Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое регулирование информатизации




В документе Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) Копенгагенского совещания отмечается, что «правовое государство означает не просто формальную законность, обеспечивающую регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, которая основана на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности». Очевидно, что наше государство, поставившее цель стать правовым должно стремиться к обеспечению соблюдения и уважения прав человека. Это может быть достигнуто как за счет создания системы эффективных правоохранительных органов, так и за счет реализации сбалансированных правовых барьеров и ограничений на пути возможного увеличения властных полномочий «силовыми» государственными структурами.

Данная проблема решается законодательно, исходя из принципа, закрепленного ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». В связи с этим необходимо четкое и всестороннее правовое регулирование всех тех граней государственного воздействия, ограничивающие права человека, в том числе и в информационно-правовой сфере.

В сегодняшнее время вследствие недостатка информационных услуг и неразвитости информационно-правовой системы остро стоит проблема создания в России единого информационно-правового пространства и защиты, информационных прав граждан. Решение этой проблемы может быть достигнуто за счет дальнейшей информатизации общества, а так же путем совершенствования законодательного регулирования правоотношений в сфере информатики.

Отмечено, что 90-е гг. годы были ознаменованы принятием Конституции Российской Федерации (РФ), существенной подвижкой в формировании федерального законодательства в части, касающейся общественных отношений в сфере информатики и рядом федеральных законов, Указов Президента и постановлений федеральной исполнительной власти, регулирующих различные аспекты информационно-правового пространства.

В сферах государственного управления правовое регулирование информационных отношений осуществляется актами органов исполнительной и представительной федеральной власти, которые основанными на предписаниях Конституции Российской Федерации. «Информационное законодательство России - обособленная совокупность актов, инкорпорированных в структуру федерального права. Иерархическая соподчиненность элементов и иных правовых актов субъектов Федерации - есть организационно-правовая основа информационной интеграции. Информационное законодательство базируется на структурной соподчиненности его элементов в единой системе российского права и постулатах федерализма.

Таким образом, рассмотрение механизма конституционного регулирования информационных отношений находится в диалектическом единстве с федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами, регулирующими различные стороны правовой защиты информационных объектов от противоправных посягательств и актами органов исполнительной власти.

Особое внимание законодательной защите информационных прав граждан уделено в Конституции РФ. Конституционный статус информационных отношений закреплен в ст. 24, ст. 41 (п. 3), ст. 42. При этом ст. 24 (п. 2) определяет субъекты информационных правоотношений: с одной стороны субъектом являются органы государственной власти, органы местного самоуправления (их, соответственно, должностные лица), с другой - граждане Российской Федерации.

Основной закон закрепил право граждан на «тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (п. 2, ст. 23).

Значение имеет положение, предусматривающее защиту информационных прав и свобод граждан: не допускается распространение информации о частной жизни лица (равно как и сбор, хранение, использование сведений) без его согласия (п. 1, ст. 24).

Конституция РФ закрепила конкретные права граждан на информацию: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (п. 2, ст. 24)

Предметом конституционного регулирования стали правоотношения не только в сфере информации, носящей личный характер, так же и в сферах правовой (п. 3, ст. 15) и экологической информации. Например, п. 3, ст. 41 декларирует ответственность за сокрытие должностными лицами обстоятельств и фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а ст. 42 закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Основной Закон наделил граждан России широкими правами в информационной сфере. Ограничение некоторых прав и свобод граждан может быть допущено только на основании судебного решения.

Задача законодательного урегулирования права граждан на информацию, закрепленная в ч. 4, ст. 29 Конституции РФ, во многом решается Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Он регламентирует конкретные информационные отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, формировании информационных ресурсов, а также при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Этим законом введены понятия собственника и владельца информационных ресурсов, информационных технологий и систем, понятие пользователя (потребителя) информации, а также информационные ресурсы «являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства». Они «составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами» (ст. 4).

Закон определил информационные ресурсы как элемент состава имущества и как объект права собственности, при этом закрепив, что «отношения по поводу права собственности регулируются гражданским законодательством» (ст. 6). Необходимо отметить, что информационные ресурсы могут быть как государственными, так и негосударственными. Государственные информационные ресурсы образуются федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ.

Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» закрепил, что персональные данные (информация о гражданах) относится к категории конфиденциальной информации (ст. 11). В нем законодательно урегулирована конституционная норма, зафиксированная в п. 5, ст. 24. Закон не допускает накопления, сбора, использования и распространения информации о частной жизни, а также информации, «нарушающей личную тайну, тайну переписки, семейную тайну, тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия». Последнее может быть осуществлено лишь на основании судебного решения (п. 1, ст. 11).

Закон регулирует доступ граждан и организаций к информации, касающейся их самих: они имеют не только доступ к такой информации, но «имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию», могут ее уточнять и бесплатно ею пользоваться (ст. 14).

В этом Законе уделено огромное внимание защите информации, а также правам и обязанностям субъектов в области информационных процессов и информатизации (гл. 5). Целями защиты являются (ст. 20):

·   предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

·   предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

·   предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы;

·   защита конституционных прав граждан и сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

·   сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

·   обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Законодательное урегулирование права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, нашло частичное воплощение в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения». В соответствии со ст. 23 этого Закона граждане и общественные организации получили право на объективную информацию о радиационной обстановке и принимаемых мерах безопасности от тех организаций, осуществляющие деятельность с применением источников ионизирующего излучения. Кроме того, согласно ст. 6 рассматриваемого Закона, субъекты РФ уполномочены информировать граждан о радиационной обстановке на соответствующей территории.

Правовое регулирование информационных отношений во многом пересекается и связывается с авторским правом и правом интеллектуальной собственности и призвано содействовать процессу творческой деятельности. Предписания федеральной конституции, закрепленные в п. 1, ст. 44, ст. 71, урегулированы четвертой частью гражданского кодекса РФ.

Регулируются отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и БД. В этом Законе определены понятия программы для ЭВМ, БД, а также ряд понятий, связанных с изменением и использованием программ. Этим законом программы ЭВМ и базы данных отнесены к объектам авторского права. Вместе с тем авторское право не связано с правом собственности на их материальный носитель, а «передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на программы для ЭВМ и базы данных». Это существенно, поскольку для ОВД важное значение имеют вопросы передачи информации в другие организации, например, при проведении процессуальных действий.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы ЭВМ или базы данных, имеет право без дополнительного разрешения правообладателя осуществлять как декомпилирование программы, так и любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных.

Также данной частью ГК РФ урегулированы вопросы авторского права.

Этим Законом введен перечень основных понятий. В их числе: аудиовизуальное произведение, воспроизведение произведения и фонограммы, запись, фонограмма, запись, экземпляр фонограммы и т.д. Разработанные законодателем определения вышеназванных терминов должны быть взяты за основу при подготовке нормативной базы в части, касающейся, использования технических средств для фиксации оперативной информации.

Следует перечислить произведения, которые не являются объектами авторского права:

·   официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

·   государственные знаки и иные знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

·   произведения народного творчества;

·   сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Таким образом следует сделать вывод о том, что нормативно-правовая база по регулированию информатизации в РФ чрезвычайно велика и охватывает все основные права человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...