Договором возмездного оказания информационных услуг является и договор, по которому бюро кредитных историй предоставляет пользователю кредитной истории кредитный отчет, т.е. документ, содержащий информацию, входящую в состав кредитной истории (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О кредитных историях").

Образовательная деятельность регулируется Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В Законе об образовании категория "образовательные услуги" используется только в отношении платной деятельности образовательного учреждения. В ст. 45 Закона об образовании государственным и муниципальным учреждениям предоставляется право оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Негосударственные образовательные учреждения согласно ст. 46 Закона об образовании вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. В соответствии со ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" платную образовательную деятельность вправе осуществлять и высшие учебные заведения, но не взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Причем вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий отданы на усмотрение высших учебных заведений.

Требования к договору на оказание платных образовательных услуг и его содержание устанавливаются в Правилах оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505. Согласно п. 14 указанных Правил договор заключается в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе и потребителе образовательных услуг, сроки оказания услуг, уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты, а также другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг. Данные положения конкретизируются в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо Минобразования РФ от 1 октября 2002 г. N 31ю-31нн-40/31-09), в приложении к которым содержится примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг.

Правовую базу для регулирования отношений в сфере туризма составляет Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности). Туристская деятельность, под которой понимается деятельность по организации путешествий, осуществляется туроператорами или турагентами в соответствии с договорами, заключаемыми ими с туристами.

Существенные условия договора, заключаемого с туристом, перечислены в ст. 10 Закона о туристской деятельности. Его специфика заключается в возложении исполнения обязательства на третье лицо, так как услуги, составляющие тур, предоставляются другими лицами, с которыми у туроператоров заключены соответствующие договоры (ст. 9 Закона о туристской деятельности). Следует отметить, что данное положение не вполне согласуется с правилом ст. 780 ГК РФ, в соответствии с которым исполнитель обязан лично исполнить обязательство возмездного оказания услуг исполнителем. Норма ст. 780 ГК РФ носит диспозитивный характер, однако, исходя из ее буквального толкования, исключение из этого правила может устанавливаться только в договоре возмездного оказания услуг. Поэтому трудно согласиться с выводом М.И. Брагинского, что "возможность использования такой конструкции (возложение исполнения на третье лицо. - Прим. авт.) применительно к договору услуг прямо вытекает из ст. 780 ГК". Тем не менее правила гл. 39 ГК РФ подлежат применению к договорам по оказанию услуг по туристическому обслуживанию в силу прямого указания в п. 2 ст. 779 ГК РФ.

Правовая природа данного договора активно обсуждается в правовой литературе, поскольку в ст. 6 Закона о туристской деятельности он назван договором розничной купли-продажи туристического продукта. Мнение цивилистов по этому вопросу единодушно: договор, заключаемый туроператором или турагентом с туристом, является договором возмездного оказания услуг.

Таково в целом правовое регулирование отдельных видов деятельности, при осуществлении которых оказываются услуги, перечисленные в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Так как данный перечень носит открытый характер, к услугам могут быть отнесены и отношения, складывающиеся при осуществлении иных видов деятельности, таких как оценочная, рекламная, детективная и охранная.

Частная детективная и охранная деятельность определяется в ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Виды услуг, оказываемые при осуществлении частной детективной и охранной деятельности, перечислены в ст. 3 указанного Закона. Договор, заключаемый между частным детективным или охранным предприятием (объединением) и клиентом, является договором оказания услуг. В ст. 9 этого Закона установлены требования, предъявляемые к форме и содержанию данного договора.

Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком (ст. 9 Закона об оценочной деятельности), но ни его наименование, ни его правовая природа в Законе не определены.

Данный договор может квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг исходя, прежде всего, из экономической сущности опосредуемых им отношений. В качестве подтверждения этого довода может рассматриваться норма ст. 4 Закона об оценочной деятельности, в которой деятельность оценщиков косвенно именуется услугами: "Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики)". Следовательно, деятельность оценщика состоит в оказании услуг по оценке. Особо подчеркнем, что данные услуги носят возмездный характер, так как существенным условием договора между оценщиком и заказчиком является денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки (ст. 10 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ, к отношениям по оказанию услуг по оценке применимы и правила гл. 39 ГК РФ. Однако при сопоставлении норм гл. 39 ГК РФ и норм Закона об оценочной деятельности обнаруживается ряд коллизий. Так, в ст. 14 Закона об оценочной деятельности оценщику предоставляется право привлекать по мере необходимости к участию в проведении оценки объекта оценки других оценщиков, что не согласуется с правилом ст. 780 ГК РФ о личном исполнении обязательства. Отказ от проведения оценки для оценщика возможен только в случаях, если заказчик нарушил условия договора (не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы), хотя согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе в любой момент отказаться от исполнения договора при условии полного возмещения заказчику убытков.

К отношениям по оказанию услуг может быть отнесена и рекламная деятельность. Однако в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" категория "рекламные услуги" не используется. На практике получили широкое распространение договоры на оказание рекламных услуг, опосредующие отношения по производству, размещению и распространению рекламы. Правовая природа заключаемых договоров на оказание рекламных услуг различна: это может быть и договор подряда, и договор на возмездное оказание услуг, и смешанный договор, и др. К договорам возмездного оказания услуг в правовой литературе относят, как правило, договоры на распространение (размещение) рекламы. В Федеральном законе "О рекламе" отсутствуют какие-либо правила об этом договоре, но к нему применимы правила гл. 39 ГК РФ.

В законодательстве об услугах особое место занимает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), который регулирует не отдельные виды услуг, а определенную совокупность общественных отношений по оказанию услуг. Под его действие подпадают отношения по оказанию услуг, возникающие между организацией или индивидуальным предпринимателем и потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Однако отношения по оказанию услуг не получили в данном Законе самостоятельной правовой регламентации. Правовой режим работ распространяется и на услуги. Исключительно услугам посвящена лишь одна статья рассматриваемого Закона - ст. 39 "Регулирование оказания отдельных видов услуг", согласно которой последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы III, определяются законом. Тем самым подчеркиваются различия между работами и услугами, обусловливающие невозможность применения к отдельным договорам об оказании услуг правил о последствиях нарушения договора подряда. Особые последствия нарушения условий договоров об оказании услуг установлены, в частности, в ГК РФ в отношении тех договоров, которые урегулированы в отдельных главах ГК РФ.

В ст. 38 Закона о защите прав потребителей предусматривается регулирование отдельных видов услуг правилами, утверждаемыми Правительством РФ:

- Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025;

- Правила оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036;

- Правила предоставления коммунальных услуг и Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099;

- Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290.

К гражданскому законодательству отчасти может быть причислен и Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техрегулировании), предусматривающий возможность установления на добровольной основе требований к оказанию услуг. Правила данного Закона, как и Закона о защите прав потребителей, распространяются на все услуги, а не на отдельные их виды.

Проведенное исследование гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг не может претендовать на всеобъемлющий охват нормативного материала об услугах. Проанализированы были основные правовые акты, посвященные наиболее распространенным видам услуг. Полагаю, что их вполне достаточно для выявления структуры гражданского законодательства РФ об услугах. Исходя из иерархии правовых актов, она может быть представлена в следующем виде (см. табл. N 2).

 

Таблица 2

 

Конституция                     
ГК РФ                        
Федеральные законы                
Правила отдельных видов услуг, утверждаемые Правительством РФ                

 

Так как гражданское законодательство об услугах является частью гражданского законодательства РФ, то предложенная структура в полной мере соответствует ст. 3 ГК РФ.

Однако данная структура не единственно возможная. В философской науке отмечается полиструктурность объектов. Гражданское законодательство об услугах может быть структурировано и в зависимости от объекта правового регулирования:

- правовые акты, регулирующие отношения по оказанию услуг в целом;

- правовые акты, регулирующие отношения по оказанию отдельных видов услуг.

К первым относятся Конституция РФ, ГК РФ и Закон о защите прав потребителей. Следует отметить, что в ГК РФ содержатся как общие положения об услугах, так и правила об отдельных видах услуг. Причем к общим положениям об услугах гл. 39 ГК РФ может быть причислена лишь отчасти, так как ее действие не распространяется на все виды услуг.

Гораздо больший объем составляют правовые акты, регулирующие отдельные виды услуг, к которым помимо ГК РФ относятся федеральные законы и правила оказания отдельных видов услуг.

Предложенная структура представлена в табл. N 3.

 

Таблица 3

 

Правовые акты, регулирующие отношения по оказанию услуг в целом Правовые акты,    регулирующие отношения по оказанию отдельных видов услуг             
Конституция РФ  (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 74) ГК РФ         (гл. 40, 41, 44, 45, 46, 49, 51, 53)           
ГК РФ        (п. 3 ст. 1, ст. 128, гл. 39)           Федеральные законы РФ (Закон о связи, Закон о почтовой связи, Закон об аудиторской деятельности, Закон о туристской деятельности)       
Федеральные законы (Закон о защите прав потребителей,  Закон о техрегулировании) Правила оказания отдельных видов услуг, утверждаемые Правительством РФ   (Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, Правила оказания платных образовательных услуг, Правила бытового обслуживания населения в РФ)       

 

Представляется, что совершенствование гражданского законодательства об услугах должно вестись по двум указанным направлениям. Необходимо дополнять и развивать общие положения об услугах в целях восполнения пробелов в правовом регулировании отношений по оказанию услуг.

Повысить эффективность правового регулирования позволит разработка специальных правил для отдельных видов услуг. При этом важно учитывать и иерархию правовых актов. Уровень правового акта должен соответствовать степени распространенности того или иного вида услуг, его социальной значимости и т.п. Так, на сегодняшний день явно недостаточен уровень правовой регламентации таких важнейших услуг, как платные образовательные и медицинские услуги.

 

Литература

 

1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., 2005.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

3. Белов В.А. "Больной" вопрос: Гражданские правоотношения с медицинскими организациями // Законодательство. 2004. N 11.

4. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000.

5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.

6. Брауде И.Л. Договор подряда // Отдельные виды обязательств. М., 1954.

7. Брычева Л.И. О некоторых вопросах совершенствования законодательства в сфере обслуживания // Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.

8. Голик Н.Н. Основы экономической теории и рынок услуг: Учеб. пособ. Шахты, 2005.

9. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2001.

10. Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 2004.

11. Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005.

12. Зулпакаров К.З. К вопросу о категории услуги. Фрунзе, 1978.

13. 46. Иванов Н.Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. СПб., 2000.

14. Измайлова Е.В. Договор на выполнение маркетинговых исследований: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000.

15. Кабалкин А.Ю., Мозолин В.П. Охрана прав граждан и потребителей // Сов. гос-во и право. 1983. N 4.

16. Кабалкин А.Ю., Санникова Л.В. Договор проката // Российская юстиция. 2006. N 6.

17. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.А. Маковского, С.А. Хохлова. М., 2005.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...