Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика закономерностей спортивной тренировки




Поскольку спортивная тренировка организуется как педагоги­ческий процесс, на нее распространяются общепедагогические прин­ципы и общие принципы методики физического воспитания, в том числе принципы сознательности и активности, наглядности, доступ­ности и индивидуализации, систематичности и др. (часть I, гл. III). Но в сфере спорта действуют и свои специфические закономер­ности, которые обязывают в процессе спортивной тренировки соот-

* Более подробно о технической и тактической подготовке спортсмена см. в кни­гах: «Совершенствование технического мастерства спортсменов» (под общ. ред. В. М. Дьячкова и др.). М., ФиС, 1972; Л. П. Матвеев. Основы спортивной трени­ровки. Гл. V—VI. М., ФиС, 1977.


ветственно конкретизировать общие принципы и соблюдать ряд специальных положений. Здесь эти закономерности даются в самом кратком изложении (подробнее см. лит. 1, 2).

Направленность на максимально возможные достижения, углуб­ленная специализация и индивидуализация. Момент достижения присущ, вообще говоря, самым различным видам человеческой дея­тельности. Однако во многих из них предусматривается лишь неко­торая, не предельная степень достижений, спорт же объективно направлен в целом именно на максимум возможных результатов. Разумеется, этот максимум фактически индивидуально различен (у одних лишь личное достижение, у других — абсолютный рекорд) и лимитируется конкретными условиями жизнедеятельности в це­лом. Тем не менее закономерным является стремление каждого спортсмена пройти по пути совершенствования возможно дальше. Такая установка формируется и стимулируется всей организацией спортивной деятельности и ее специальными условиями, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (присвоение квалификационных разрядов и званий, награждение знаками спортивной доблести, всенародное чествование за выдаю­щиеся спортивные победы и т.д.).

Установка на высшее достижение и объективные условия ее воплощения предопределяют углубленную спортивную специали­зацию. Ее характеризует такое распределение времени и сил в про­цессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для максимальных достижений в других видах спорта. Вместе с повышением общего уровня достижений в современном спорте спортивная специализация приобретает все более углублен­ный характер. Если еще сравнительно недавно нередко предприни­мались попытки достичь высших результатов одновременно в двух и более различных видах спорта (например, в футболе и хоккее, баскетболе и других спортивных играх, лыжном и гребном спорте), то теперь подобная практика встречается лишь как своего рода аномалия. Вместо этого типичным явлением, особенно в спорте высших достижений, стала углубленная специализация, построен­ная на базе широкой общей подготовки.

Спортивная специализация, если ее предмет выбран в соответ­ствии с индивидуальными способностями спортсмена, позволяет в полной мере проявить их и удовлетворить индивидуальные спор­тивные интересы. Тем самым спортивная специализация отвечает и необходимости глубокой индивидуализации процесса подготовки спортсмена. В нем менее всего пригодны стандартно-уравнительные подходы; тщательной индивидуализации подлежат все стороны под­готовки, выбор ее средств и методов и особенно нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена. Спор­тивная специализация не только не исключает в принципе всесто­роннего развития спортсмена, но по своим объективным закономер­ностям требует этого как необходимого условия высших спортивных


достижений. Доказательства тому дает весь прогрессивный опыт спортивной практики. На его основе был сформулирован принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена, ставший одним из краеугольных положений советской школы спорта.

Зависимость спортивных достижений от общего развития спортсмена объясня­ется рядом причин. Прежде всего — единством организма, взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений в развитии отдельных способностей, всегда действует и общая закономерность: максимальное развитие тех или иных спо­собностей возможно лишь при условии общего повышения уровня функциональных возможностей организма. Существует и такая закономерность: чем шире круг дви­гательных умений и навыков, приобретаемых спортсменом, и чем разнообразнее они, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Не вызывают также сомнений интимные связи между духовным и физическим развитием спортсмена.

Из всего этого следует, что объективные закономерности спор­тивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию спортсмена. Именно поэтому в ее содержании органически сочетается общая и специальная подготов­ка спортсмена. Весьма существенно, что такое сочетание отвечает не только интересам достижения высоких спортивных результатов, но и общим принципам системы всестороннего воспитания лич­ности.

Конкретизируя принцип единства общей и специальной подго­товки спортсмена, суть его можно выразить в следующих поло­жениях.

1. Неразрывность общей и специальной подготовки, как одина­ково необходимых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из ее содержания без ущерба для конечных спортивных достижений и общей эффективности спорта как средст­ва всестороннего развития.

2. Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки: содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.

3. Необходимость соблюдать оптимальную меру соотношения общей и специальной подготовки, меняющуюся в процессе трениров­ки. Далеко не всякое соотношение их будет идти на пользу делу. Оно зависит от особенностей вида спорта, этапа тренировки и дру­гих обстоятельств, влияющих на подготовленность спортсмена. Несмотря на органическую взаимосвязь этих сторон подготовки, их нельзя отождествлять или подменять одну другой. Единство данных сторон следует понимать диалектически — как противоре­чивое единство.

Особая непрерывность тренировочного процесса. Непрерывность тренировочного процесса как его закономерность характеризуется тремя основными положениями.

1. Спортивная тренировка строится в порядке круглогодичных


и многолетних занятий, с тем чтобы в общем режиме жизни спорт­смена постоянно присутствовали факторы, вызывающие приобрете­ние, сохранение и дальнейшее развитие тренированности.

2. Связь между звеньями этого процесса обеспечивается на ос­
нове непрерываемой преемственности ближайших, следовых и дол­
говременных кумулятивных эффектов тренировки.

3. Интервал между тренировочными занятиями выдерживается
в пределах, гарантирующих в общей тенденции восстановление
и повышение работоспособности, причем в рамках определенных
серий тренировочных занятий (микроциклов) допускается при изве­
стных условиях проведение занятий на фоне частичного недовос-
становления, в силу чего создается особо уплотненный режим на­
грузок и отдыха.

Смысл этих положений частично уже был раскрыт при изло­жении принципа непрерывности применительно к процессу физиче­ского воспитания в целом. Здесь остается лишь подчеркнуть осо­бенности системы чередования нагрузок и отдыха в спортивной тренировке.

В современном спорте нормой становятся ежедневные трениро­вочные занятия, причем у спортсменов достаточно высокой квали­фикации они проводятся дважды в день и чаще (до 18 и более в неделю). Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты подлинно непрерывного процесса и от других форм физи­ческого воспитания отличается уплотненным режимом нагрузок и отдыха. Такой режим особенно характерен для тренировочных микроциклов, обеспечивающих наиболее существенные сдвиги в, развитии тренированности. Определенная часть занятий в таких микроциклах проводится на фоне неполного восстановления опера-тивной работоспособности или (и) отдельных функциональных показателей, что увеличивает суммарный эффект нагрузок, создает особенно мощный стимул для последующих восстановительных и адаптационных процессов. Одновременно создаются условия для упрочения усвоенных спортивных двигательных навыков, повыше­ния их устойчивости по отношению к сбивающим факторам. Благода­ря всему этому развивающе-тренирующие факторы в спортивной тренировке концентрируются в особо значительной степени.

Таким образом, общее правило методики физического воспита­ния начинать каждое последующее основное занятие на фоне пол­ного восстановления или сверхвосстановления работоспособности получает в методике спортивной тренировки особое содержание. В ней это правило распространяется не на каждое отдельное заня­тие, а лишь на определенные занятия из числа составляющих некоторую серию (тренировочный микроцикл). Разумеется, такое построение тренировки оправдано лишь при определенных услови­ях. Важнейшее из них — достаточная предварительная подготов­ленность спортсмена, целесообразное варьирование тренировочных воздействий и рациональное чередование суммарно повышенных нагрузок с достаточным компенсаторным отдыхом, который может иметь характер как относительной разгрузки, т. е. тренировочных


занятий с пониженным уровнем нагрузки, так и отдыха в прямом смысле этого слова.

Единство постепенности и предельности в наращивании трени­ровочных нагрузок. Зависимость прироста функциональных воз­можностей организма от величины преодолеваемых им нагрузок в процессе спортивной тренировки проявляется в полной мере, по­скольку спорт непосредственно нацелен на максимально возмож­ные достижения. К ним 'нет легких путей — каждый очередной шаг означает восхождение по ступеням растущих нагрузок. Посте­пенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и психические трудности, связанные с решением усложняющихся тре­нировочных задач и участием в ответственных состязаниях.

Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время (на определенных этапах) как бы скачкообразно с тенденцией к предельным величи­нам. Постепенность и скачкообразность не исключают, а дополняют друг друга. Постепенное увеличение тренировочных нагрузок облег­чает приспособление к ним, позволяет упрочить тренированность и тем создает предпосылки перехода на новый, более высокий уро­вень нагрузок. Крутое нарастание тренировочных требований (скачок) позволяет на базе этих предпосылок интенсифицировать развитие тренированности, вызвав глубокие адаптационные пере­стройки в организме. Но такие скачки оправданы лишь постольку, поскольку они заблаговременно подготовлены постепенным увеличе­нием тренировочных требований (иначе скачки не только не спо­собствуют развитию тренированности, но и грозят здоровью спорт­смена). Таким образом, постепенность и скачкообразность — диалек­тически взаимосвязанные черты динамики тренировочных нагрузок. Их не следует противопоставлять как взаимоисключающие, их нужно сочетать путем умелого управления динамикой тренировоч­ных нагрузок.

Практика современного спорта в корне изменила представления об оправданных величинах тренировочных нагрузок. Возможности человека и степень их развития оказались выше самых смелых предположений (еще недавно едва ли кто мог пред­положить, что можно, например, за сутки пройти почти 220 км, пробежать более 270 км, проехать на велосипеде свыше 500 км, более 100 раз поднять штангу средним весом свыше 200 кг). С учетом этого повышенные тренировочные нагрузки все шире и смелее внедряются в практику спорта.

Нормой стало применение вопределенных фазах тренировки максимальных, или «предельных», нагрузок, т. е. нагрузок, достига­ющих границ возможной функциональной (рабочей) активности организма, но не превышающих границ его адаптационных (при­способительных) возможностей. Иначе говоря, если спортсмен, применяя максимальную нагрузку, преступает меру своих приспо­собительных возможностей и, как следствие, вызывает состояние перетренированности, то данная нагрузка будет не адекватно мак­симальной, а запредельной. Оправданная же величина максималь­ной нагрузки, предъявляя организму требования в полную меру его физиологических возможностей, служит мощным фактором по­ступательного развития тренированности.


Конкретные параметры максимальной тренировочной нагрузки зависят, естественно, от уровня подготовленности и тренированно­сти спортсмена, этапа многолетней тренировки, бюджета времени выделяемого для занятий спортом и других обстоятельств. В прин­ципе они лимитируются наличными возможностями организма. По мере их увеличения в результате тренировки максимум нагрузки постепенно возрастает: то, что являлось максимальным на преды­дущем этапе, становится ординарным на последующих. Величина максимальной нагрузки, следовательно, относительна. Для практи­ческого нормирования ее необходим опыт и тщательный комплекс­ный контроль.

Неординарная волнообразность динамики нагрузок. В спортив­ной тренировке, как и вообще в процессе физического воспитания, возможны различные формы динамики нагрузок — плавновосходя-щая, ступенчатая, волнообразная. Однако для процесса спортивной тренировки, если рассматривать его в целом, в наибольшей мере характерна волнообразная форма. Дело в том, что в ней естест­веннее всего сочетаются тенденции постепенного и в то же время достаточно стремительного нарастания нагрузок с периодическим относительным уменьшением их, в результате чего обеспечиваются высокие темпы развития тренированности без явлений перетрени­рованности. Не случайно с переходом на подлинно круглогодичную уплотненную тренировку в современном спорте вместе с крутым нарастанием нагрузок как по объему, так и по интенсивности волнообразность явилась типичной чертой их динамики. В послед­ние десятилетия она привлекает все более пристальное внимание, становится предметом специальных исследований и практической оптимизации.

Волнообразные колебания характеризуют динамику нагрузок как в относительно коротких, так и в более протяженных фазах (этапах, периодах, циклах) тренировочного процесса. Соответствен­но различают несколько категорий волн:

малые волны, которые характеризуют динамику нагрузок в мик­роциклах тренировки, охватывающих несколько дней (часто не­делю);

средние волны, выражающие общую тенденцию нагрузок в не­скольких микроциклах (например, в трех-четырех), составляющих один средний цикл (мезоцикл) тренировки;

большие волны, которые выявляются при оценке общей тенден­ции динамики нагрузок в нескольких средних циклах, составляю­щих этап или период большого цикла тренировки (рис. 51). '.

Искусство строить тренировку состоит в значительной мере именно в том, чтобы правильно соотнести все эти волны, обеспечив необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микро­циклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, типичными для его этапов и периодов.

Волнообразные колебания свойственны как динамике суммар­ного объема тренировочной работы, выполняемой за тот или иной промежуток времени, так и динамике ее суммарной интенсивности.


Рис. 51. Схема тенденций динамики основных тренировочных нагрузок в макро­циклах спортивной тренировки:

слитные волнообразные кривые — динамика параметров объема нагрузок в мезоциклах (утолщенные заштрихованные линии) и в периодах макроцикла (тонкие линии); пунктир­ные стрелки — общая тенденция динамики интенсивности преимущественно в специально подготовительных упражнениях; треугольниками и ромбами обозначены состязания раз­ного ранга. А — вариант, типичный в видах спорта скоростно-силового характера; Б — вариант, типичный в видах спорта стайерского характера

Причем эти стороны нагрузки изменяются не всегда параллельно. Предельные параметры объема и интенсивности, если они достига­ют достаточно больших абсолютных значений, как правило, не совпадают во времени. Так, в средних и особенно в больших волнах динамики нагрузок вначале обычно достигает апогея их общий объем (суммарное количество тренировочной работы в неделю или месяц), затем он стабилизируется, а в определенных случаях и уменьшается; на этом фоне достигают наибольших величин отдель­ные показатели интенсивности: моторная плотность занятий, сило­вые и скоростные параметры движений и т. д.

Как уже говорилось (гл. III; 3.2), причины волнообразных колебаний ди­намики нагрузок имеют комплексную природу. Наиболее существенные из них заключаются, во-первых, в фазовости и гетерохронности процессов утомления —


восстановления, адаптации к нагрузкам и развития тренированности, которые развертываются в различных системах организма в ходе тренировки; во-вторых, в периодических колебаниях уровня дееспособности организма, обус­ловленных его естественными биоритмами (типа суточных, околонедельных, око­ломесячных и более протяженных), а также периодической изменчивостью факторов внешней среды; в-третьих, в противоречивых соотношениях параметров объема и интенсивности нагрузки, в силу чего они изменяются в определенные фазы тренировочного процесса неоднонаправленно.

Волны динамики нагрузок в реальных условиях спортивной практики складываются под влиянием многих конкретных обстоя­тельств, контролируемых и не вполне контролируемых, и не всегда имеют четко выраженную форму. На отдельных этапах тренировоч­ного процесса малые и даже средние волны могут как бы замещать­ся иными формами. Однако в общем виде динамика нагрузок в спортивной тренировке по мере повышения их уровня закономер­но приобретает волнообразную или подобную ей форму, причем конкретные параметры волн и их соотношения меняются в реша­ющей 'зависимости от углубления спортивной специализации, об­щего уровня нагрузок, особенностей периодов и этапов тренировки. Существенно вместе с тем, что степень выраженности волн и соот­ношение их параметров зависят, кроме прочего, от абсолютных величин объема и интенсивности усилий, специфичных для избран­ного вида спорта. В этом отношении общая картина волнообразных колебаний динамики нагрузок в различных видах спорта имеет тем большие отличия, чем значительнее разница в абсолютном уровне интенсивности и продолжительности усилий, требующихся для выполнения соревновательных упражнений.

Так, динамика основных нагрузок в скоростно-силовых видах спорта харак­теризуется доминированием тенденции к абсолютно высокой интенсивности специ­фических упражнений при сравнительно небольшой их разовой продолжительности, а в связи с этим и относительно резко выраженной волнообразностью в изме­нении общего объема нагрузок, сопряженных с их выполнением (см. рис. 51, -4). В отличие от этого в стайерских видах спорта (бег на длинные дистанции и т. п.) общий уровень интенсивности основных нагрузок значительно ниже (часто находит­ся в пределах зон умеренной и большой физиологической мощности мышечной работы), а разовый и суммарный объем их достигает наибольших абсолютных величин, что обусловливает менее выраженную волнообразность в общей динамике суммарных нагрузок (см. рис. 62, Б).

Соревновательно-соотнесенная цикличность тренировочного про­цесса. Тренировочный процесс характеризуется также четко выра­женной цикличностью, причем такой, при которой крупные трени­ровочные циклы соотносятся во времени с системой состязаний, строятся в соответствии с закономерностями обеспечения оптималь­ной подготовленности к основным из них. Циклы тренировки пред­ставляют собой относительно завершенную системно повторяющую­ся последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), чередующихся как бы в порядке кру­гооборота.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев до крупных этапов многолетней тренировки.


Соответственно различают: малые циклы, или микроциклы (в част­ности, недельные), средние, или мезоциклы (часто они бывают околомесячными), и большие, или макроциклы (в частности, годич­ные и полугодичные). Есть основание говорить и о более протяжен­ных циклах, например четырехлетних (олимпийских), хотя структу­ра их изучена пока недостаточно. Циклы являются, таким образом, универсальной формой упорядочения тренировочного процесса, при­чем в спортивной практике их структура зависит от закономерно­стей развертывания полноценной подготовки к спортивным соревно­ваниям и регулярного выступления в них. Уяснить основы такой циклической структуры — значит понять общий порядок построения спортивной тренировки. Именно на это нацеливает принцип циклич­ности в организации спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Главные положения принципа цикличности здесь заключаются в следующем:

строя спортивную тренировку, надо исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соответствии с логикой подготовки к основным состязаниям;

решая проблемы целесообразного использования различных средств и методов спортивной тренировки, следует находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов, ибо любые тренировочные средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют свою эффективность, если применены не вовремя и не к месту; соответственно следует нормировать тренировочные нагрузки, а также регулировать их динамику приме­нительно к последовательной смене фаз тренировочных циклов (существует определенная корреляция между малыми, средними, большими волнами в динамике тренировочных нагрузок и микро-, мезо-, макроциклами тренировочного процесса);

любой фрагмент тренировочного процесса необходимо рассмат­ривать во взаимосвязи с формами его циклической структуры, учитывая, что структура микроциклов во многом определяется их местом в структуре мезоциклов, а структура мезоциклов обуслов­лена, с одной стороны, особенностями составляющих их микро­циклов, а с другой — местом в структуре макроцикла, ориентиро­ванного на обеспечение оптимальной готовности спортсмена к вы­ступлению в главном (целевом) состязании;

планируя общий порядок построения тренировки и участие в состязаниях в макроцикле, надо соотнести их исходя из закономер­ностей приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы как состояния оптимальной готовности спортсмена к дости­жению, соответственно соразмерить сроки периодов тренировки и сроки выступления в состязаниях, с тем чтобы гарантировать оптимальную готовность спортсмена к выступлению в основных состязаниях, подчинить участие во всех других состязаниях инте­ресам полноценной подготовки к основным состязаниям в зависи­мости от периодов макроцикла.


* *

*

Таковыми представляются фундаментальные закономерности и специфика спортивной тренировки, если характеризовать их крат­ко. Как видно, они существенно отличают тренировочный процесс в спорте от других форм обучения и воспитания. В то же время отмеченные особенности не исключают справедливости общих педа­гогических принципов и рассмотренных ранее принципов методики физического воспитания (гл. III), распространяющихся и на сферу спорта. Вся совокупность этих принципов, конкретизированных при­менительно к особенностям спортивной тренировки и дополненных специальными положениями, бесспорно, относится к числу крае­угольных установок во всей системе подготовки спортсмена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...