Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование занятости молодежи Тюменской области

 

Официально установленные границы молодежной группы - от 14 до 30 лет. Это достаточно широкий диапазон возрастов относимых к молодежи лиц, которые различаются по образу жизни, потребностям и интересам, уровню образования, видам занятий и т.д. Успешная интеграция всех категорий молодежи в систему региональных экономических отношений - сложная задача, решение которой требует координации действий по различным направлениям региональной социально-экономической политики, а именно: молодежной политики, политики в сфере труда и занятости населения, политики в сфере образования.

В этой связи требует рассмотрения ряд вопросов:

• Каково современное состояние и проблемы реализации экономической активности молодежи в Тюменской области?

• Как устроен и работает механизм координации молодежной политики, политики в сфере образования и занятости населения в рамках региональной социально-экономической политики?

• Как оценить эффективность региональной политики по поводу интеграции молодежи в систему региональных экономических отношений? Поставленные вопросы предполагают проведение самостоятельных, но взаимосвязанных исследований. В данной статье мы ограничимся рассмотрением только первого из поставленных вопросов. [24]

Состояние, проблемы и перспективы реализации экономической активности молодых людей в регионе обусловлены, во-первых, его демографическим процессом; во-вторых, социально-экономическим. Именно уровень социально-экономического развития региона определяет условия реализации экономической активности молодежи в сферах образовательной и трудовой занятости, формируя ее потенциал как субъекта производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Образование, в частности профессиональное, является приоритетной сферой занятости молодых людей. В 2005/2006 учебном году в области действовало 11 высших учебных заведений (из них 1 негосударственное), 23 средних специальных (негосударственных нет) и 37 учреждений начального профессионального образования. В 1997/1998 учебном году их было 9, 21 и 46 соответственно.

На дневной форме обучения в различных звеньях системы профессионального образования Тюменской области в 1998/1999 учебном году было занято более 60 тыс. молодых людей (т.е. каждый шестой молодой человек в возрасте от 14 до 29 лет), в 2001/2002 - около 75 тыс. (каждый пятый), в 2005/2006 - почти 91 тыс. (каждый четвертый). Качественное целенаправленное развитие рабочей силы особенно важно для молодых людей, причем в большей степени для группы 14 - 24, чем для 25 - 29-летних. Профессиональные учебные заведения среднего и высшего уровня предлагают абитуриентам более 20 основных групп специальностей, а всего вузы предлагают более 100 специальностей. Однако предпочтения юношей и девушек стягиваются в сторону престижных - экономического и юридического профиля. [25]

В целом поток молодежной рабочей силы, направляющейся в сферу профессионального образования, увеличивается, причем главным образом за счет роста числа студентов дневных отделений ссузов и вузов: в 1997/1998 учебном году их было 12, 5 тыс. и 26, 3 тыс. человек соответственно, в 2005/2006 - уже 23, 7 тыс. и 51 тыс. человек. Количество учащихся в учреждениях начального профессионального образования до 2000/2001 учебного года росло и составило чуть более 20 тыс. человек, к 2005/2006 учебному году сократилось до 16, 3 тыс.

Высшее образование становится массовым и утрачивает элитарный характер в его прежнем понимании. Так, к примеру, в 1998/99 учебном году студентом дневного отделения вуза Тюменской области был каждый двенадцатый молодой житель региона в возрасте от 14 до 29 лет; а в 2005/2006 учебном году - уже каждый седьмой-восьмой. Однако на основе приведенных данных не представляется возможным дать однозначно утвердительные ответы на следующие вопросы:

• Происходит ли рост квалификации молодых работников?

• Становится ли качество рабочей силы представителей современного молодого поколения значительно выше, чем у их предшественников? [26]

Завершение профессионального образования на определенном уровне предполагает, как правило, необходимость перехода из сферы образовательной деятельности в сферу трудовой. Однако автономность указанных сфер осложняет переход, так как профессионально-квалификационная структура подготовленной молодежной рабочей силы и рабочих мест не согласованы. В этой связи не утрачивает актуальности проблема трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. Так, по данным службы государственной статистики по Тюменской области, структура распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения государственных высших учебных заведений в 1998 - 2006 гг., такова (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 43, 5 - 48, 4%, рост; самостоятельно трудоустроились 23, 9 - 36, 2%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 4, 6 - 15, 3%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 1, 9 - 4, 2%, сокращение; не получили направления на работу 3, 2 - 19, 5%, сокращение.

Показатели распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения в системе государственных средних специальных учебных заведений в 1998 - 2006 гг., существенно хуже (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 22, 7 - 33, 1%, сокращение; самостоятельно трудоустроились 29, 0 - 38, 5%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 14, 2 - 24%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 5 - 6, 6%, рост; не получили направления на работу 12, 3 - 18, 2%, колебания.

Как видно из приведенных данных, устроиться на работу молодому специалисту по окончании вуза труднее, чем по окончании вуза. Заметное увеличение самостоятельного трудоустройства означает, что грядущие проблемы с трудоустройством стимулируют учащуюся молодежь к самостоятельному поиску рабочего места, причем заблаговременно - до окончания учебного заведения.

Что касается трудовой занятости, то в настоящее время на территории Тюменской области в большей или меньшей степени представлены все отрасли и почти все подотрасли общественного хозяйства, а вместе с ними необходимый спектр трудовых занятий. Чуть менее половины рабочих мест в 2006 г. в Тюменской области было сосредоточено в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках; промышленности и в сельском и лесном хозяйстве (соответственно 18, 4%, 15, 4% и 11, 4%), т.е. в профилирующих отраслях региона. В промышленности профилирующими, а следовательно, задающими количество и структуру рабочих мест, являются относительно старые подотрасли: машиностроение, метало - и деревообработка, пищевая. Отраслевая структура молодежной занятости с некоторыми отклонениями воспроизводит отраслевую структуру занятости старшего поколения в условиях стабильно развивающегося общества. В условиях трансформируемой экономики региона, с одной стороны, возникает дефицит кадров определенных специальностей, с другой - проявилась ориентация части молодежи на инновационную занятость. Мы имеем в виду такую форму трудоустройства, как самостоятельное создание рабочих мест в отраслях вторичного и третичного секторов экономики. [27]

Трудовая занятость часто (как на постоянной основе, так и в форме сезонной, временной либо случайной) является дополнительной к образовательной. Так, только при содействии государственных служб занятости Тюменской области в 1998 г. было трудоустроено 11 817 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в 2000 г. таких было уже 17 728 человек, в 2002 г. - 29 223, в 2006-м - более 24 тыс. человек.

Численность безработных от 15 до 29 лет, определяемая по методологии МОТ, постепенно снижается с 29,5 тыс. человек в 1998 г. до 22, 7 тыс. человек в 2005 г. Минимальное и максимальное значения за период составили 19, 7 тыс. человек в 2002 г. и 29, 6 тыс. человек в 2001 г. Уровень безработицы молодежи высок, но имеет тенденцию к сокращению с 17, 6% в 1998 г. до 13, 4% в 2005 г., минимальное и максимальное значения за этот период составили соответственно 12, 1% в 2005 г. и 17, 6% в 1998 г. Указанные "скачки" показателей численности и уровня безработицы обусловлены динамикой социально-экономического развития региона.

В целом ситуация на молодежном рынке труда в Тюменской области оценивается как относительно благополучная. Экономический рост в регионе позволил расширить возможности трудоустройства, в том числе для низкоквалифицированной рабочей силы, увеличил "пропускную способность" органов государственной службы занятости населения и специализированных молодежных бирж (бюро) труда. В то же время профессиональный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы сохраняется.

К сожалению, существующая статистическая информация не позволяет оценить состояние и проблемы молодежи в системе региональных экономических отношений достаточно полно. Так, до сих пор не опубликована и недоступна для анализа значительная часть данных переписи населения 2002 г. по Тюменской области. Недостаток статистической информации частично восполняют итоги социологического исследования "Молодежь в трудовой занятости Тюменского региона" (см. приложение). Молодежная группа была разбита на возрастные когорты 14 - 17 лет, 18 - 22 лет, 23 - 26 лет и 27 - 30 лет, основанием для сегментации явились различия в образе жизни, потребностях и интересах, уровне образования, видах занятий и т.д. Полученные результаты нами сгруппированы в блоки: структура занятости, занятость на учебе, трудовая занятость, безработная молодежь, структура и уровень доходов. Рассмотрим их. [28]

Структура занятости. Основной вид занятия для 14 - 17 и 18 - 22-летних - учеба, что вполне естественно. Учатся 81, 6% ответивших в данной возрастной группе на вопрос: "Чем Вы занимаетесь в настоящее время?", еще 7, 7% ответивших учатся и подрабатывают в свободное от учебы время - это значительно меньшая, но существенная часть молодых людей указанного возраста. Их трудовая активность стимулируется стремлением решить самостоятельно свои социально-экономические проблемы.

В возрастных группах 23-26 и 27-30 лет основной вид занятия - работа (65, 9% ответивших работают), дополнительный - учеба (14, 7% совмещают работу и учебу). Совмещение работы и учебы обусловлено необходимостью повышения своего профессионально-квалификационного уровня либо приведения в соответствие профессиональных знаний и навыков и требований занимаемого рабочего места.

Небольшая часть молодых людей (примерно 3%) не занята на работе и учебе.

Занятость на учебе. В качестве места учебы около 55% учащейся молодежи указали вуз, причем доля студентов вуза возрастает от младших возрастных когорт к старшим (15% среди 14 - 17-летних, 85% - 18 - 22-летних, 87% - 23 - 26-летних, 73% - 27 - 30-летних), поскольку большинство подростков - школьники.

Ценность профессионального образования признают более 75% учащейся молодежи. Так, работать только или по возможности по полученной специальности намерены 56, 8% ответивших на вопрос "По окончании профессионального учебного заведения Вы намерены…" Еще 18, 8% собираются продолжить профессиональное образование на более высоком уровне.

Тогда как, примерно в 20% случаев инвестиции в профессиональное образование могут оказаться неоправданными. К такому выводу приводят следующие цифры: 12, 2% учащихся молодых людей намерены работать по любой другой специальности; 1, 4% - не работать; 6, 3% - не имеют определенных намерений. Хотя намерение не работать вполне может измениться, что будет зависеть от отношений с руководством, оплаты труда и престижности работы на гипотетическом рабочем месте и других обстоятельств. [29]

Самым важным фактором, определяющим выбор первого места работы, является оплата труда (на это указали более половины ответивших - 56%). Данный фактор отмечают даже те, кто по окончании профессионального учебного заведения работать не намерен. Другие ответы существенно отстают по значимости: наличие перспектив карьерного роста; условия и режим труда; отношения в коллективе. Малозначимыми (5% ответивших и менее) оказались такие показатели, как престижность работы, возможность реализовать свои способности, отношения с руководством и творческий характер труда.

Обязательства перед лицами, оплатившими профессиональное образование, признают менее половины учащихся - 44, 7% ответивших на вопрос "Как Вы считаете, обязан ли выпускник профессионального учебного заведения определенный период времени отработать на рабочем месте, предоставленном ему лицом, оплатившим образование?"; не признают 28, 1%; не думали об этом 27, 2%. В то же время к идее обязательного распределения выпускников профессиональных учебных заведений разного уровня лояльно относятся 59% учащейся молодежи. В их число входят и те, кто отрицал обязанности выпускников перед лицами, оплатившими профессиональное образование. Видимо, для них сама идея гарантированного обеспечения рабочим местом более приемлема, чем напоминание об обязанностях/ответственности. С другой стороны, часть выпускников, признававших обязанности перед инвесторами, к идее обязательного распределения относится отрицательно, считая, что это нарушает свободу профессионального выбора.

В итоге удельный вес тех, кто поддерживает идею обязательного распределения выпускников профессиональных учебных заведений разных уровней, более высок среди учащихся, намеренных по окончании профессионального учебного заведения работать "только" или "по возможности по специальности" или "продолжить профессиональное образование на более высоком уровне" (соответственно 59%, 66% и 59, 6%).

Трудовая занятость. В качестве места работы около 40, 3% работающей молодежи указали частные предприятия, 33% - государственные и муниципальные унитарные предприятия, 24% - общества (ООО, ОАО, ЗАО) с участием и без участия иностранного капитала, менее 3% - кооперативы, что примерно соответствует распределению общей численности занятых в экономике по формам организаций и определяется институциональной структурой экономики.

Страх потерять или не найти работу испытывают менее половины ответивших респондентов в возрасте 14 - 30 лет (45%), остальные не боятся потерять или не найти работу (36%) либо не задумывались об этом (19%). Несмотря на достаточно высокую оценку угрозы безработицы, молодые люди проявляют свойственную им мобильность. Так, 40% намерены работу сменить, даже если это постоянная работа; 19% такой возможности не исключают; намерение закрепиться на занимаемом рабочем месте имеют только 26%; к ним, вероятно, примыкают 9% тех, кто просто не задумывался об этом. Более стабильными в силу жизненных обстоятельств являются старшие возрастные группы - 23 - 26 и 27 - 30 лет: среди них отсутствие намерения сменить работу отмечено у 27, 5% и 36% соответственно. Итак, у молодых мобильность выше в силу меньшей ответственности и меньших обязательств. [30]

В качестве основных факторов привлекательности имеющейся работы респондентами от 14 до 30 лет были указаны (в порядке убывания значимости): условия и режим труда (21, 8%); отношения в коллективе (21%); оплата труда (17%); отношения с руководством (13%); соответствие работы способностям, а также престижность работы (по 5%); творческий характер труда (4%). Назывались также другие причины, а именно: близко от дома; интересно; нет выбора; получение опыта; своевременная выплата заработной платы; отношения с родителями; свободное посещение. Среди основных факторов непривлекательности имеющейся работы оказались (в порядке убывания значимости): оплата труда (16%); отсутствие перспектив карьерного роста (16%); непрестижность работы (12%); нетворческий характер труда (10%); несоответствие работы способностям (8%); отношения в коллективе и отношения с руководством (по 5%). Названы также гиподинамия, дискомфорт, отсутствие интереса начальства к работе, частые командировки.

Интересна взаимосвязь между уровнем дохода и условиями привлекательности/непривлекательности работы. Так, для зарабатывающих до 6 тыс. руб. ей в месяц основными факторами привлекательности имеющейся работы являются условия и режим труда, отношения в коллективе, отношения с руководством. Соответственно основные факторы непривлекательности: оплата труда, отсутствие перспектив карьерного роста, непрестижность работы. Для зарабатывающих 7-15 тыс. руб. ей в месяц основные факторы привлекательности имеющейся работы несколько иные: отношения в коллективе, оплата труда, условия и режим труда. Соответственно основные факторы непривлекательности: отсутствие перспектив карьерного роста, непрестижность работы и нетворческий характер, оплата труда.

Для зарабатывающих свыше 16 тыс. рублей в месяц основные факторы привлекательности имеющейся работы совпадают с предыдущей группой: отношения в коллективе, оплата труда, условия и режим труда. Основные факторы непривлекательности несколько отличаются: условия и режим труда, нетворческий характер труда и несоответствие работы способностям, отсутствие перспектив карьерного роста и оплата труда. На основании этого можно сделать вывод: творческий характер труда и соответствие работы способностям значимы только при уровне дохода выше среднего.

Главными факторами, обуславливающими мобильность рабочей силы молодых людей, можно считать оплату труда, отсутствие перспектив карьерного роста и непрестижность работы. Именно эти условия не устраивают в первую очередь намеревающихся сменить работу. Только каждый второй респондент в возрасте 14 - 30 лет, ответивший на вопрос: "Вы работаете по полученной профессии (специальности)?", работает по своей специальности или смежной (родственной): в группе 18 - 22-летних 21, 5% и 18, 5% соответственно; в группе 23 - 26-летних - 27% и 26, 5%; в группе 27 - 30-летних - 37% и 25%. Еще 38% респондентов в возрасте 18 - 22 лет, 27% - 23 - 26 лет и 22% - 27 - 30 лет, возможно, в будущем по специальности работать будут. Не намерены работать по специальности около 13% работающей молодежи. Таким образом, отдачу приносит только около половины инвестиций в профессиональное образование.

Исследование показало, что уровень заработной платы/трудового дохода напрямую связан с работой по полученной специальности. Из числа зарабатывающих до 3-х тыс. руб. ей в месяц по своей и смежной специальности работают около 47%, не по своей - около 46%; из числа зарабатывающих 4 - 6 тыс. соответственно 50% и 39%; 7 - 10 тыс. - 52% и 36%; 11 - 15 тыс. - 59% и 38%; 16 - 20 тыс. - 66% и 34%; свыше 20 тыс. - 66% и 28%. Таким образом, средняя заработная плата работающих по своей и смежной специальности выше, чем у работающих не по специальности. Социально-профессиональное положение и уровень социально-профессионального статуса тем устойчивее, чем больше степень соответствия профессии выполняемой работе и выше оценка собственной профессии. Дополнительную работу, причем преимущественно случайную, имеют 22% ответивших молодых людей от 14 до 30 лет. [31]

Распределение работающих молодых людей всех возрастных групп по отраслям экономики согласно полученным ответам на вопрос: "Если Вы работаете, то в какой отрасли экономики?", следующее: торговля, общественное питание, сбыт и заготовки (заняты 19, 8%); строительство (11, 5%); транспорт и связь (8, 5%); информационно-вычислительное обслуживание (6, 8%); промышленность (6, 7%); образование, наука и научное обслуживание (6, 5%); финансы, кредит и страхование (4, 4%); здравоохранение и физическая культура (4, 4%); сельское и лесное хозяйство (4, 4%); операции с недвижимостью (4, 0%); ЖКХ и бытовое обслуживание населения (2, 3%); геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы (1, 4%); пенсионное и социальное обеспечение (1, 4%); управление (1, 9%) и др.

Полученные данные отклоняются от статистических данных о распределении общей численности занятых по отраслям экономики региона и позволяют предположить, что доля молодежи более высока среди работающих в таких отраслях, как торговля, общественное питание, сбыт и заготовки; строительство; информационно-вычислительное обслуживание; финансы, кредит и страхование; операции с недвижимостью; геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы. Преимущественно это растущие отрасли.

Безработная молодежь. Среди безработной молодежи 14 - 30 лет велик удельный вес тех, кто не доверяет государственным структурам, в центр занятости населения не обращался и не намерен этого делать - таких 39%. Остальные либо уже обращались, либо намерены это сделать. Тем не менее большинство безработной молодежи (те, кто обращался в государственную службу занятости, кто пока не сделал этого, и даже те, кто этого делать не собирается) рассчитывает получить помощь государства при решении проблем, связанных с трудоустройством и открытием собственного дела.

Так, 14-17-летние ожидают, прежде всего, обучения навыкам поиска работы. Следующая возрастная группа - 18-30-летние рассчитывают (в порядке убывания значимости) на материальную поддержку; содействие в поиске работы; льготный кредит при открытии собственного дела; обучение новой профессии или повышение квалификации по имеющейся; правовую помощь (консультацию); налоговые льготы при открытии собственного дела; консультации по разработке бизнес-плана; обучение навыкам поиска работы; психологическую помощь. Некоторые респонденты (около 6%) все же утверждают, что в помощи государства не нуждаются, так как помощи не будет и рассчитывать можно только на себя.

Наиболее результативными молодые безработные считают такие способы поиска работы, как объявления в СМИ и Интернете, обращение непосредственно к работодателям, социальные связи. К помощи посредников на рынке труда (государственные и негосударственные службы занятости населения, специализированные молодежные биржи (бюро) труда) они прибегают значительно реже.

На вопрос: "В Вашем городе (селе) действует молодежный центр или биржа (бюро) труда?" 80% ответили положительно. Однако с деятельностью данных организаций не знакомы: только 5% ответивших смогли назвать мероприятия, в которых принимали участие (спортивные, стройотряды, летняя занятость) по инициативе молодежного центра или биржи (бюро) труда; 95% участия в мероприятиях не принимали.

Эффективность деятельности местного центра занятости населения и молодежного центра или биржи (бюро) труда по содействию в трудоустройстве молодыми безработными в целом оценена весьма низко: достаточно эффективной ее признали 9, 4%; недостаточно эффективной - 39, 8%; совершенно неэффективной - 18, 8%; затруднились оценить 31, 3%, поскольку не обращались. Еще более низкую оценку дали безработные, уже обращавшиеся за содействием в трудоустройстве: недостаточно эффективной деятельность признали 53, 7%; совершенно неэффективной - 33, 3%.

Структура и уровень доходов. Граждане 14 - 22-лет своими основными видами дохода признали (в порядке убывания значимости): помощь родителей/семьи (66, 6% ответивших); заработную плату (24, 8%); доход от "своего дела", предпринимательства (3, 3%); стипендию (3, 1%). Структура доходов у 23-30-летних иная: заработная плата (78, 8%); помощь родителей/семьи (13, 8%); доход от "своего дела", предпринимательства (3, 1%). Остальные виды доходов (помощь государства, доход от операций с ценными бумагами и валютой, арендная плата за квартиру и иные) являются источниками существования малой доли молодых людей. Сравнение полученных в ходе исследования данных с итогами Всероссийской переписи населения 2002 г. аналогичны. Отдельными респондентами указано и несколько "иных видов доходов". Среди них фигурируют, например, криминальные: бандитизм и карточные игры.

Итак, доход от трудовой деятельности является одним из основных источников средств к существованию. Молодые люди умеют и учатся зарабатывать деньги, возможности такие в настоящее время предоставляются. При этом вполне естественно, что трудовой доход/заработная плата работников в возрасте 14 - 22 лет ниже, чем у 23 - 30-летних. Последние являются более ценными работниками в силу имеющихся профессиональных знаний, навыков и опыта работы.

Наиболее весомая доля (37%) 18-22-летних, ответивших на вопрос: "Ваша заработная плата/трудовой доход составляет в месяц", зарабатывает от 4 до 6 тыс. руб. ей; 23 - 26-летних (30%) - от 7 до 10 тыс. руб. ей; 27 - 30-летних (41%) - от 7 до 10 тыс. руб. ей. Свыше 20 тыс. руб. ей в месяц зарабатывает около 3% работающей молодежи 14 - 30 лет. В целом заработная плата/трудовой доход 3/4 молодежи не превышает среднего по региону уровня, соответственно у 1/4 - превышает.

Примерно каждый третий ответивший в возрасте 14 - 30 лет считает минимально необходимым уровнем среднедушевого дохода для жизни 7 - 10 тыс. руб. ей в месяц. Примерно каждый четвертый в возрасте 14 - 17 лет считает, что эта сумма составляет свыше 20 тыс. руб. ей в месяц, в возрасте 18 - 22 лет - 4 - 6 тыс. руб. ей в месяц, в возрасте 27 - 30 лет - 11 - 15 тыс. руб. ей в месяц. Подростки демонстрируют завышенные запросы, совершеннолетние - вполне реальные. В любом случае основанные на собственной структуре потребительских расходов представления молодых людей о минимально необходимом уровне среднедушевого дохода существенно различаются, в несколько раз превосходят представления областного правительства, основанные на стоимости минимальной потребительской корзины.

Основываясь на данных статистики и социального опроса, можно сделать обобщающий вывод. Итак, молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне.


Заключение

 

Итак, в современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику следовательно включаются самые разнообразные факторы: социальные, демографические и т.д.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

В условиях мобильности рабочей силы между локальными рынками труда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате, которая имеет тенденцию к повышению (избыток определяется как обратная ситуация, когда предложение превосходит спрос).

В целом на рынке труда области отмечаются положительные изменения - приостановлен, к примеру, рост численности безработных. Так, во втором квартале прошедшего года уровень безработицы составил 1,9% (в первом - было 2,4%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, численность безработных сократилась на 17,6%. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения.

По основным показателям, характеризующим положение на рынке труда (уровень регистрируемой безработицы и напряженность на рынке рабочей силы) Тюменская область (без автономных округов) по итогам 2006 года по данным управления Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области занимает 2-е место после Свердловской области среди территорий УрФО.

Состояние, проблемы и перспективы реализации экономической активности молодых людей в регионе обусловлены, во-первых, его демографическим процессом; во-вторых, социально-экономическим. Именно уровень социально-экономического развития региона определяет условия реализации экономической активности молодежи в сферах образовательной и трудовой занятости, формируя ее потенциал как субъекта производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне.


Список использованной литературы

 

1. Абакумова К.К. и др. Безработица и самозанятость. Н.: НГА ЭТУ, 2005. - 198с.

2. Башкатов Б.И. Международная статистика труда. М.: Финансы и статистика, 2006. - 264с.

3. Гусаров В.М. Теория статистики. М.: ЮНИТИ, 2006. - 318с.

4. Дикаpева А.А. Социология труда. M.: ИНФРА-М, 2005. - 226с.

5. Зоткина Н.С. Экономика и социология труда. СПб.: Издательство СПбГЭиФ, 2006. - 164с.

6. Кожухарь Л.И. Основы общей теории статистики. М.: Финансы и статистика, 2006. - 354с.

7. Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России. // Человек и труд. - 2006. - № 9. - С.42-44.

8. Куликов В.В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. - 2005. - № 1. - С.22-33.

9. Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М.: Экономика, 2006. - 182с.

10. Павленко В.А. Рынок труда. М.: Экономист, 2006. - 284с.

11. Посадсков Е.Л. Статистические показатели рынка труда. Ч.1. Новосибирск: Соцтехсервис, 2005. - 81с.

12. Прокопов В. Безработица в переходной экономике России. // Человек и труд. - 2005. - № 1. - С.37-46.

13. Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. М.: РЭА, 2005. - 124с.

14. Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Н.А. Волгина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 224с.

15. Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения. // Вопросы экономики. - 2005. - № 11. - С.99-114.

16. Социальная статистика. / Под ред.И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 324с.

17. Тарасова А.Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Киров: Изд-во ВятГУ, 2005. С.157 - 161.

18. Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников. // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень: ТГУ, 2006. С.43-52.

19. Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень: Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2007. - 203с.

20. Ускова И. Безработица и закон. // Человек и труд. - 2005. - № 11. - С.67-69.


Приложение

 

Анкета "Молодежь в занятости Тюменского региона"

 

1. "Чем вы занимаетесь в настоящее время?"

2. Ваш основной вид занятия?

3. Какова для вас ценность профессионального образования?

4. По окончании профессионального учебного заведения что вы намерены делать?

5. Что является для вас определяющим выбор первого места работы?

6. Как Вы считаете, обязан ли выпускник профессионального учебного заведения определенный период времени отработать на рабочем месте, предоставленном ему лицом, оплатившим образование?

7. Испытываете ли вы страх потерять или не найти работу?

8. Вы работаете по полученной профессии (специальности)?

9. Если Вы работаете, то в какой отрасли экономики?

10. В Вашем городе (селе) действует молодежный центр или биржа (бюро) труда?

11. Сколько ваша заработная плата/трудовой доход составляет в месяц?

12. Из чего будут складываться ваши доходы?

 


[1] Зоткина Н.С. Экономика и социология труда. СПб., 2006. С.42.

[2] Зоткина Н.С. Экономика и социология труда. СПб., 2006. С.47.

[3] Социальная статистика. / Под ред. И.И. Елисеевой. - М., 2005. С.65.

[4] Павленко В.А. Рынок труда. М., 2006. С.123.

[5] Павленко В.А. Рынок труда. М., 2006. С.127.

[6] Там же.

[7] Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Н.А. Волгина. – М., 2005. С.53.

[8] Прокопов В. Безработица в переходной экономике России. // Человек и труд. - 2005. - № 1. - С.39.

[9] Абакумова К.К. и др. Безработица и самозанятость. Н., 2005. С.113.

[10] Абакумова К.К. и др. Безработица и самозанятость. Н., 2005. С.116.

[11] Куликов В.В. Безработица в России несопоставима со спадом производства. // ЭКО. - 2005. - № 1. - С.26.

[12] Дикаpева А.А. Социология труда. M., 2005. С.142.

[13] Дикаpева А.А. Социология труда. M., 2005. С.147.

[14] Башкатов Б.И. Международная статистика труда. М., 2006. С.83.

[15] Посадсков Е.Л. Статистические показатели рынка труда. Ч.1. Новосибирск, 2005. С.32.

[16] Посадсков Е.Л. Статистические показатели рынка труда. Ч.1. Новосибирск, 2005. С.37.

[17] Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. М., 2006. С.111.

[18] Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.41.

[19] Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.46.

[20] Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.48.

[21] Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.49.

[22] Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.51.

[23] Труд и занятость Тюменской области (1997-2006 гг.). // Статистический сборник. Тюмень, 2007. С.54.

[24] Тарасова А. Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Киров, 2005. С. 158.

[25] Тарасова А. Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Киров, 2005. С. 159.

[26] Тарасова А. Н. Развитие рынка рекрутинговых услуг в городе Тюмени. // Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Киров, 2005. С. 160.

[27]Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.44.

[28]Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.46.

[29]Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.47.

[30]Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.47.

[31]Тарасова А.Н. Социальные связи и трудоустройство выпускников.//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Тюмень, 2006. С.48.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...