Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Применение математики в практической деятельности медицинского работника.




В предыдущей главе мы рассматривали применение математики в акушерстве и фармакологии. Однако математика применяется и в других направлениях медицины. Рассмотрим на практических задачах применение математики в акушерстве и фармакологии.

 

Пересчет доз для взрослых на дозы детские

Более точно величину поверхности тела можно определить с помощью номограммы с учетом возраста, роста и массы тела ребенка. Пересчет доз для взрослых на дозы детские производится с Помощью следующих формул.
Доза для ребенка = доза взрослого* масса тела ребенка (в кг) / 70,
Доза для ребенка = доза взрослого * возраст ребенка (в годах) / возраст ребенка + 12,
Следующая формула предназначена для расчета седативных и наркотических средств.
Доза для ребенка = Б (4 * а) + 20 / 100, где Б — доза для взрослого, а — возраст ребенка в годах.
Расчет дозы лекарственного средства для ребенка можно произвести с помощью «дозис-фактора», то есть коэффициента пересчета дозы взрослого с учетом возраста, массы и поверхности тела ребенка, его анатомо-физиологических особенностей (S. Наrnас, 1960).
В разные возрастные периоды «дозис-фактор» следующие: 0 — 1 год — 1,8, от 1 года до 6 лет — 1,6, 6 — 10 лет — 1,4, 10 — 14 лет — 1,2, старше 14 лет — 1,0 (т. е. доза, как у взрослых). При определении дозы лекарственных средств необходимо считаться с тем, что степень фармакологического эффекта одного и того же препарата зависит от способа его введения.
Так, если дозу препарата, вводимого внутрь, принять за условную единицу, то при ректальном введении она составит 2/3, при подкожном — 1/3 — 1/2, при внутривенном — 1/5 — 1/3 дозы, принимаемой через рот. Этот расчет следует принимать во внимание особенно в тех случаях, когда больному какой-либо препарат вводят в течение суток различными способами (например, внутрь и внутривенно).

Расчёт доз

Дозой называют количество вещества, предназначенное на один прием. От дозировки зависит эффективность и безопасность лечения. Доза вещества должна быть тщательно подобрана, иначе препарат либо не обеспечит желаемого эффекта, либо вызовет отравление.

1. Расчет разовой, суточной, курсовой дозы.

В рецепте разовая доза (РД), суточная доза (СД), курсовая дозы указываются в мерах веса или объема ЛВ – граммах, долях грамма, миллилитрах, каплях (не штуки и не миллилитры раствора!). В сигнатуре рецепта доза лекарственного препарата на прием указывается в штуках (таблетках, капсулах и т.д.), ложках, каплях, чтобы было понятно неподготовленному больному.

Если назначение сделано в СД, то указывается кратность приема. РД находят делением суточной дозы на число приемов.

Пример 1.Назначено 0,5 г ЛВ за 4 приема в сутки. Тогда РД = 0,5/4 = 0,125 (125 мг).

Если назначается доза на единицу веса в сутки или на прием, СД и РД вычисляется умножением дозы на вес больного.

Пример 2.Назначено 50 мг/кг за 2 приема больному весом 50 кг. Тогда

СД = 50 мг • 50 кг = 2500 мг/сут (2,5 г/сут); РД = СД/2 = 2,5/2 = 1,25 (1250 мг).

Курсовая доза – произведение суточной дозы на длительность курса лечения в днях.

2. Расчет дозы таблетированных препаратов.

Содержание ЛВ в таблетке и назначенная доза ЛП приводятся к единой единице измерения.

Таблетки можно делить по риске. При невозможности подобрать точно назначенную дозу принимают наиболее близкое количество.

Пример 3.Назначено 80 мг (0,08 г), имеются таблетки 0,5; 0,3; 0,25; 0,125; 0,1 г. Наиболее точная доза получится, если больному дать 1/4 часть таблетки 0,3 г.

3. Расчет дозы растворов.

При назначении раствора обязательно указывается концентрация раствора. Концентрация это содержание определенного количества вещества в определенном количестве растворителя.

3.1. Расчет дозы растворов с указанной процентной концентрацией.

Концентрация может выражаться в процентах. Она показывает количество вещества, растворенного в 100 мл раствора.

3.2. Расчет дозы растворов с концентрацией, указанной в мг/мл.

Концентрация может выражаться в отношении количества ЛВ (г, мг) к объему раствора (мл). Так, выпускается раствор гентамицина сульфата – 80 мг/2 мл (80 мг в 2 мл) в ампулах по 2 мл; амброксол выпускается в виде сиропа концентрацией 30 мг/5 мл (30 мг в 5 мл) во флаконах по 120,0 (120 мл). Если назначено лекарство в таком растворе, для расчета составляют пропорцию как в п. 3.1. При необходимости дозы переводятся в одинаковые величины (граммы в миллиграммы и наоборот), так как единицы измерения и назначения и лекарственной формы должны быть одинаковы.

4. Расчет дозы разведений.

Чаще всего разводят стерильные порошки антибиотиков, упакованные в стеклянные флаконы. При этом следуют указаниям инструкции или справочной литературы. Содержание ЛВ в граммах или ЕД указано на упаковке, например, натриевая соль бензилпенициллина – 1000 000 ЕД. К сухому ЛВ согласно инструкции добавляем определенный объем растворителя (например, 10 мл). При расчетах также составляем пропорции.

Задачи по акушерству

ЗАДАЧА 1

Беременность 36-37 недель. Умеренные кровяные выделения из половых путей (общая кровопотеря за 8 часов в пределах 100-150 мл). Матка ясно контурируется, умеренно возбудима, расслабляется, безболезненна. Положение плода продольное. Головка плода над входом в малый таз. Патологических изменений со стороны шейки матки и влагалища не выявлено. Шейка укорочена, наружный зев закрыт. В правом своде пастозность.

ДИАГНОЗ? ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ?

Беременность 36-37 недель, предлежание плаценты (пастозность). Для уточнения диагноза УЗИ.

Кесарево сечение [не срочное] (далее КС).Протокол иссл-я – 1. Анамнез. 2. Пал-я матки и высле- серд. ритмов плода. 3. Осмотр наружн. Ол. Органов и опр-е хар-ра кровяных выделений. 4.УЗИ. 5. Осмотр ШМ с помощью подогретых зеркал. 6. Влагал.иссл-е – только в конце бер-ти и родах, бережно, при готовой операц-й.

 

ЗАДАЧА 2

 

Данные исследования околоплодных вод у беременной с резус – сенсибилизацией в 36 недель: оптическая плотность билирубина – 0,2 отн. ед., что соответствует II зоне шкалы Лили, пенный тест – слабоположительный.

ОЦЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ. ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ.

Если пенный тест + легкие незрелые, если отрицательный – зрелые.

Шкала Лили II зона – означает, что есть гемолитическая болезнь. Для уточнения формы надо знать II a,b или c. Если II с – кесарево, если IIb – можно наблюдать.

Госпитализация, в зависимости от анамнеза пациентки можно подготовить шейку матки к родам, профил дистресс с-ма, если все ОК и хороший тонус матки, то пролонгировать беременность до 37 недель и роды. Если ухудш – КС.

 

ЗАДАЧА 3

 

Беременная поступила в 38 недель с тяжелой нефропатией. При ультразвуковом исследовании выявлено: бипариетальный размер головки и длина бедренной кости плода соответствуют 37 неделям, размеры живота плода – 32-33 неделям. Плацента расположена на передней стенке матки, III степени зрелости с множественными петрификатами. Количество околоплодных вод резко снижено. Дыхательная и двигательная активность плода значительно снижены. Сердцебиение определяется. Оценка биофизического профиля плода составляет 5 баллов.

ДИАГНОЗ? ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ?

Беременность 38 недель, тяжелая нефропатия, гестоз тяжелой степени. Фето-плацентарная недостаточность (воды, плац). ВЗРП, асимметричная форма. Начавшаяся острая гипоксия плода на фоне хронической (т.к. Биофизический профиль 5 баллов)

Экстр Кесарево сечение

 

ЗАДАЧА 4

 

Доставлена беременная при сроке гестации 36 недель. Предыдущая беременность 4 года назад закончилась операцией кесарева сечения по поводу упорной слабости родовой деятельности. Утром после поднятия тяжести появились боли в подложечной области, тошнота. Общее состояние удовлетворительное. Пульс 90 ударов/мин., АД – 110/60 мм рт. ст. На передней брюшной стенке имеется послеоперационный рубец длиной 13 см, заживший вторичным натяжением. В средней трети рубец звездчатый, интимно связан с подлежащими тканями, болезненный при пальпации. Родовой деятельности нет. Матка напряжена, контуры ее четкие, в области рубца матка болезненна. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 156 ударов/мин. Выделений из половых путей нет.

ДИАГНОЗ? ОЦЕНИТЬ ВЕДЕНИЕ БЕРЕМЕННОЙ В ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ.

Беременность 36 недель. Рубец на матке после КС. Угроза разрыва матки по рубцу.

Ведение в женской консультации– должны были госпитализировать и объяснить, чтобы тяжести не поднимала. Анализ сост-я рубца – 1. По анамнезу 2. Осмотр передн БС 3.УЗИ. Д/д с аппендицитом Д-з ставится здесь из-за наличия болей.

 

ЗАДАЧА 5

 

Первобеременная 23 лет доставлена в родильный дом при сроке беременности 37 недель после судорожного припадка эклампсии. Последние 3 дня беременную беспокоили головные боли, несколько раз была рвота. Общее состояние тяжелое. Жалобы на головную боль, мелькание “мушек” перед глазами. Лицо одутловатое. Значительные отеки на ногах и передней брюшной стенке, цифры АД 160/100 мм рт. ст. Родовой деятельности нет. Сердцебиение ясное, ритмичное, 140 ударов/мин.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ДИАГНОЗ? ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ?

Беременность 37 недель. Преэклампсия. Сост-е после припадка эклампсии. Немедленное КС. Нейрол-аналгезия-диазепам или реланиум, одновременно вливается магнезия. Обезболивание: эндотрахеальный наркоз.

 

Задачи по фармакологии

 

Больной, женщине 56 лет, для лечения прогрессирующего ревматоидного артрита назначен преднизолон. Одновременно пациентка продолжает получать назначенный ранее препарат Лозап Плюс (лозартан и гидрохлортиазид). До назначения преднизолона принимала в течении месяца Вольтарен (диклофенак натрия), который в данное время отменен. В семейном анамнезе – язва желудка у отца и брата. Спустя 2 недели от начала курса ухаживающим родственником предъявляются жалобы на эпизоды неадекватного поведения больной. Сама больная предъявляет жалобы на одышку, учащенное мочеиспускание.

 

- Могут ли быть связаны с приемом преднизолона указанные симптомы? Следует ли в этом случае отменить лечение?

 

- Какие предсказуемые побочные эффекты преднизолона могут развиться у больной? С учетом анамнеза, риск какого побочного действия повышен, и в связи с чем? Какие мероприятия при этом могут быть показаны?

 

- Представители семейства ГКС для системного применения (международные названия). Какие основные направления применения есть у этих средств?

 

С приемом преднизолона могут быть связаны психические расстройства; одышка, учащение мочеиспускания с ним скорее всего связи не имеют. ГКС назначаются по жизненным и серьезно влияющим на прогноз в отношении жизни показаниям, вследствие чего наличие противопоказаний и развитие побочных эффектов не всегда служат поводом для полной отмены начатого лечения; кроме того резкая отмена ГКС угрожает развитием надпочечниковой недостаточности. В данном случае следует повторно обратиться к врачу с целью пересмотра режима дозирования и выбора препарата (более безопасно назначение метилпреднизолона в режиме альтернирующей или пульс-терапии; возможно также снижение дозы). Характерные и частые побочные эффекты ГКС включают в себя патологическое ожирение, формирование язвы желудка, артериальную гипертензию, стероидный диабет, остеопороз, поражения кожи и слизистых, рецидивирующие бактериальные и грибковые инфекции. Повышен риск развития язвы желудка (семейный анамнез, предшествующий прием НПВС) и гипертонических кризов (прием комбинации антигипертензивных средств свидетельствует о наличии исходной артериальной гипертензии); рекомендуется регулярный контроль АД, повышение при необходимости дозы антигипертензивных препаратов, наблюдение гастроэнтеролога, прием антисекреторных и гастропротекторных средств с целью профилактики язвы.

 

Представители ГКС – кортизон, гидрокортизон, преднизолон, метилпреднизолон, бетаметазон, дексаметазон, триамцинолон. Основные направления применения – заместительная терапия (надпочечниковая недостаточность, несахарный диабет), суппрессивная терапия (для подавления патологической выработки половых гормонов), патогенетическая терапия (используются в основном противовоспалительное, противоаллергическое, противошоковое действие)

Выводы по главе 2:

В этой главе мы рассмотрели задачи по акушерству и фармакологии и можно сделать вывод о том что без задач по математики многие дозы были бы неточными, что могло бы привести к смерти пациента.

 

Заключение:

Без использования математики медицина была бы неразвита, без математики в мире была бы большая смертность. В медецине нам помогают эти задачи чтобы вылечить больного.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...