Языческая реформа, князя Владимира
Языческая реформа князя Владимира Великого была вызвана необходимостью установить твердое отношение народа к князю. Кажется, как могут быть связаны религия и политика? Это для наших современников эти два понятия могут быть несовместимы, но для человека того времени жизнь людей на земле проявлялась в жизни богов, а поскольку у богов не было четко выраженного подчинения одному верховному богу, да и самого верховного бога не было как такового. Боги все время боролись друг с другом за престол. Поэтому у народа не было нужного отношения к князю, которому, конечно – же, хотелось полного подчинения. Ведь князь у простого населения ассоциировался с богом. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 общегосударственный языческий пантеон. В Киеве на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Главные божества пантеона: громовержец Перун и «скотий бог» Белее (Волос), противостоящие друг другу топографически (идол Перуна на холме, идол Велеса — внизу, возможно, на киевском Подоле). Вероятно, по социальной функции (Перун — бог княжеской дружины, Велес — всей остальной Руси). Единственный женский персонаж киевского пантеона — Мокошь — связан с характерными женскими занятиями (особенно с прядением). Другие боги этого пантеона известны меньше, но все они имеют отношение к наиболее общим природным функциям: Стрибог, видимо, был связан с ветрами, Дажьбог и Хорс — с солнцем, Сварог — с огнём. Менее ясен последний бог пантеона Семаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии (см. Симург); другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления богов в летописных списках: обнаруживается связь Перуна с Велесом, Стрибога с Дажьбогом и Сварогом, периферийное место Семаргла или Мокоши и т. п. Принятие Владимиром христианства в 988 повлекло за собой уничтожение идолов и запрет языческой религии и её обрядов. Тем не менее языческие- пережитки сохранялись. Помимо богов, входивших в пантеон, известны и другие мифологические персонажи, о которых обычно сообщают более поздние источники. Одни из них тесно связаны с семейно-родовым культом (Род) или с сезонными обрядами (Ярила, Купала, Кострома), другие известны из менее надёжных источников (Троян, Переплут), третьи вообще являются созданиями т. н. «кабинетной мифологии».
Западнославянская мифология известна по нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идёт об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян). Зато относительно богаты сведения западноевропейских хроник о культе богов, чётко пространственное приурочение их (описания культовых центров, храмов, идолов, жрецов, жертвоприношений, гаданий и т. п.). Языческая традиция у балтийских славян была прервана насильственной христианизацией, поэтому не сохранились источники, которые отражали бы продолжение старых верований. Из богов балтийских славян особенно известны: Свентовит, характеризующийся как «первый, или высший из богов», как «бог богов»; он связан с войной и с победами и, кроме того, с гаданиями; Триглав, однажды названный «высшим богом»: как и у Свентовита, его атрибутом был конь, принимавший участие в гаданиях; идол Триглава имел три головы или же находился на главном из трёх холмов, как в Щецине.
МИФЫ И ЛЕГЕНДДЫ
Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенитет молодого русского государства но отношению к христианской Византии во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного воеи.1 малышка державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воински» успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал па заднм! план наемных дружинпикоы-варнгов, часть которых была христианам.» Владимир строго относился к наемникам и, когда опи после водворен и i мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Нон.1 русский пантеон был противопоставлен но только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято им чего. В-третьих (это будет обосновало в последующем изложения), р-форма значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона». что нам и надлежит теперь разобрать.
1. Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 – 17. 2. Головацкий Я.Ф. Изложение древне славянских легенд, или мифология –К.: Доверие., 1991 – 93 с. 3. Лозко Г. С. Этнология Украины; философско-теоретический и этнологический аспект. – К.: АртЕк., 2001. – 304с. 4. Николаев Т. В. Древняя Русь и славяне. –М.: Наука., 1988 - 448 с. 5. Павлов О. П. Русь с её неизжитым язычеством Наука и религия №4 1990 с.21 6. Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с. 7. Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. - М,: Высшая школа., 1983 – 420с. 8. Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл – Переплут – Советская археология 1967г. N2 стр.9 9. Рыбаков Б. А.Христиане или язычники? — Наука и религия, 1966, № 2, с. 46 10. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М..: Наука,. 1988 – 368с. 11. Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с. 12. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. –М.: Советская энциклопедия., Т.2 1982 – 720с. С ил.
13. Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.–М.: Советская энциклопедия., Т.1 1980 – 672с. С ил. 14. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Полит. Издат., 1980 – 624 с. 15. Шокарев С.Ю. История России с древних времен и до конца 17в. /энциклопедия/ - М.: Артель., 2001 – 599 с. (124- 125) 16. Щербаков В.И. Асгард – город богов. _ М.: Молодая гвардия.,1991 – 253 c. 17. Яблоков М.П. История религии. в 2-х т. Т.1 М.: Высшая школа., 2002 – 463с. 18. Яблоков М.П. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа., 1994 – 368 с.
[1] Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. -М,: Высшая школа., 1983 – 420 с. Стр.68 [2] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М..: Наука,. 1988 – 368с. СТР-???
[3] Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. Т.1 –М.: Советская энциклопедия., 1980 – 672с. С ил
[4] Белов А. Наука и религия №11 1992 с.16 – 17.
[5] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с
[6]Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.
[7] там же стр. +++ [8] там же стр. +++ [9] Все это имена одного и того же бога прим. Автора. [10]Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с. [11] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с. [12]Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.
[13]Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с
[15] там же стр. [16] Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с. [17]Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т. –М.: Советская энциклопедия., Т.1 1980 – 672с. С ил..
[18] там же стр. [19] семенова [20] семенова [21] семенова [22] Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – С.Пб.: Азбука,. 2000 – 560с.
[23] там же стр+++++ [24] мифы илегенды [25] семенова [26] славянская мифология [27] к вопросу опроисхождении [28] там же стр [29] мифы илегенды [30] Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|