Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной гражданской и муниципальной службе.

 

Проблема поступления на службу представляет собой следую­щий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государст­венной и муниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу — это конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и по­лучить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ и конкретные статьи упоминаемых ранее федеральных законов о службе, предусматри­вающих право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры федеральных государ­ственных должностей государственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации и му­ниципальных должностей муниципальной службы, в которых да­ется исчерпывающий перечень соответствующих должностей, под­лежащих замещению гражданами.

Правовые условия поступления на службу — это конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и тре­бования к лицу, претендующему на занятие определенной должно­сти: обстоятельства, препятствующие поступлению на государст­венную и муниципальную службу; профессиональные, квалифика­ционные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрас­тные ограничения поступления на службу по некоторым конкрет­ным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.

Порядок поступления на службу — это процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной и муниципальной службе различными организационно-правовыми способами: зачисление, конкурс, назначение, выборы.

Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должно­стям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муници­пальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др. а также для замещения младших муниципальных должностей.

На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом. Предельный возраст пребывания на граж­данской службе — 65 лет. Но существуют и определенные законом ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Так, гражданин не может быть принят на государственную граж­данскую службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в закон­ную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему воз­можность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы по приговору суда, вступившему в за­конную силу, а также в случае наличия не снятой или не пога­шенной в установленном федеральным законом порядке судимо­сти; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; 4) наличия заболевания, препятст­вующего поступлению на гражданскую службу или ее прохожде­нию и подтвержденного заключением медицинского учреждения; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, бра­тья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если замещение должности связано с непосредственной подчи­ненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) вы­хода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при по­ступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установ­ленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен­ного характера (ст. 16). Иные ограничения, связанные с поступ­лением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, могут устанавливаться только федеральными законами. А, в связи с прохождением гражданской службы государственному служащему запрещается: 1) участвовать на платной основе в дея­тельности органа управления коммерческой организацией, за ис­ключением случаев, установленных федеральным законом; 2) за­мещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выбор­ную должность в органе местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход, и др.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замеще­ния должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их со­ответствия установленным квалификационным требованиям к со­ответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации, опреде­ляющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники);

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руко­водители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назна­чении на должность гражданской службы гражданского служаще­го (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформирован­ном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводить­ся при назначении на должности гражданской службы, относя­щиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. При этом претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав кото­рой входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по во­просам государственной службы и кадров, юридического (право­вого) подразделения и подразделения, в котором проводится кон­курс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образователь­ных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Претендент на замещение должное гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законом.

На основе акта государственного органа о назначении на должность заключается служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на службу, или служащим о прохождении службы и замещении должности, в котором устанавливаются права и обязанности сто­рон. Представитель нанимателя обязуется предоставить граждани­ну, поступающему на службу, возможность прохождения граждан­ской службы, а также предоставить указанному гражданину или служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить им прохождение службы в соответствии с законом, своевременно и в полном объеме выплачивать служащему денеж­ное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Поступающий же на государственную службу гражда­нин обязуется исполнять должностные обязанности в соответст­вии с должностным регламентом и соблюдать служебный распо­рядок государственного органа. Содержание и форма служебного контракта, порядок его заключения и сроки действия четко регу­лируются законом.

В акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено ис­пытание служащего в целях проверки его соответствия замещае­мой должности. Срок испытания устанавливается продолжитель­ностью от трех месяцев до одного года, а для служащих, назначенных на должность в порядке перевода из другого государственного органа, от трех до шести месяцев. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность и слу­жебном контракте условия об испытании означает, что служащий принят без испытания. По окончании установленного срока ис­пытания при отсутствии у государственного гражданского служа­щего соответствующего замещаемой должности классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого ему присваивается классный чин в соответствии с законом.

Испытание не устанавливается: для граждан, окончивших обу­чение в образовательных учреждениях профессионального образо­вания и впервые поступающих на государственную службу в со­ответствии с договором на обучение с обязательством последую­щего прохождения гражданской службы; для граждан и служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «ру­ководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий; для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке пере­вода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы и не­которых иных случаях, предусмотренных законом.

Конкурс на замещение вакантной государственной или муни­ципальной должности государственной или муниципальной служ­бы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе. Он проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем го­сударственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в кон­курсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, глав­ные и высшие государственные должности федеральной и государ­ственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Конкурс — это, по существу, замещение должности в порядке соревнования, и он может проводиться в форме конкурса доку­ментов или конкурса-испытания. Претенденты на замещение соот­ветствующей должности сами заявляют о своем желании посостя­заться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценива­ют их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы как способ замещения государственных и муници­пальных должностей применяются достаточно широко. Через вы­боры замещаются государственные должности Президента РФ, Председателя Государственной Думы и краевой (областной) думы, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органа-! ми). Характерный признак выборности как способа замещения! любых должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т. д.). Отсюда вытекает, что в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответствен», но перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...