Особенности обучения говорению в 1-х, 2-х классах
Анализ программы Тематика обучения устному говорению в 1-2- х классах Й класс Ученик и его окружение. Ученики должны уметь: - знакомиться, приветствовать друг друга, прощаться, соглашаться или не соглашаться с собеседником; - рассказывать о себе (называть имя, фамилию, возраст, место проживания, номер школы, класс); - рассказывать и спрашивать о членах семьи, их занятия и профессии; - описывать классную комнату, называть предметы, школьное оборудование, называть их цвет и давать другие качественные характеристики, выражать своё отношение к этим предметам и спрашивать о них; - рассказывать о своих занятия на уроках английского языка и спрашивать об этом у собеседника; - рассказывать и спрашивать о животных, описывать их и выражать своё отношение к ним; - рассказывать и спрашивать о игрушках и выражать своё отношение к ним. Й класс Тема 1: Ученик и его окружение. Ученики должны уметь: - рассказывать и вести беседу про себя, про свой распорядок дня, про обучение в школе и отдых; - рассказывать о семье и семейные праздники; - рассказывать о присутствии учеников на уроке и причины отсутствия некоторых, про готовность класса к уроку; - рассказывать и вести беседу о своих товарищей, про их увлечения, описывать их внешность; - вести беседу с членами семьи и товарищами об организации отдыха, про поездки в другой город; - расспрашивать о месте нахождения в городе определенного объекта и о том, как добраться до него; - рассказывать и вести беседу о своем городе, улице, дворе, доме, квартире; - рассказывать о своей помощи дома, о любимом занятии; - говорить о покупках, общаться с продавцом и кассиром. Тема 2. Украина.
Ученики должны уметь: - рассказывать и вести беседу с товарищами о своей стране и ее столице, о городах и селах, о природе. Тема 3. Страна, язык которой изучается Ученики должны уметь рассказывать о стране, язык которой изучается: названия страны, народа, столицы, больших городов, географическое расположение, климат [15-16]. Требования программы относительно практического овладения видами речевой деятельности в 1-2- х классах Й класс Говорение. Диалогическая речь. Ученики должны уметь задавать вопрос разных типов и отвечать на них, в соответствии с учебной ситуацией в границах программного языкового материала, а также реагировать на реплики учителя и одноклассников, выражать при этом свое отношение к услышанному. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее чем 2 реплики, правильно оформленные в языковом отношении. Монологическая речь. Ученики должны уметь высказываться соответственно учебной ситуации, делать сообщения из темы, описывать предметы (школьная принадлежность, классные мебель и игрушки) и животных, описывать ситуативные рисунки, употребляя усвоенный языковой материал. Объем высказывания – не менее чем 4 фразы, правильно оформленные в разговорном отношении. Й класс Говорение. Диалогическая речь. Ученики должны уметь задавать вопрос и отвечать на них в соответствии с содержанием рисунка или в связи с учебной ситуацией. Объем высказывания каждого собеседника – не менее чем 3 реплики. Монологическая речь. Ученики должны уметь высказываться с опорой на наглядность и в связи с учебной ситуацией. Объем высказывания – не менее чем 5 фраз, правильно оформленных в языковом отношении [15-16]. Комплекс упражнений направленных на развитие умений устной речи Упражнение 1 Цель: развитие умений монологической речи на уровне сверхфразового единства (СФЕ).
Способ выполнения: В большой сумке находятся простые небольшие вещи. Ученики вытягивают из сумки одну вещь, воображают, что с ней можно сделать, и показывают это классу. Задача класса состоит в отгадывании действий учеников с помощью трех попыток. Учитель проверяет, чтобы ученики, которые демонстрируют действия, знали их названия на английском языке. Перечень возможных вещей: 1) a long scarf; 2) an empty jar; 3) a small box; 4) a flower; 5) an apple; 6) a key; 7) a ball; 8) scissors; 10) a book. Образец ответа: You have a long scarf. You are putting it on. Упражнение 2 Цель: развитие умений монологической речи на уровне СФЕ. Способ выполнения: Ученики становятся в круг, закрывают глаза, представляют, что у них в руках предметы, названия которых они слышат. Задача учеников состоит в описании их чувств. Перечень мысленных предметов: 1) snow; 2) a baby bird; 3) an apple; 4) sand; 5) a puppy; 6) a glass of hot tea; 7) a basketball; 8) a tennis ball; 9) a little snake; 10) a big stone. Образец ответа: It is cold and wet. It is melting. Упражнение 3 Цель: развитие умений монологической речи на уровне СФЕ. Способ выполнения: Ученики закрывают глаза, забывают обо всем, кроме своих ощущений. Они отправляются в волшебное путешествие, маршрут которого объявляет учитель. Ученики должны описать, что они видят, слышат и ощущают в каждом месте, названном учителем. Перечень мест: 1. You are in a cafe. 2. You are at the beach. 3. You are in a supermarket. 4. You are in a forest. 5. You are in the rain. 6. You are in the snow. 7. You are at the children's playground. 8. You are in the cinema. 9. You are in a hospital. Вариант ответа: І'м in a cafe. I see many people and much food. I hear the people talking. I smell coffee and sweet cookies. Упражнение 4 Цель: развитие умений диалогической речи. Способ выполнения: На доске к вниманию учеников предлагаются несколько предложений, которые описывают определенные ситуации. Ученики должны прочитать эти предложения и выбрать одно, которое им после подготовки необходимо продемонстрировать классу. Задача класса состоит в отгадывании этого события и предоставлении соответствующего совета ученику. Перечень ситуаций: 1. Where is my key? 2. I'm hungry! When shall we eat? 3. Help! I can't carry this big box alone. 4. Do you want to dance? 5. I am freezing! 6. I am too hot! 7. Where is my pen? 8. Where is my bag? 9. I have a terrible headache! 10. It is too dark! Вариант ответа: — Are you looking for anything?— Yes. My key. — Look! Your key is on the table. Упражнение 5 Цель: развитие умений чтение и монологической речи на уровне СФЕ.
Способ выполнения: Каждый ученик получает описание, определенное распоряжение. После короткой подготовки он/она демонстрирует его выполнение классу. Другие ученики должны догадаться, что происходит, и прокомментировать увиденное на английском языке. Перечень возможных ситуаций: 1. Wash your hands with a very small piece of soap. The water is very cold. 2. Open a packet of milk. Pour the milk into a glass and drink it. 3. Cut a piece of cake. Then eat it without a fork. 4. Give a bath to a very big dog. It doesn't want to take a bath. 5. Break three eggs into a plate. Beat the eggs with a fork. 6. Open a book. Read two pages. Shut the book. Put it into your bag. 7. Brush your teeth and wash your face. 8. Try several times to make a phone call. The line is busy. 9. Take flowers and put them into a vase. Don't forget to pour water into the vase. 10. Blow up a balloon. Throw the balloon up in the air. Образец ответа: You are washing your hands with soup. The piece is very small. The water is very cold [17-19].
ВЫВОДЫ 1) Итак, говорение было рассмотрено как средство обучения, как средство формирования произносительных, грамматических и лексических навыков. Мы попытались показать, что работа над аспектами языка должна вестись на речевом целом, то есть структурах, речевых образцах, соотнесенных с ситуацией общения. Учащиеся, как правило, работают с указанными единицами, учитель же концентрирует их внимание то на произносительной стороне этих единиц (фонетике), то на грамматической, то на лексической. Это позволяет, как показывает опыт успешно работающих учителей, формировать у учащихся механизмы речи на основе осознанного выполнения тех операций, которые и составляют их суть. Рациональное использование говорения как средства формирования разных сторон (аспектов) высказывания позволяет обучать детей говорению как коммуникативному акту, что составляет цель обучения этому виду речевой деятельности. 2) В результате можно сделать такой вывод, что основными качественными показателями сформированности умений вести диалог, являются такие умения: - умение начинать диалог; - умение реагировать на реплику; - умение поддерживать разговор; - умение стимулировать собеседника; - умение при необходимости прервать диалог и обратиться к словарю. 3) На начальном этапе, в основном, используются устные, условно-коммуникативные упражнения, которые выполняются в классе под руководством учителя с широким использованием хоровых форм работы, лексических игр, наглядности.
4) В курсовой работе были рассмотрены особенности диалогической и монологической речи, особенности формирования речевых, лексических, грамматических навыков. Были проанализированы требования программы к организации говорения в 1-х, 2-х классах. Был разработан комплекс упражнений направленных на развитие умений говорения. 5) Для того, чтобы правильно организовать процесс обучения, необходимо учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Только при учёте психологических особенностей этого возраста и особенностей организации обучения говорению процесс обучения будет эффективным и результативным. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Занков Л.В. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1982. – 309с. 2. Выготский Л.С. Коммуникативно-игровая методика раннего обучения иностранным языкам.//Иностр. Языки в школе.- 1981.- №4, С. 15-19. 3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном этапе. - М.: Просвещение, 1988.- 224с. 4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.- 235с. 5. Эльконин Д.Б. Особенности развития детей 6-7 летнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 356с. 6. Рубенштейн С.Л. Психология. – М.: Просвещение, 1987. – 356с. 7. Смирнова А.А., Зинченко В.П. Роль игры при организации учебной деятельности. – К.: Наука, 1989. – 409с. 8. Жуковский Р.И. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1991.- 320 с. 9. Рогова Г.В., Сахарова В.С. Методика иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.- 287 с. 10. Комков И.Ф. Проблемы обучения иностранным языкам в школе. – Владимир.: Просвещение, 1969.- 307с. 11. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988г.- 222 с. 12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544с 13. Проблемы начального обучения английского языка в школе. – Владимир.: Просвещение, 1985.- 95с. 14. Никонова С.М. Английский язык в начальных классах. – М.: Просвещение, 1964.- 114 с. 15. Николайчук Г.А. Английский язык в первом классе: Методические рекомендации. – Минск.: Скарына, 1991.- 219 с. 16. Программы для средних общеобразовательных школ. Иностранные языки 5-11 классы. – К.: Радянська школа, 1996. – 24с. 17. Паршикова Е.А. Особенности обучения говорению. //Иностр. языки в школе.-1992.-№ 1, C.44-49. 18. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991.- 223с. 19. Петренко О.П. О некоммуникативных особенностях организации коммуникативно-игрового обучения.//Иностр. языки в школе.-2000.-№ 4, С.43-44.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|