Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О богатстве и его источниках, финансах и деньгах

 

Для И.Т. Посошкова проблема богатства была центральной: каким образом увеличить богатство страны, какими путями снизить значение факторов, уменьшающих богатство и приводящих к скудости. Посошков рассматривал богатство не в виде золотых и серебряных денег, а в двух основных формах: "вещественной" и "невещественной". Вещественным богатством Посошков полагал совокупное богатство государства (казны) и народа. К нему он относил развитую промышленность, ремесленные мастерские, рудники и произведенные ими "материальные товары", а также освоенные сельскохозяйственные земли и природные ресурсы. Он призывал беречь, не тратить попусту полезные ископаемые, сохранять леса и реки с их животным и растительным миром. Посошков многократно говорил о необходимости увеличения производства материальных товаров, для чего надо строить предприятия, осваивать новые районы и обживать их, привлекая средства казны, купечества, дворянства и даже крестьян. Он мечтал о том, чтобы отечественная промышленность была в состоянии производить разнообразные товары для собственного потребления и для вывоза за границу, чтобы страна богатела и мощь ее возрастала. Но при этом Посошков четко разграничивал богатство, которым распоряжается власть, и богатство народа: "Не то царственное богатство, еже в царской казне лежащие казны много, но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы"[12].

В качестве альтернативного источника богатства Посошков рассматривал экономию. Он был убежден, что бережливость, разумное использование денежных и материальных ресурсов укрепляет благосостояние государства и каждого россиянина, тогда как расточительность приводит к оскудению.

Привлекают внимание рассуждения автора о невещественном богатстве: "Паче вещественного богатства надлежит нам всем пещися о невещественном богатстве, то есть об истинной правде... Правда богатство и силу умножает... неправда не токмо вновь не богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит". Поэтому Посошков указал царю о необходимости заботиться "... о снискании правды. Когда правда в нас утвердится и укоренится, то царство наше российское обогатится и славою возвысится".

В качестве важной формы невещественного богатства он видел духовную культуру, образованность населения. Русскому народу "надобно не парчами себя украшати, по надлежит добрым нравом и школьным учением". Это приведет к появлению новых идей, необходимых для обновления общества. Посошков подвел Петра I к мысли о том, что "Книга о скудости и богатстве", которая поможет увеличить богатство вещественное, сама есть не что иное, как "невещественное богатство".

И сегодня представляется невероятным, что в то далекое время автор сумел возвыситься до идеи о том, что богатство государства немыслимо без народного богатства. По его мнению, "сие дело невеликое и весьма нетрудное, еже царская сокровищница наполнится богатством... Но то великое многотрудное есть дело, чтобы весь народ обогатить". Посошков впервые в истории экономической мысли сумел в краткой, но очень емкой формуле выразить главную свою идею: "То государство богато, в котором народ богат".

В этой связи очень интересны мысли Посошкова, относящиеся к, государственным финансам, в частности к податной системе. Посошков был прекрасно осведомлен о финансовых трудностях государства, связанных с продолжительной русско-шведской войной, строительством Петербурга, Кронштадта, обводного Ладожского канала и др. Было придумано и введено более 30 различных налогов, прежняя подворная система была заменена подушной.

Заботясь о процветании государства, росте его богатства, Посошков предложил реформу налоговой системы, значительно опередив свое время: он полагал справедливым, что платить налоги должны все классы общества (кроме духовенства); налоги не должны разорять народ; за основу обложения следует взять землю. Посошков хорошо понимал, что распространение налоговых платежей на дворян встретит с их стороны отпор: "... чаю, сильные лица будут всячески сие дело препинать, так как они... не так любят дать, как любят себе взять"[13]. Он проявил себя и здесь вдумчивым экономистом, убеждая Петра I в осмотрительности при установлении размеров платежей: "Царские собрания не истощатся, если не круто будут собиратися"; они дадут возможность "всячески свое место наполнить, а крутое собрание не собрание, а разорение"; "худой тот сбор, кто царю казну собирает, а людей разоряет".

Установленную Петром I подушную подать Посошков решительно критиковал: "Душа - вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены неимущая". Надлежит ценить вещи реальные, ощутимые. А самое главное для него состояло в том, что подушная подать игнорирует имущественные различия плательщиков.

Размер повинностей должен быть установлен созванным специально съездом дворян и утвержден царем. Единственно правильной системой прямого обложения он считал поземельную подать. Земля в то время была преимущественней формой богатства. Именно землей наделялись и награждались дворяне за службу. Земля, по мнению Посошкова, - наиболее важный источник дохода, поэтому основой обложения и должен служить земельный надел, "двор". "Двором" он называл участок земли, которым владеет крестьянин, включающий 6 десятин пахотной земли, необходимых для высева 4 четвертей ржи, 8 четвертей ярового, покос в 20 копен сена и землю под усадьбой в 600-700 квадратных саженей. По отношению к посадским людям, не имеющим земли, он предлагал систему пересчета. Исходя из размеров реального надела, Посошков считал необходимым, чтобы каждый платил подать с целого двора или с полдвора или со двора с четвертью, т.е. с того, "кой чем владеет". "Двор" должен был стать своеобразной расчетной единицей, при помощи которой реализуется принцип соответствия количества земли и повинностей для исчисления податей крестьян в казну и обязанностей помещику.

Полагая, что и дворяне должны платить налог в казну, Посошков надеялся отделить земли крестьян от помещичьих. Земля после размежевания должна быть закреплена законом за владельцами. Сбор "по земляному владению" будет более прибыльным и постоянным, чем подушная подать. Если крестьянин точно будет знать размер уплачиваемого налога и налог будет справедливым, то и крестьянин никогда не оскудеет.

Таким образом, чтобы государство крепло и процветало, "того ради царю как великородных и военных, так и купечество и крестьянство блюсти следует, чтобы никто во убожество не входил, но все бы по своей мерности изобильны были".

Богатое население, по мнению Посошкова, всегда исправно платит налоги, чем наполняет казну, а в случае чрезвычайной необходимости помимо обычных налогов сможет выдержать и дополнительные платежи.

Большой интерес у Посошкова как экономиста вызывали деньги, особенно проблема ценности денег. Он знал, что в других странах существует определенная зависимость ценности денег от металла, из которого они изготовлены: золотые Монеты дороже серебряных, даже если они равны по весу, а серебряные дороже медных. Но, как ни странно, здесь Посошкову изменил его здравый смысл. Он считал такое положение вещей неприемлемым. Он не видел в деньгах равного партнера при товарной сделке и полагал, что ценность денег не в торге выявляется, а может быть установлена государственной самодержавной властью. [14]

В России в первой четверти XVIII столетия большое значение имели медные деньги, поэтому проблема ценности медных денег стояла очень остро. Иностранцы предпочитали получать за свои товары серебряные и золотые монеты. Патриотизм Посошкова перешел всякие границы.

Он призывал медные деньги ценить "не по-иноземчески, по цене меди, но по изволению его императорского величества... Мы не иноземцы, не меди цену исчисляем, но имя царя Своего величаем, того ради, нам не медь дорога, но дорого его царское имянование". И далее добавлял: "У нас не вес имеет силу, но царская воля... У нас настолько сильно его пресветлого величества слово, что если б повелел на медной золотниковой цате положить рублевое начертание, то бы она за рубль и ходить в торгах стала". Посошков, сам того не ведая, оказался сторонником номиналистической теории денег, которая была характерна для стран в периоды господства в них абсолютизма.

Посошков выступал противником порчи качества монет путем примешивания меди к серебру, а серебра к золоту. Он считал национальным достоинством России, что ее монеты должны быть из чистого металла, как чиста православная вера, "никакого примеса еретического неимущая". Будучи практиком, Посошков приводил расчет, согласно которому доход казны от чеканки медных гривенников по предлагаемым им нормам из 10 тыс. пудов меди составит 1 млн 840 тыс. руб. Сумма по тем временам огромная, учитывая, что доходы казны в последние годы царствования Петра I не достигали за год и 8 млн руб.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...