Поучение 18. О Божией непостижимости и о душе.
1. Увидевший и нашедший домохозяина увидел и нашел все, что есть в его доме. Таким же образом ищущий и находящий Господа нашел все небесные блага; ибо в Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания (Кол 2, 3). Но чего ищем мы? Где Бог невидимый? Может быть, на земле? Или в небесах? Или на дне моря? Или под землей? Кто может Им овладеть или Его увидеть? Уж конечно не что-то сотворенное. Только душе верной и любящей Его допустил Он овладеть Собою, так возлюбил Он (Ин 3, 16) это Свое творение, душу. Опять же и душу кто может увидеть или овладеть ею? Какая она? Среди видимых вещей ее нет. Сам человек себя не знает, пока Господь ему не откроет. Ибо куда он не залетает помыслами? Как говорит Предусмотреть: "бездну и сердце кто исследует?" (Сир 48, 18; 1, 3); и псалмопевец о том же говорит: "Бездна бездну призывает" (Пс 41, 8). Один Бог имеет силу собрать помышления души и овладеть ею во исполнение Своей воли. А душа Богом овладевает, как сказано, любовью своею; Сам Господь Своей волей дает овладеть Собою верной душе. И Бог привлекает душу к Себе и всеми помыслами ее правит и ведет и изгоняет примесь чуждого ей мирского духа. Потому что от преступления Адамова весь человеческий род принял в свое естество, в душу и тело, горькое снадобье смерти, мрака и греха, склонившись к прегрешению, и никто не может излечить и изгнать болезнь и исцелить человечность и умертвить мертвящего нас, как только Божий Дух: вот, говорит Писание, "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1, 29). Но поскольку присущее человеку зло знает Того, кто Один имеет силу умертвить его, то он расслабляет и разжижает ум, обращенный к каким-нибудь мирским делам или даже к иным похвальным, чтобы отвлечь его от искания и от труда: оно понимает, что быстро погибнет, если позволит душе искать того, что его умертвит. Так или иначе, зло всячески силится расшатать решимость воли и подсовывает благовидные предлоги, лишь бы от Господа отвлечь человека и сбить с пути и смутить гордыней, чтобы он уже не искал Мертвящего грех. Но мы, возлюбленные братья, будем всегда в вышнем мире иметь нашу цель, наше борение и наш труд, ни на час не давая себе послабления, и ни в малом, ни в большом деле не послушаем советов зла, чтобы в нас не прекращалась духовная и существенная работа, убивающая присущий нам порок. Ибо тысячи слов не приносят никакой пользы, нужда существенная духовная работа. И одно дело слушающий слово и приободряющийся, но другое – осязаемо чувствующий в себе работу силы Божией, через которую убивается грех. Одно дело – знающий, другое – имеющий. И первое тоже хорошо; но чувствующий на деле работу Божией силы приближается и приобщается к Божественной природе, по слову Писания: чтобы вы сделались причастниками Божеского естества (2 Петр 1, 4); и имеющий в себе семя Божие (1 Ин 3, 9) становится причастником Духа Святого (Евр6, 4), будучиуже как бы теперь сыном истины (1 Ин 3,19).
2. Но только Бог имеет силу овладеть душой и направить ее помышления (как предупреждая сказали мы выше), другому же это сделать невозможно. Где, в самом деле, душа? Вот, она вся в теле и вся вне тела, думает о будущем, рассуждает о еще не бывшем. Достойная и верная, она телом на земле, а разумом в небесах; равно и у грешника она на земле телом, а вне его в отдаленнейших краях совершает злое. И достойная, телесно пребывая на земле, на небесах гражданствует разумом (Фил 3, 20), и сущий в небесах Господь образ Свой вложил в тело ее. Слава величию Его, так возлюбившего род человеческий (Ин 3, 16). Кто может сгустить водянистость молока в единство и плотность, кроме как положивший в него закваску? Так и душу, рассеянную помышлениями и по природе тварную, кто может облегчить и возвести в небеса, а ее помыслам придать связь, твердость и единство, если Дух Божий, став как бы крылами, не придаст душе летучесть и не поднимет ее над природой и не сплотит помышления в единый боговдохновенный помысел? "Ожирело, – говорит Пророк, – как тук сердце их" (Пс 118, 70). Два жирения он тут разумеет: души, жирующей в Боге и плотнеющей в благодати вышнего мира, и души, жиреющей во зле, плотнеющей в веке сем и всецело отдающейся злу: как эти плотнеют и отвердевают во зле, так те плотнеют и утверждаются в Господе. Как страна птиц есть воздух, в котором они живут, так помышления и ум грешников: они томятся в стране темной и беспросветной, всегда пребывая с лукавыми духами в своих злых помыслах; там они ходят и там обитают. Равно и ум и помыслы праведных в стране жизни, в светлой стране Духа укореняются и там движутся и там уже сейчас пребывают, предаваясь всегда благим и небесным созерцаниям. Потому-то сказал Господь: "И больше сих дела сотворит Сын, так что вы удивитесь" (Ин 5, 20; 14, 12), – бессмертные и непреходящие дела жизни для души и ума верующих, служащие им тропой и опорой в их помыслах. Новую землю света и новое небо Духа (Апок 21, 1) и, словом, новый мир, вечное Царство уготовал Он, куда увел принявшие и возлюбившие Его души из страны смерти и от духов темной злобы, среди которых обращались их помышления, – в страну жизни и света святых духов, где находит для себя опору ум и где движется мысль, перенесшаяся в жизнь вечную из смерти. Господь обещал сотворить такие "дела больше сих", каких еще не было, потому что в явленном мире уже было всякое создание, – горы, леса, облака, небо, солнце, звезды, луна, люди, животные, воды, море, реки и весь порядок вещей уже были. Эти новые и вечные дела означают перемену и здоровье души и исцеление вечное и из Духа построенные вечные строения, которыеОн даровал достойной и верной душе. Призовем же Господа и будем ожидать Его с несомневающейся верой, чтобы в нас совершалась существенная работа Святого Духа, убивающая грех, и чтобы уже сейчас, очищенные и освященные, мы стали бы достойны небесного Царства в Иисусе ХристеГосподе нашем, Которому слава и Чья держава во веки веков. Аминь.
Поучение 19. Душа – великое и драгоценное творение у Бога. Вот примерно с чем сравнили бы мы ее тонкое устройство. Как если бы стоял город с площадями, домами собраний, театрами, банями, улицами, переулками, дворцами и другими многочисленными сооружениями, и в нем места почетные для совещания первых людей города и всех граждан, и там восседает судья и судит и приговаривает всех в городе злодеев и разбойников и воров или ядосмесителей или развратников или заговорщиков, судья же этот получил в городе царскую власть, то есть царские подобия и знаки, и может потому царской властью судить и изгонять злодеев, – так и великий умный город Божий, то есть душа и гражданство помышлений в ней, когда получит через веру и добродетельное свое гражданство власть свыше, меч духовный (Еф 6, 17), небесное подобие Христово и небесные духовные знаки света, тогда может истреблять и приговаривать в себе врагов и злодеев и заговорщиков и разбойников, то есть духов злобы. А в другом смысле сравнение с городом можно отнести к Господу: как если бы от города, одолеваемого врагами и заговорщиками и не имеющего судьи или начальника, нашелся бы кто один родом из этого города и, приступив к царю и отдав свое имущество, принял бы власть и тогда наложил бы свою руку на всех врагов и злодеев в городе и истребил их, – таким же образом и Господь, второй Адам (1 Кор 15, 45-47), из рода Адама единый нашелся отдать Свое Тело за весь род человеческий и принял власть и царство и державу и истребил всю теснящую силу зла и восторжествовал над начальствами и властями, пригвоздив их ко кресту (Кол 2, 14-15). В самом деле, приняв смертное тело и через него победив врага и осудив его во плоти (Рим 8, 3), он вознесся и воссел на небесах, поклоняемый от всех небесных, земных и преисподних созданий (Фил 2, 10); с тех пор умным Своим городам, то есть душам, ищущим Его и Ему подчинившимся и хотящим быть под Его царством, Он посылает свыше Свое светлое и Божественное духовное подобие, небесного Человека, чтобы, нося Его печать и подчиняясь Ему, они жили в мире и веселились и радовались радостью неизреченною (1 Петр 1, 8); и так враги души с приходом небесного Судии истребляются, и умный город исполняется великим миром. Как если не возьмет человек царскую власть и меч и знаки, то судить злодеев и истреблять их не может, но подобен всем прочим, так и душа, если не примет в себя небесный образ Христов и одеяние неизреченного света и небесные знаки духовных даров, то истреблять и осуждать своих врагов и злоумышленников не может. И едва услышав о приходе небесного Начальника, она уже радуется и веселится; враги же ее, духи злобы, охвачены страхом и трепетом и робостью. Как начальнику, пришедшему в город, чтобы осудить и истребить обретающихся в нем грабителей и злодеев, радуются граждане города, враги же охвачены робостью и страхом и, представ пред лицом властителя, устыжаются и трепещут, а граждане чувствуют величайшую свободу и радость, ибо уничтожены злодеи и враги и злоумышленники, – так, когда поселится и явит себя в городе души небесный Начальник Христос, она исполняется величайшей свободы и радости вместе со всем гражданством своих помышлений, злоумышленники же и враги ее, порочные страсти, объяты стыдом, трепетом и робостью. Так воззовем и мы ко Господу, да вкусим небесного дара Духа (Евр 6, 4) и враждебные нам страсти порока да умертвим, чтобы ставши так его угодниками и безупречно исполнив Его заповеди, мы сделались достойны Царства во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|