Социальные функции спорта и основные направления спортивного движения
4.1. Суть функций спорта, их неоднозначность и зависимость от условий функционирования Основа специфики функций спорта. «Функциями спорта» при строгом истолковании их принято называть производные от его сущности и вместе с тем зависящие от конкретных условий его культивирования свойства, которые выражаются в характере воздействия спорта на человека и человеческие отношения, позволяют удовлетворять через спорт определенные потребности личности и общества. В этой связи говорят о роли спорта, его значении и назначении в обществе. Как ясно уже из вводного определения понятия «спорт» (см. стр. 426), основу специфики его функций составляет то, что он возник, развивался и развивается в качестве собственно-соревнова- тельной деятельности, которая как бы специально приспособлена для максимального выявления, унифицированного сравнения и объективной оценки определенных человеческих возможностей в форме состязания, ориентированного на победу или возможно высокое достижение в самой этой соревновательной деятельности. Отсюда вытекает прежде всего значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей, т. е. специфическая соревновательно-эталонная функция спорта. Выявляемые и фиксируемые в спорте достижения (в виде количественно оцениваемых рекордов, выполняемых классификационных нормативов и т. д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. В от-j личие от иных эталонов, «спортивный эталон» человеческих возможностей исторически не остается неизменным, а прогрессирует, I стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена по само- j совершенствованию, направленному воздействию на развитие своих J способностей. Такая эталонная функция наиболее ярко выражена,! естественно, в спорте высших достижений, где устанавливаются и превышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба. Но в той или иной мере она свойственна и спорту в целом. Она неотделима от самой сути его как деятельности, направленной на самоопределение и самоутверждение индивида через гуманно отлаженные формы честного соперничества.
В той же мере спорту свойственна специфическая эвристически-достиженческая функция, которая заключается в том, что он представляет собой особый тип творчески поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих деятельностных сил (возможностей, способностей) наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации, увеличения и оптимизации их. И эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений. Ведь на пути к ним тот, кто претендует на действительно выдающийся результат, должен найти новые средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения функциональных возможностей организма, полученных от природы, научиться наиболее эффективно использовать их, с тем чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Подобно гигантской творческой лаборатории, спорт проторяет таким образом пути к высотам человеческих достижений. Создаваемые при этом средства и методы преобразования человеком своих природных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Существенно и то, что добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне серьезное научное значение. Едва ли преувеличил А. Хилл, лауреат Нобелевской премии, подчеркнув, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.
Сказанное о сути специфических функций спорта характеризует его прежде всего как особый тип деятельности, выявляющей в специально создаваемых условиях человеческие возможности и неуклонно раздвигающей рубежи кажущихся их границ. Этим во многом определяется как личностная, так и общесоциальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, все более широкое использование в общественно значимых целях. Но только этим далеко не исчерпываются его социальные функции и значение. Полифункциональность спорта и вариативность его функций. В современной специальной литературе, где дается обобщающая характеристика спорта, принято относить его к полифункциональным (многофункциональным) социальным явлениям, что само по себе не вызывает сомнений. Надо вместе с тем иметь в виду, что отнюдь не все то, для чего используется спорт, действительно характеризует его собственные специфические функции. Следует четко отличать их от функциональных связей (отношений), которые производны не только (а подчас и не столько) от спорта, но и от других социальных явлений, с какими он взаимодействует. Это особенно важно, когда конечный эффект этих взаимодействий в решающей мере зависит не от самого спорта, а от системы социальных отношений, выходящих за пределы самой спортивной деятельности, как, например, при оценке ее воспитательного значения*. Если спорт органично включен в целостную отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действеннейших средств воспитания личности, особенно физического воспитания. Типичная для спортивной деятельности направленность к незаурядным результатам, ее собственно-соревновательный характер, объективно возрастающие требования, предъявляемые к проявлению физических и психических способностей спортсмена, и другие особенности позволяют использовать спорт как особо действенный фактор физического воспитания, а вместе с тем и как высокоэффективное средство направленного формирования личностных свойств индивида. Именно в этом качестве спорт, как известно, еще издревле и прочно вошел в общую социальную систему воспитания. По сравнению с другими средствами физического воспитания он дает возможность обеспечить наиболее высокую степень развития индивидуальных физических и тесно связанных с ними способностей. Наряду с этим спорт не без оснований считают «школой воли», «школой эмоций», «школой характера». В обыденных ситуациях повседневной жизни не так часто приходится сталкиваться со столь высокими запросами к проявлению волевых качеств и к саморегуляции, какие предъявляют спортивные состязания и вся спор-
* Когда это не учитывается, возникают некорректные представления о функциях спорта. В частности, создается впечатление о почти бесконечной их множественности. Так, в некоторых публикациях (напр., лит. 5) приводится перечень не одного десятка функций, якобы присущих самому спорту, во вполне определенном выражении, тогда как фактически речь идет большей частью о возможностях использовать спорт в различных целях, реализация которых зависит в решающей мере от системы социальных факторов и отношений, далеко выходящих за рамки спорта. тивная деятельность. В ее сфере глубоко раскрываются, проходя проверку делом, и многие черты нравственного статуса личности, в частности такие, как благородство, честность, уважение к сопернику, способность подняться в спортивных конфликтах выше примитивных эмоций, подчинить свое поведение нормам спортивной и общечеловеческой этики. Из всего этого не следует, однако, будто спорт всегда дает однозначно положительный воспитательный эффект и характеризуется такой «воспитательной функцией». Считать так было бы недопустимым упрощением действительности, чреватым серьзными ошибками. Реальное воспитательное значение спорта в решающей мере зависит от того, кто и как его использует, а более всего — от конкретной системы социально-воспитательных отношений, склады-вающихся в сфере спорта и вокруг него. При их разбалансирован-ности, существенных искажениях и особенно если в спорте преобладают тенденции, противоречащие общепринятым нравственным нор-мам, те же самые его свойства, благодаря которым в иных ситу-ациях он оказывается эффективным средством воспитания положи-тельных качеств личности, могут способствовать формированию и развитию негативных личностных качеств (от стремления добивать- ся победы любой ценой и «звездной болезни» до явно антиобщест- венной активности, как в тех случаях, например, когда спортсмены пополняют ряды рэкетиров). Следовательно, специалист обязан яс-но понимать объективную противоречивость формирующего воздей- ствия спорта на личность и, главное, уметь решать возникающие в силу этого воспитательные проблемы в интересах личности и общества.
В системе воспитания, в том числе самовоспитания, спорт имеет немаловажное значение и в качестве одного из средств непосредственно прикладной подготовки к трудовой и боевой деятельности. Достигаемый в процессе и в результате занятий спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд полезных навыков и умений могут в значительной мере предопределять ускоренное освоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности, способствовать совершенствованию в ней. Особенно ценны в этом отношении виды спорта, как бы моделирующие существенные черты избранной профессиональной деятельности, — так называемые профессионально-прикладные виды спорта (разновидности автомотоспорта — для избравших профессию водителя автотранспорта, авиамоторного и планерного спорта — для летчиков, военно-прикладные виды спорта — для военнослужащих). Вместе с ростом популярности спорта, приобщением к нему массы людей, различающихся по возрасту, интересам, состоянию здоровья, уровню подготовленности, его функции дифференцировались, естественно, применительно к различным потребностям и условиям их удовлетворения. При этом он получил распространение не только в своей собственно-соревновательной форме, но и в м о-дифицированных формах, в том числе и в таких, в каких момент спортивного достижения отходит как бы на второй план. В частности, многие используют спорт преимущественно как средство сохранения достигнутой ранее физической кондиции или (и) как фактор здорового отдыха и удовлетворения эмоциональных потребностей (спортивно-оздоровительная рекреация). Занятия спортом с такой направленностью, по сути, приобретают характер физкультурно-кондиционной тренировки и соответственно ограниченного по целевым установкам участия в состязаниях.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Зрелищная ценность спорта незаурядна. Необычайно возросла она в наше время. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась (вплоть до буквально всемирных масштабов, когда проходят Олимпийские игры или мировые первенства по наиболее популярным видам спорта), а это увеличило неординарное влияние спорта на эмоциональный мир человечества. Без болельщиков спорт перестал бы быть сколь-нибудь общезначимым социальным явлением, для них же он становится нередко одним из важнейших источников нетривиальных эмоций, и не только. Сопереживая с теми, кто действует на спортивной арене, болельщик в какой-то мере отождествляет себя с кем-либо из них, как бы сам участвует в спортивных свершениях, борьбе характеров и разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне в атмосфере общения с другими болельщиками; находит яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции. В основе привлекательности и действенности спорта в этом отношении лежат объективно присущие ему эстетические свойства. Жизнеутверждающие начала спортивной деятельности, отраженные в ее основных чертах, демонстрация в состязаниях высших и гармоничных проявлений физических и духовных качеств человека, подлинная красота честной, мужественной и бескомпромиссной борьбы за победу, совершенство форм движений и многое другое в спорте отвечают в принципе самым строгим эстетическим критериям. Не случайно он нашел отображение в различных видах искусства и сам в ряде своих проявлений становится неотделимым от искусства (художественная гимнастика, спортивные танцы на льду и т. п.). Воздействие спортивных зрелищ на зрителей не однозначно, конечно, и не всегда возвышающе. Его характер зависит как от чистоты самого спорта, соблюдения в нем спортивно-этических норм и правил, так и от подготовленности, воспитанности и упорядочивающей организации аудитории болельщиков. При известных ситуациях здесь вероятны не только позитивные, но и негативные эффекты, которые в крайних случаях выражаются в опасном развязывании примитивных эмоций и животных инстинктов агрессивности, вплоть до проявлений «болельщицкого» вандализма и других бесчинств. Таким образом, и в этом отношении спорт противоречив, что ставит непростую проблему социально-воспитательного обеспе- чения облагораживающего эффекта спортивных зрелищ. Одна лишь зрелищная заинтересованность спортом — отнюдь не лучший способ использования тех возможностей, какие он предоставляет для совершенствования личности. В русле широкого спортивного движения возрастает ценность спорта как фактора социализации личности, социальной интеграции и международных связей. Непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются в действии разнообразные межчеловеческие отношения: межличностные, межгрупповые, межколлективные и более широкие, которые могут иметь черты как солидарности, содружества, так и соперничества, конкуренции. Специфически спортивные отношения (межличностные отношения соперничества и содружества отдельных спортсменов, отношения между членами одной спортивной команды, между конкурирующими командами, между спортсменами и тренерами, организаторами, спортивными арбитрами, между ними и болельщиками, между различными коллективами болельщиков и т. д.) так или иначе включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта, а через него и более общего социального опыта. Спорт поэтому справедливо считают одним из серьезных средств социализации личности (по социологической терминологии). Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т. е. сближения и объединения людей в определенные социальные группы и организации на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Понятно, что характер такой интеграции в конечном счете более всего зависит от социальной природы общества, в условиях которого она происходит. Ведущие силы общества не безразличны к идейной направленности спортивного движения и его роли в социальном формировании сторонников определенной идеологии. Популярность спорта, эмоциональная доходчивость происходящего в нем, естественная сопряженность спортивных успехов с престижными интересами народа, наций, государств делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в политических целях. Отсюда не следует, что идеологизация и политизация спорта вообще неизбежны. Выдвинутая ведущими силами нашего общества в настоящий период его перестройки концепция деидеологиза-ции межгосударственных отношений предусматривает приоритет общечеловеческих интересов и ценностей. С этой позиции по-новому высвечивается общечеловеческая значимость спорта как фактора развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества всех народов, упрочения мира на земле. Спорт давно уже, как известно, занял одно из самых видных мест в международном общении, что обусловлено, кроме прочего, его особыми коммуникативными свойствами, выражающимися в интернациональном характере «спортивного языка», понятного практически всем без перевода. «Язык» этот — общечеловеческая логика честного, объективизированного состязания во имя гуманистических ценностей, которое в принципе не умаляет достоинств условных соперников и не разъединяет их, а способствует выявлению лучших качеств каждого, взаимопознанию и взаимопониманию, совместному движению к высотам человеческих свершений. Не удивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до подлинно глобальных размеров, а такие формы международного спортивного движения, как олимпийское и «Спорт для всех», стали широчайшими интернациональными течениями современности. При характеристике социальной роли спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются прежде всего повышением общего уровня работоспособности, упрочением здоровья, увеличением продолжительности высокоактивной жизни трудящегося человека — самого ценного «капитала» общества. Экономически значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, атрибутики и из других источников, прямо или косвенно связанных со спортом. Экономические отношения могут становиться доминирующими в некоторой сфере спорта, как это характерно для профессионального спорта, особенно когда он представляет собой отрасль бизнеса, подчиненную коммерческим интересам. Профессионально-коммерческий спорт достаточно развит, как известно, в странах капиталистического типа. Развиваясь по законам бизнеса, он приобрел ряд отличительных черт, вызывающих негативные оценки (коммерциализация, доходящая до финансовых и прочих махинаций, подчинение собственно-спортивных начал и норм этики чисто меркантильным интересам и т. п.), что не является, однако, достаточным основанием для отрицания профессионального спорта вообще. В последние годы он получил признание и в социалистических странах. Проблемы его развития в новых условиях не просты, далеко еще не решены, требуют выяснений. 4.2. Единство и особенности различных направлений (разделов) спортивного движения Рассмотренные возможности использовать спорт в различных целях явились предпосылкой дифференциации спортивного движения по неоднотипным направлениям. В свою очередь, это способствовало более полному функционированию спорта в обществе, увеличило его значение в целом как средства удовлетворения различных социальных потребностей. К настоящему времени с достаточной определенностью выделились два основных направления и соответствующих им раздела спортивного движения, которые условно чаще всего называют «массовый спорт» и «большой спорт», или «спорт высших достижений». Первое направление правомерно именовать «массовым спортом», разумеется, постольку, поскольку к нему причастна масса людей, практически занимающихся спортом. Его можно назвать и «ординарным спортом», имея в виду, что уровень результатов, достигаемых здесь, сравнительно невысок, значительно ниже абсолютных спортивных достижений и в принципе общедоступен. Соответствующий раздел спортивного движения является базовым по отношению к спорту высших достижений, так как последний развивается на основе развития первого, как бы вырастает из него, хотя зависимость между ними не прямая, а опосредствованная рядом условий и потому проявляется главным образом в общей тенденции (так, даже резкое увеличение числа спортсменов в массовом спорте сразу не определяет уровня высших спортивных достижений в стране, но увеличивает вероятность выявления одаренных спортсменов, которые со временем при соответствующих условиях могут выйти на уровень выдающихся достижений). Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяются тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и потому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений. Действительно же выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет, причем и при условии, конечно, спортивной одаренности. Естественно, что спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на многие годы. Это направление спортивного движения по самой природе своей — удел немногих. Так, в странах, развитых в спортивном отношении, спортсмены, фактически достигающие уровня международного класса, составляют всего лишь сотые доли процента от общего числа занимающихся спортом. Поэтому, кстати, неточен термин «большой спорт», когда его относят к спорту высших достижений: он «большой» лишь по уровню спортивных результатов, но совсем не большой по количеству причастных к нему спортсменов. Отмеченные разделы спортивного движения имеют свои внутренние подразделения, обусловленные особенностями спортивной практики в различных социальных сферах и в образе жизни различных контингентов спортсменов. В- частности, в возрастном аспекте широкая спортивная практика подразделяется на детско-юношеский спорт и спорт взрослых. В пределах того и другого тоже есть дифференциация спортивных занятий в зависимости от их преимущественной конкретной направленности и условий построения. При этом занятия могут приобретать существенно неодинаковые черты, что дает основание различать, кроме прочего, «общекондицион-н ы и» спорт (с чертами преимущественно физкультурно-конди-ционной тренировки, обеспечивающей достижение и сохранение базовой физической подготовленности), профессионально-прикладной спорт (непосредственно прикладная подготовка к профессиональной деятельности), оздоровительно-рекреативный спорт (использование элементов спорта в качестве средства и метода здорового отдыха-развлечения, активного восстановления оперативной работоспособности и организации интересного досуга). Есть своя дифференциация и в спорте высших достижений. На его развитие в современный период существенно влияет, кроме других факторов, переход определенной части так называемого любительского спорта на профессиональные рельсы. В этой связи подчас высказывается точка зрения, будто спорт высших достижений целиком превращается в профессионально-коммерческий, сформировавшийся ранее во вполне определенных социальных условиях как отрасль бизнеса. Было бы принципиальной ошибкой видеть лишь сходство и не видеть существенных различий между профессионально-коммерческим спортом и тем, что можно условно (до появления лучшего термина) назвать «профессионально-дости-женческим» спортом. Первый функционирует не столько по законам неуклонного обновления высших спортивных достижений, сколько по законам «спортивного бизнеса» с доминированием коммерческих начал; в нем не столько создают, сколько используют спортивные достижения. Профессиональный спортсмен в рамках коммерческого спорта неизбежно попадает в условия, так или иначе ограничивающие развертывание тренировочного процесса с перманентно нарастающей эффективностью, без чего, понятно, невозможен неуклонный рост достижений (не случайно предпринятые в свое время на Западе попытки создать коммерческое «ревю рекордов» в видах спорта с объективно измеряемыми результатами вскоре же завершились крахом, хотя в числе приглашенных участников были недавние рекордсмены мира и олимпийские чемпионы по легкой атлетике, плаванию, конькобежному спорту). Уже по одному этому признаку, не говоря о других существенных особенностях, профессионально-коммерческий спорт не следует отождествлять с «профес-сионально-достиженческим», важнейшая черта которого — постоянный штурм подлинных высот в спорте (к сожалению, такое смешение допускают подчас даже специалисты). Спорт высших достижений в качестве авангардной части спортивного движения играет по отношению к остальной практике спорта не просто лидирующую, но и по-своему оплодотворяющую роль: проторяет пути к спортивным достижениям, делая их в какой-то мере доступнее для многих, вооружает массовый спорт передовым опытом. Вместе с тем спорт высших достижений развивается в определенной (хотя и не в прямой) зависимости от массовой спортивной практики: пополняется из нее, функционирует в обусловленной ею атмосфере. Связи между ними, таким образом, обоюдосторонние. Это не значит, однако, что возникающие в обществе соотношения массового спорта и спорта высших достижений всегда гармоничны. Не секрет, что на протяжении целого периода истории спорта у нас в стране, начавшегося в послевоенные годы с форсированного выхода советских спортсменов на международную арену и вплоть до последних лет, допускался своего рода крен в сторону спорта высших достижений с явным ущербом для развития массового спорта (концентрация материальных ресурсов, финансов и лучших кадров в сфере подготовки узкого круга спортсменов, попадающих в сборные команды страны; невнимание к нуждам массового спортивного движения; слабая постановка исследовательской работы по его проблемам и т. д.). На современном этапе предстоит сделать многое, чтобы выправить это положение (без ущерба, конечно, для высших спортивных достижений страны), придать должный размах и качество массовому спортивному движению как неотъемлемой части общенародной физической культуры. Литература 1. Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе» (сборн.). М., ФиС, 1980. 2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. Гл. I. M., ФиС, 1977. 3. Л о у Б. Красота спорта. М., Радуга, 1984. 4. «Спорт и образ жизни» (сборн.). М., ФиС, 1979. 5. «Теория спорта» (учебник для ИФК). Гл. V. Киев, Виша школа, 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|