Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт и перспективы развития правовой информатизации




Не будет преувеличением, что в сфере распространения правовой информации в России за последние годы произошли значительные и прогрессивные изменения. Действительно, кардинальные изменения в экономике и политике привели к тому, что возникла массовая и острая потребность в правовой информации и у специалистов, и у простых граждан. С другой стороны, потребителю были предложены достаточно качественные и эффективные средства массовой информации и соответствующие услуги. Это и традиционные печатные издания, государственные, независимые, услуги консультационных фирм, специализированные справочные правовые компьютерные системы. Особое, опережающее развитие получили компьютерные технологии распространения правовой информации.

В России фактически сложилась определенная система распространения и использования правовой информации, в которой помимо государственных органов важную роль играют и негосударственные компании, распространяющие правовую информацию.

В рамках реализации правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации сегодня организациями Спецсвязи России эксплуатируется в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти в 88 субъектах Российской Федерации единая автоматизированная система сбора, обработки и распространения текстов правовых актов в электронном виде. А также обеспечивается централизованное распространение фондов федерального, ведомственного и регионального законодательства. Указанная информация доводится до государственных органов на более чем 2300 объектах по всей стране.

Следует отметить, что эту работу начинало и проводило ФАПСИ. В настоящее время в связи с решением о его упразднении, в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июля 2003 г. №774 все функции ФАПСИ в области правовой информатизации возложены на Спецсвязь России.

В числе основных функций в указанной области необходимо отметить осуществление государственной политики и координацию работ, участие в формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение Президента Российской Федерации, государственных органов, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах правовой информацией.

В соответствии с действующим законодательством только в рамках государственной системы распространяются официальные тексты правовых актов в электронном виде.

Учитывая сложившуюся ситуацию на современном этапе, предстоит несколько скорректировать задачи, стоящие перед государством. Государство более четко сформулирует приоритеты и задачи в этой области и предложить необходимые стандарты взаимодействия органов власти и независимых распространителей, а также будут предпринимать все меры для обеспечения надежности функционирования системы распространения правовой информации, в том числе и той ее части, которая обеспечивает работу независимых распространителей.

Еще один аспект в силу которого появляется необходимость внесения определенных корректировок в государственную политику правовой информатизации, - это стремительный рост возможностей компьютерных технологий.

За годы, прошедшие с момента появления первых документов, касающихся правовой информатизации, произошли существенные изменения в сфере компьютерных технологий и сфере телекоммуникаций. Реальное распространение Интернета в России и дальнейшие оптимистические прогнозы его развития ставят новые вопросы относительно задач и способов их реализации в области правовой информатизации, в том числе, и в части доступа граждан к правовой информации в Интернете.

Следует привести основные цели предполагаемые государством для проведения дальнейших работ.

Первая цель - гарантированное обеспечение государственных органов всей необходимой им официальной правовой информации с разумно достаточным для работы уровнем сервиса (некий государственный стандарт).

Вторая цель - создание условий для свободного получения всеми заинтересованными сторонами (физическими и юридическими лицами) правовой информации, аналогичной той, что предоставлена государственным органам.

В связи с целями следует отметить так же основные направления государственного развития.

Первое направление. Развитие (совершенствование) созданной Спецсвязью России системы в направлении формирования единой системы банков нормативных актов, принимаемых органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, а также банков данных судебной, арбитражной и иной правоприменительной практики. Необходимо провести интеграцию федеральных и региональных информационно-правовых ресурсов.

Одна из проблем - обязательность для органов власти (а также местного самоуправления) ведения и предоставления собственной правовой информации. Ее решение должно проводиться согласовано с аналогичной работой государства (инициатор - Минэкономразвития России) по обеспечению информационной открытости органов власти.

Второе направление - обеспечение официальности распространяемой правовой информации на основе применения необходимых организационно-технических мер и решения имеющихся правовых вопросов

В настоящее время Спецсвязь России в рамках государственной системы распространения правовой информации производит рассылку качественно-новой информационно-правовой системы под названием «Законодательство России».

Принятие закона об электронной цифровой подписи, позволило начать реализацию технических средств подтверждения целостности и неизменности правовой информации. Сегодня средства ЭЦП, применяемые в системе «Законодательство России», могут практически решить вопросы передачи официальных текстов правовых актов в электронном виде. Принятие законов «Об электронном документе» и «Об электронной торговле» (Последний принят Государственной Думой в первом чтении 6 июня 2001 г. №1582-III ГД) позволит перейти к широкому распространению таких работ, и к решению вопросов официального опубликования правовых актов в электронном виде.

Уже сейчас Спецсвязь России начала ввод технологии ЭЦП на всех стадиях передачи правовой информации в рамках ИПС «Законодательство России». На первом этапе под ЭЦП переведен весь обмен между Центральным узлом правовой информации и территориальными подразделениями Спецсвязи, осуществляющими распространение и актуализацию ИПС «Законодательство России». В течение года данная услуга начнет внедряться и у пользователей.

Стоит отметить, что внедряемая технология не исключает возможности получения пользователем «неподписанной» информации, если данный пользователь не представит соответствующих требований к качеству получаемой информации по конкретному запросу или работе с ИПС в целом. Необходимость проверки полученной информации определяет сам пользователь. А внедрение ЭЦП не ограничивает доступность к правовой информации пользователей.

Однако, наряду с решением технических вопросов обеспечения официальности текстов правовых актов, необходимо нормативное урегулирование этих вопросов. Например, на федеральном уровне можно привести соответствующие указы Президента РФ (в части правовых актов, распространяемых в электронном виде НТЦ «Система»), на региональном - соответствующие решения региональных органов власти:

Данную технологию можно распространить на все информационно-правовое поле страны. Решая при этом технические вопросы обеспечения официальности текстов правовых актов, а также вопросы согласования времени распространения официальных текстов правовых актов в электронном виде с датой их официального опубликования в традиционном печатном виде в соответствии с действующим законодательством.

Третье направление. Разработка стандартов обмена, представления, поиска и обработки официальной информации (в том числе - разработка официальных классификаторов и официальных тезаурусов). Это позволит обеспечить необходимое информационное взаимодействие и совместимость государственных и негосударственных информационно-правовых систем.

В качестве четвертого направления - в реализацию принципа о всеобщем доступе к информации, в том числе и в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:

·         создание официального Интернет-сайта «Государственный электронный фонд правовой информации»;

·         обеспечение негосударственных распространителей официальной правовой информацией на бесприбыльной основе.

Можно подумать о том, чтобы каждый государственный орган, принимающий обязательные для граждан решения, должен иметь официальное электронное издание, распространяемое бесплатно либо по подписке.

Также стоит выделить развитие и совершенствование сети публичных центров правовой информации, которые создаются на базе общедоступных библиотек. В Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. №1163-р, определено, что важнейшим фактором развития страны является широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий.

В целях развития рынка ИКТ в перечне мер, которые необходимо принять, в указанной программе определены следующие меры:

·         поддержка библиотек, создание на их базе общественных центров информации и повышения компьютерной грамотности;

·         развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет использования инфраструктуры бюджетных организаций: учебных заведений, библиотек, а также организаций федеральной почтовой связи;

·         внедрение технологий дистанционного образования, развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, электронных библиотек.

В рамках совершенствования единой государственной системы распространения правовой информации в электронном виде будут выполняться, в том числе функции:

·         электронного депозитария правовой информации;

·         электронного аналога издательства «Юридическая литература».

Указанные подходы позволят перейти и к реализации различных правоприменительных процедур, включая также решение некоторых задач в судебных органах, а именно подача исковых заявлений и жалоб, распространение различных процессуальных документов в электронном виде с использованием ЭЦП, проведение судебных заседаний на значительных расстояниях.

Большое значение при проведении государственной политики в области правовой информатизации имеет реализация положений, связанных с антимонопольной политикой на рынке информационных услуг и повышением ответственности за нарушение прав граждан на информацию.

Законодательное закрепление и практическое применение изложенных положений позволит сделать значительный шаг в решение рассматриваемых проблем.

информатизация право цифровой подпись


Заключение

Информатизация - это многогранный организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на улучшение эффективности государственного и муниципального управления для достижения оптимального удовлетворения информационных потребностей общества.

Целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной власти - повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации.

Несмотря на объективные проблемы, стоящие на пути информатизации государственного и муниципального управления в России, на сегодняшний день это перспективное направление в решение одной из главных задач, стоящих перед руководством страны, - задачи построения эффективной системы государственного управления.

 


Список литературы

 

1. Афанасьева Т.Н. Разработка управленческих решений: информационные технологии: учеб. пособие. / Т.Н. Афанасьева. - М.: Издательство Горячая линия - Телеком, 2011.

2. Голубева А.А. Электронное правительство: введение в проблему. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2012. №8.

.   Ивойлова О. Электронное правительство в формате российской действительности. // Муниципальная власть. - 2011. №9. С. 110-114.

.   Концепция развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации // >Коротков А.В. Формирование и реализация государственной политики в сфере региональной информатизации. // Информационное общество. - 2011. №2. С. 18-21.

.   Кузубов В.В. Информатизация органов государственной власти - актуальные аспекты // [email protected]

.   Леонтьев Л. От информирования населения - к взаимодействию власти, бизнеса и граждан. // Муниципальная власть. - 2011. №8. С. 83-85.

.   Черкасова Ю.М. Информационные технологии управления: учеб. пособие. / Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2012.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...