Лексикограф.работа в18в.Изд.сл. «Сл.Ак.Рос.».
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 С петровскими реформами в русский язык приходит множество иностранных слов, что стимулирует возникновение многочисленных словарей иноязычной лексики, многие из которых остались в рукописи. Первым был Лексикон вокабулам новым по алфавиту, составленный в начале века. В 1771 появился этимологический словарь Ф.Гельтергофа Русский Целлариус. Почти одновременно (в 1773) увидел свет первый русский словарь синонимов Опыт российского сословника Д.И.Фонвизина, содержавший 32 синонимических ряда.В Санкт-Петербургской Академии наук под руководством М.В.Ломоносова были начаты подготовительные работы по созданию толкового словаря русского языка, а в 1783 была учреждена Российская Академия, в лоне которой развернулся национальный лексикографический проект, во многом аналогичный словарному проекту Французской Академии. Результатом его стал Словарь Академии Российской, вышедший в 6 частях в 1789-1794. Этот первый толковый словарь русского языка содержал 43 257 слов, и его выход стал важнейшей вехой в российской лексикографической традиции.
А.С. Пушкин – основоположник совр рус лит языка. Образование нац лит языка — это процесс длит и постепенный. Он слагается из трех основных истор этапов, опираясь на три обществен предпосылки: а) сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке (для России это осуществилось уже к XVII в.); б) устранение препятствий в развитии языка (в данном отношении много было сделано в течение XVIII в.: реформы Петра I; стилистическая система Ломоносова; создание “нового слога” Карамзиным); в) закрепление языка в литературе. Последнее окончательно завершается в первые десятилетия XIX в.
в творчестве русских писателей-реалистов, среди которых должны быть названы И. А. Крылов, А. С. Грибоедов и в первую очередь А. С. Пушкин.Главная историч.заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершена закрепление рус народно-разговорного языка в лит-ре. 1) А. С. Пушкин был выразителем наиболее передового мировоззрения соврему эпохи. 2) П был одним из самых культурных и разносторонне образованных русских людей начала XIX в., получив воспитание в самом прогрессивном учебном заведении того времени, Царскосельском лицее, 3) П создавал непревзойденные образцы поэзии во всех родах и видах словесного искусства, и все жанры лит-ры он смело обогатил, вводя в них разг язык народа. В этом отношении Пушкин превосходит как Крылова, совершившего аналогичный подвиг лишь в жанре басни, так и Грибоедова, закрепившего разг речь в жанре комедии. 4) П охватил своим гением все сферы жизни рус народа, все его обществ слои — от крестьянства до высшего света, от деревенской избы до царского дворца. Самые различ страны и народы предстают перед нами в его поэтич творчестве. 5) П стал основоположником реалистич худ направления, кот в его творчестве получает преобладание примерно с середины 20-х годов. И по мере того как Пуш закрепляет реалистич метод отражения дейст-ти в своих пр-ниях, усиливается и народно- разговорная стихия в его языке. Т о, “Пушкин — гениальный поэт русской нации”, что и позволило ему завершить процесс закрепления рус нац языка в литературе. В языке пушкинских пр-ний мы имеем возможность наблюдать традицион элементы рус лит языка, полученные им в наследие от прошлых периодов развития: церковнославянизмы (лексические, грамматические и фонетические); мифологизмы: имена античных божеств, обращение к Музе, слова лира, пою и т. п.; риторич приемы высокого слога и пр. в начале своего поэтич творчества, Пушкин еще не
ограничивал употребление традицион реч элементов какими-либо стилистич задачами, используя их лишь как прямую дань наследию прошлого.
Значение деятельности Пушкина. Гл. заслуга Пушкина - завершил закрепление русск. народно-разг. языка в лит-ре.В языке его произ-ий- традиционные эл-ты РЛЯ,полученные им наследие от прошлых периодов развития: церковнославянизмы, мифологизмы,риторические приемы высокого слога. Позднее традиционные речевые эл-ты продолжают сохраняться в языке пр-ий, однако их употр-ие строго стилистически обосновано. Исп-ие церковнославнизмов и архаизмов м.б. определено след.стил.задачами: придание пр-ию торж-сти;создание ист.колорита эпохи; выражение сатиры и иронии. Также употр.лексику и фразеологию,заимств.из языков народов Европы. Отказывается от метода прямого копирования Европ. фразеологии(в отлич.от Карамзина),в сфере отвлеченных понятий образцом для русск.признавал франц.С 1стороны- против загромождения русск.яз.иностранн.словами,с др. стороны-в его пр-иях немало отд.слов или целых выражений и фраз без перевода и изображенных иностр шрифтом на франц, англ, нем, ит и лат.Но у всех этих слов и выражений-незаменимая смысловая и стилистическая ф-ция. Стремился к сближению РЛЯ с западноевроп главным образом в общем строе выражения мыслей, в характере связи между понятиямиС сер.20х гг.,со времени прибывания в Михайловском,в его пр-иях расширяется сфера народного просторечия.С этой поры-часто призывы к сближению язык лит.пр-ий с разг-ным рус. простого народа. Делает РР основой нац.РЛЯ.В его пр-иях преобладает глагольная стихия. Пушкин отвергает внешнее, поверхностное понимание народности. Для него народность языка – это образ мыслей и чувствований, традиций и обычаев, которые образуют смысловую структуру языка. Пушкин выдвигает идею национального смыслового контекста. Народность у П. – это категория историческая. Всякое явление должно изображаться в своем историческом контексте. Виноградов отмечает сходство языка Пушкина с языком «Слова о полку Игореве».Пушкин негативно оценивает формы франц. влияния на РЯ. Однообразность и окаменелость франц. яз.
он противопоставляет живому, простому и искреннему русскому языку. Пушкиным отвергалась национальная узость языка, однообразность стиля. Концепция народности у Пушкина – широкая. В пушкинский язык были включены и славянизмы, и европеизмы – всё это было соподчинено принципу соразмерности.И в прозе,и в стихах.Стер различия м/у 3 стилями, установил многообразие стилей в пределах нац.ЛЯ->каждый пишущий на РЛЯ смог развивать инд-творч.стиль в пределах единой лит.нормы.
Лермонтов. Ближайший последователь Пушкина. Развивает его идеи. Создает новые жанры лирики - эмоциональной: «Демон». Создает новый стиль:1.эмоционально напряженный, но и публицистический; 2.Стиль ораторской речи.3.Стиль нейтральной и фольклорной поэтической речи.Новый синтаксис поэтической речи. Манера - использовать широко период.Нейтральный стиль, а тема высокая («Родина» - стиль напряженный, чуть-чуть возвышенный).Ряд стихотворений с использованием народно- разговорного языка («Бородино»).Создает новый жанр поэтической речи - фольклорную лирику: «Песня про купца Калашникова». Идет дальше Пушкина по использованию народных элементов во всем: в синтаксисе, лексике, структуре текста.В отличие от Пушкина, отказывается от классицизмов.Стиль максимально сближен с разг-ой народной речью.В выборе языковых категорий отходит от Пушкина: использует больше прилаг, но не карамзинского типа, а пушкинского (синтетические). Широко использует эпитеты. Использует некоторые карамзинские перифразы, но с иным значением.«Герой нашего времени».Широкое варьирование народно-разг-ого языкаИспользует средства стилизации (да-с, нет-с). Создается впечатление подлинности рассказа.«Журнал Печорина» - наоборот, лит-ый: язык рефлексирующего ч-ка.Утверждал пушкинский стиль, но не повторяя его, а творчески развивая: расширил границы лексики и синтаксиса. Гоголь. Новый период в стиле РЛЯ. Утверждает новый реалистический метод. Увеличил кол-во слов (новые лексемы и выражения), как Белинский и Лермонтов.Создает новый юмор-кий стиль
РЛ.Шире использует все разнообразие средств лексики: не только русскую, но и украинскую лексику. Масса номенклатурных единиц, понятий народной культуры (этнографизмы). Шире, чем Пушкин, использует диалектизмы и просторечные слова - для выражения юмора и сатиры.Г. соединил в языке народную культуру и элитарную культуру.Широко использовал вариантные формы слов: очень много уменьшительно-ласкательных. Средства сентим-ого стиля (н-р, использование перифраз) - лишь выражение сатиры (речь уездных дам); перифразы для Г. - пустословие, многословие. Использовал отглагольные сущ-ые: раньше употреблялись для возвышения стиля или в канцелярской речи, а Г. употребляет их для пародирования стиля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|