Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная служба как элемент государственной организации и правовой институт, категории и группы должностей государственной и муниципальной службы

 

Государственная служба как социальная и государственно-пра­вовая категория представляет собой сложное общественное явле­ние. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее эле­ментом.

Государственная организация выполнения стоящих перед госу­дарством задач и осуществления им функций включает в себя не­сколько этапов:

во-первых, государство в лице своих высших ор­ганов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, спе­циализирующиеся на осуществлении определенных видов властной государственной деятельности (представительная законода­тельная власть, исполнительная власть, судебная власть, различ­ные виды общегосударственной контрольно-надзорной власти);

во-вторых, определяет систему органов в каждом из звеньев госу­дарственного механизма;

в-третьих, формирует (создает) каждый конкретный орган во всех звеньях системы государственного ме­ханизма и, наконец, в-четвертых, организует работу личного со­става — служащих органов всех звеньев государственного аппара­та.

С этого момента и начинает свое действие государственная организация службы как важнейший элемент сложного много­звенного процесса организующей деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций. Следователь­но, государственная служба как организационный институт про­должает и завершает всю государственную организацию, как важ­нейший элемент и атрибут государства не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельно­сти различных категорий государственных служащих. Это лишь один аспект узкого понимания и характеристики понятия «госу­дарственная служба» как организационно-правовой категории. Го­сударственная служба в этом качестве призвана обеспечить орга­низацию и практическое осуществление задач и функций госу­дарства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них остается общей схемой и мертвой конструкцией.

В содержание организационно-правового института государст­венной службы входят три взаимосвязанных элемента:

1) органи­зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каж­дой должности, порядка замещения этой должности и т. д. При­чем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою про­фессиональную деятельность по осуществлению определенных го­сударственных функций и полномочий);

2) сама служебная про­фессиональная деятельность личного состава государственных ор­ганов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного ор­гана;

3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Государственная служба является также правовым институтом, который включает совокупность правовых норм, регулирующих од­нородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий. Это сложный межотраслевой институт, охватывающий нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Однако, в большей своей организационной части служба (государственная, муниципальная и другие ее виды и разновидности, есть важнейший административно-правовой институт. В его границы входят правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок поступления на службу; прохождения службы, аттестации, применения мер поощрения и ответственности к служащему; способы замещения должностей; основания, условия и порядок прекращения служебных; полномочий и увольнения со службы.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»[9] государственная служба опреде­лена как профессиональная служебная деятельность граждан Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государ­ственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государ­ственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосред­ственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а в ст. 2 Федерального закона «Об основах муни­ципальной службы в Российской Федерации» как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующе­му законодательству — граждане России, осуществляющие про­фессиональную служебную деятельность (исполняющие профес­сиональные обязанности) по занимаемым должностям государст­венной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должно­сти муниципальной службы является обязательным и определяю­щим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.

Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется целесообразным- восполнить этот пробел доктринальным опреде­лением сути этой организационно-правовой категории. Сущност­ными характеристиками понятия должности как государствен­но-правового установления являются следующие моменты:

1) должность — это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;

2) за каждой должностью закреплена часть компе­тенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;

3) профессионально-квалификационные характеристики и требо­вания, предъявляемые государством к лицу, замещающему опре­деленную должность или претендующему на ее занятие, четко за­креплены за каждой должностью в соответствующих должностных регламентах.

Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государст­венной гражданской службе», со ссылкой на конкретные статьи которого и излагается весь последующий материал этой главы, необходимо различать и четко разграничивать понятия «государ­ственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государст­венные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственно­го исполнения полномочий федеральных государственных орга­нов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения пол­номочий государственных органов субъектов РФ, а должно­сти федеральной и субъектов Федерации государственной граждан­ской службы учреждаются федеральным законом или указом Пре­зидента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно Государственные Должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обес­печивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функцио­нирования.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через предста­вителя нанимателя — руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ

Должности государственной гражданской службы подразделя­ются на категории и группы). Подразделяются они на сле­дующие четыре категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководите­лей и заместителей руководителей представительств государствен­ных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока пол­номочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для со­действия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаем для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечен» деятельности государственных органов и замещаемые без ограни­чения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы под­разделяются на следующие пять групп:1) высшие; 2) главные 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую груп­пы должностей гражданской службы.

Государственные должности в субъектах РФ в соответствии с принимаемыми ими законами также подразделяются на анало­гичные по наименованию категории и классификационные груп­пы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправле­ния также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем го­сударственные должности: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, вы­борные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительного или иного выборного ор­гана местного самоуправления в отношении лиц, избранных в со­став указанных органов в результате муниципальных выборов, и муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров. Статус выборных муници­пальных должностей в некоторой мере аналогичен статусу госу­дарственных должностей в том смысле, что они не входят в кате­горию муниципальных должностей муниципальной службы, а за­мещающие их лица не относятся к служащим (муниципальным «чиновникам»).

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни долж­ностей федеральной государственной гражданской службы, являю­щиеся соответствующими разделами Реестра должностей федераль­ной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента РФ. Реестр же должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей фе­деральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.

Государственным гражданским служащим, замещающим долж­ности без ограничения срока полномочий, в соответствии с заме­щаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы и по результатам квалификационного экзамена присваи­ваются классные чины гражданской службы. При этом замещаю­щим должности федеральной гражданской службы высшей группы присваивается классный чин гражданской службы действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности федеральной гражданской ел бы главной группы присваивается классный чин гражданской службы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы веду4 щей группы присваивается классный чин гражданской службы советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы старшей группы присваивается классный чин гражданской службы референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы младшей группы присваивается классный чин госу­дарственной гражданской службы секретарь государственной граж­данской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы действительный государ­ственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса, присваивается Президентом РФ. В федеральных органах испол­нительной власти классный чин федеральной гражданской служ­бы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ. В иных феде­ральных государственных органах указанный классный чин при­сваивается руководителем федерального государственного органа; Предусмотренные законом иные классные чины по всем другим; группам должностей государственной гражданской службы присваиваются представителем нанимателя. А гражданским служа­щим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ; высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федераль­ной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотноше­ние классных чинов федеральной гражданской службы и класс­ных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется ука­зом Президента РФ.

В число установленных федеральным законом квалификаци­онных требований к должностям гражданской службы входят тре­бования к уровню профессионального образования, стажу граж­данской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей граждан­ской службы. В число квалификационных требований к должно­стям категорий «руководители», «помощники (советники)», «спе­циалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит наличие высшего профессионального образования, а в число квалификационных требований к должно­стям категории «обеспечивающие специалисты» старшей и млад­шей групп должностей гражданской службы — наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих уста­навливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязан­ностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должност­ной регламент гражданского служащего.

Таким образом, государственная служба как организационный институт представляет собой одну из частей и сторон деятельно­сти государства, содержанием которой выступает организация и правовое регулирование практической деятельности личного со­става государственных органов (их служащих) по осуществлению задач и выполнению функций государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...