Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефицит бюджета: понятие, причины, способы финансирования




Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике — дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит рассматривается как временный, если он не превышает 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

В России дефицит бюджета имеет хронические корни. За период 1801-1913г.г. было 82 дефицитных бюджета. При советском строе о дефиците бюджета было запрещено говорить, считалось, что это явление – пережиток капитализма. И только в 1985 г. была открыта информация о дефиците бюджета в СССР. С переходом России к рынку федеральный бюджет был дефицитен плоть до 2001 г. В 90-е годы дефицит федерального бюджета достиг 20% от суммы доходов и превысил 5% ВВП.

 

Бюджетный кодекс РФ вводит ряд ограничений, регулирующих дефицит бюджета:

1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета,

2. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Размер нефтегазового трансферта ограничен, он утверждается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период..

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных (муниципальных) ценных бумаг РФ не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета любого уровня бюджетной системы.

5. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема дохода бюджета без учета финансовой помощи их федерального бюджета,

6. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема дохода бюджета без учета финансовой помощи их федерального бюджета и бюджета субъекта РФ,

7. В случае утверждения законом субъекта РФ, нормативным актом органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита соответствующего бюджета может превышать установленные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

 

Причины бюджетного дефицита:

-кризисные явления в экономике,

-чрезвычайные обстоятельства (войны, террористические акты, стихийные бедствия),

-осуществление крупных государственных вложений в развитие экономики,

-чрезмерное увеличение социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.

Существуют точки зрения, определяющие влияние бюджетного дефицита на развитие экономики:

1. Концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов. Бюджетный дефицит не является деструктивным фактором для развития экономики, так как все расходы, в т.ч. превышающие доходы, способствуют увеличению доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует расширение производства и рост покупательной способности. А это в свою очередь приводит к росту налоговых поступлений.

2. Концепция негативного влияния бюджетного дефицита на развитие экономики. Для покрытия бюджетного дефицита применяются непопулярные меры – денежная эмиссия, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, росту внутреннего и внешнего долга, сокращению частных инвестиций.

3. Концепция функциональных финансов. Целью финансовой политики государства должна стать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом макроэкономическая стабильность сопровождается как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и бюджетным дефицитом. Сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой, так как

а) налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста,

б) возможности государства влиять на бюджетный дефицит широкие и разнообразные (через налоговые доходы, займы и т.д.),

в) государственный долг не является обременительным для экономики, особенно высокоразвитой.

 

 

За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита бюджета являются:

Внутренние Внешние
1.Кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ   1.Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг
2.Государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг в валюте РФ 2.Кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний, международных финансовых организаций в иностранной валюте
3. Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней 3. Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте
4. Изменение остатка средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета  
5. Кредиты от международных финансовых организаций в валюте РФ.  
6. Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение.  
7. Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.    

 

Первоначально муниципальные органы власти, а с августа 2000 г. и органы власти субъектов РФ лишены права привлечения внешних займов. Однако, в соответствии с новой редакцией БК РФ, вступившей в действие с 01.01.08г. внешние источник финансирования дефицита могут использоваться как для федерального бюджета, так и для бюджетов субъектов РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...