Казначейская система исполнения бюджета
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Объективная необходимость учета, подконтрольности и управляемости финансовыми ресурсами страны в соответствии с кодами бюджетной классификации привела к организации казначейской системы исполнения бюджета (Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 08.12.1992г., №1556). Органы федерального казначейства – это единая централизованная система, созданная по территориальному принципу и входящая в Правительство РФ. 1. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: - производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов; - осуществляет возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства; - открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ; - направляет в учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций по счетам, открытым бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства РФ; - осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях; -осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
-устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; - осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов); -ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; - доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств; - осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета; - доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств; - ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета;
- составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов РФ; - составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов; - осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе; В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).
Структура органов ФК включает три уровня: 1. Главное управление ФК (ГУФК), возглавляемое начальником в ранге замминистра финансов. К функциям ГУФК относятся: - сводный систематический и полный стандартизированный учет операций по движению средств на счетах казначейства; - управление движением средств на счетах казначейства; - информирование вышестоящих законодательных и исполнительных органов власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам; - руководство территориальными органами ФК. 2. Управления ФК по субъектам федерации (УФК) - обеспечивает через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений по доходной и расходной части бюджета. 3. Отделения ФК по городам и районам (ОФК), в функции которых входит: - обеспечение формирования доходной части федерального бюджета на территории и целевое финансирование расходов по бюджетополучателям;
- учет операций на счетах денежных средств на счетах казначейства в банке и на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в казначействе; - предоставление информации вышестоящим органам казначейства. Исполнение бюджета органами ФК осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете на конкретный финансовый год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: - исполнение бюджета по доходам, - исполнение бюджета по расходам. На органы казначейства возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает: а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета; б) возврат излишне уплаченных сумм доходов; в) учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Отделения ФК осуществляют следующие виды операций по исполнению доходной части бюджета: 1) осуществляют учет сумм, поступивших по каждому платежному документу, в соответствии с кодами бюджетной классификации; 2) предоставляют в УФК ежедневный отчет о суммах поступивших доходов; 3) осуществляет перечисление сумм, предназначенных в бюджеты различных уровней. ОФК готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств является казначейство, а получателем финансовый орган от лица исполняемого бюджета; 4) ОФК ежедневно передают в территориальный налоговый орган сводный реестр и копии платежных документов по поступившим налогам и платежам. По доходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главными администраторами и администраторами бюджетных доходов.
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ;
Главный администратор доходов бюджета - определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета. Исполнение бюджета по расходам также осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете и полностью зависит от объема бюджетных доходов. Если доходы собираются в запланированном бюджетом объеме, то расходы будут осуществлять в утвержденных бюджетом суммах. Если доходная часть ниже, утвержденной в бюджете, необходимо принимать решение о секвестре. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа «единства кассы». Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
После принятия соответствующих решений Минфином ГУФК осуществляет роспись бюджета по главным распорядителям. Получив информацию от главных распорядителей, ГУФК формирует реестры лимитов финансирования по распорядителям и направляет их в УФК по соответствующей территории. УФК ведут списки распорядителей на своей территории и информируют их о поступившем финансировании. Распорядители предоставляют в УФК распределение лимитов финансирования по подведомственным учреждениям (бюджетополучателям). УФК формируют реестры лимитов финансирования по бюджетополучателям и направляют их для исполнения в ОФК. Полученный ОФК реестр еще не означает факта финансирования. Лимиты, указанные в реестрах, необходимо обеспечить денежными средствами. Достигается это двумя путями: 1) за счет доходов на территории, 2) с единого счета ГУФК. Если доходов на территории недостаточно, то ГУФК платежным поручением перечисляет на лицевой счет УФК необходимую сумму финансирования. УФК направляет в ОФК реестры с одновременным перечислением средств на лицевой счет ОФК в РКЦ. Все расходы бюджета по каждому бюджетополучателю имеет строго целевое назначение, определенное кодами бюджетной классификации: глава, раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов. Исходя из этого, каждому бюджетополучателю может быть открыто несколько лицевых счетов. Бюджетополучателю принадлежит: -право осуществлять расходование бюджетных средств (процедура финансирования), -ответственность за эффективное и целевое их использование. Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно, Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Контрольные вопросы 1. Раскройте социально-экономическую сущность федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета. 2. В чем состоит функциональное назначение консолидированного бюджета страны (региона)? 3. В чем выражается самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ? 4. Бюджетная классификация и ее назначение. Виды бюджетной классификации. 5. Что представляет собой классификация доходов бюджетов РФ. 6. Какие доходы относятся к неналоговым доходам? 7. С какой целью создается в структуре расходов госбюджета резервный фонд исполнительной власти? 8. Из каких источников формируются нефтегазовые доходы? 9. Для чего используются нефтегазовые доходы? 10. В какой форме осуществляется расходование бюджетных средств? 11. Причины бюджетного дефицита. 12. Какие ограничения, регулирующие бюджетный дефицит, вводит Бюджетный кодекс РФ? 13. Назовите и проанализируйте существующие в экономической литературе точки зрения на влияние бюджетного дефицита на развитие экономики. 14. Источники финансирования бюджетного дефицита. 15. Основное назначение и структура органов федерального казначейства. 16. Каким образом ОФК осуществляют исполнение бюджета по доходам? 17. Назовите функции администраторов и главных администраторов доходов бюджетов? 18. Каковы функции главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств? 19. Каким образом органы федерального казначейства осуществляют исполнение бюджета по расходам? 20. В каких случая принимается решение о секвестрировании бюджета?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|