Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды доходов. Номинальные и реальные доходы




Соответственно классификации факторов производства, различают четыре вида доходов:

1) заработная плата – доход труда;

2) рента – доход земли;

3) процент – доход капитала;

4) прибыль – доход предпринимательских способностей.

Заработная плата – это цена труда, или доход, получаемый работником за предоставление услуг труда в единицу времени.

Прибыль – это плата за то, что предприниматель воспринимает общественные потребности и организует другие факторы производства таким образом, чтобы максимально удовлетворять общественные потребности при эффективном использовании ресурсов. Также это плата за хозяйственный риск, ответственность за принятие хозяйственных решений и пр.

Понятие «капитал» - весьма многозначно, у ученых нет единого взгляда на эту категорию. При дальнейшем использовании этой категории в процессе изучения экономической теории под капиталом будут подразумеваться только инвестиционные ресурсы (в соответствии с ранее записанным определением), физический капитал.

Соответственно и понятие «процент» также приобретает многозначность. Это отражено в следующей схеме.

 

       
   
 
 

 

 


В реальной жизни под процентом (как доходом на фактор производства - капитал) понимается плата заемщика любому физическому или юридическомулицу (кредитору), который предоставляет свой денежный капитал или реальный капитал в пользование. В каждом конкретном случае процент как вид факториального дохода приобретает разные формы.

Рента – плата за пользование землей и другими естественными ресурсами.

Вывод: все доходы, получаемые в обществе возникают как результат использования факторов производства. Факторы производства являются источниками всех доходов, получаемых в обществе. При этом одно и то же лицо может получать разные виды доходов.

По способу измерения различают номинальные и реальные доходы

Номинальные доходы – абсолютная величина денежной суммы, полученной гражданином или семьей за определенный период времени.

Закон Энгеля - выражает зависимость структуры расходов от уровня доходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше доля расходов на товары длительного пользования и сбережений.

Реальные доходы - количество товаров и услуг, которое может быть куплено за номинальные доходы.

Таким образом, величину доходов можно измерять не только в деньгах, но и в приобретенных товарах.

Номинальные и реальные доходы связаны между собой индексом цен.

 

Номинальные доходы

Реальные доходы = -----------------------------;

Индекс цен

Индекс цен показывает: во сколько раз изменились цены последующего периода по сравнению с предыдущим (или базовым) периодом.

 

Уровень цен текущего периода

Рассчитывается: индекс цен = ----------------------------------------------

Уровень цен базисного периода

(предыдущего периода)

Таблица 1 Пример расчета реальных доходов

 

Показатели Первый год Второй год Третий год
1.Номинальные доходы, ден. 2. Средний уровень цен, ден. ед.   6,5 13,5
3. Индекс цен 4. Реальные доходы, ден. ед.   1,3 1,38 9,8

Выводы по расчетам:

· Во втором году по сравнению с первым, реальные доходы остались неизменными, т.к. рост цен в 1,3 раза сопровождался таким же ростом номинальных доходов.

· Несмотря на рост номинальных доходов в третьем году по сравнению со вторым, реальные доходы в третьем году уменьшились по сравнению со вторым.

· В третьем году купленный набор товаров (если вся сумма номинальных доходов будет затрачена на покупку товаров) стоит 13,5 ден. ед. Но, если измерить покупку в ценах прошлого (второго) периода, она бы стоила всего 9,8 ден. ед. Иначе говоря, в третьем периоде на большую величину номинальных доходов (13,5 ден. ед.) можно купить товаров даже меньше, чем в прошлом году.

Инфляционный налог - разница между номинальными и реальными доходами, т.е. потеря доходов от инфляции.

Существует специальный метод, позволяющий «увидеть» и оценить неравенство в распределении доходов. Он называется методом построения кривой («лука») Лоренца.

Измерить степень неравенства распределения доходов между домохозяйствами можно с помощью кривой Лоренца, названной так в честь американского экономиста, разработавшего эту методику.

Представим себе, что все население страны выстроено (на профессиональном языке используется термин ранжировано) в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого. Для того, чтобы построить эту кривую, обследуются семьи и определенным образом распределяются на пять двадцатипроцентных групп. Пример для расчетов представлен в таблице 3.

Таблица 2 Данные о распределении доходов семей

Группы семей по уровню доходов. Доля от общей суммы доходов, % Доля доходов семей нарастающим итогом, %
     
1. Беднейшие, 20% 2. Вторые, 20% 3. Средние 20% 4. Четвертые, 20; 5. Высшие, 20% 4,0 11.1 17,0 24,3 42,7 4,9 16,0 33,0 57,3 100,0

 

На основании колонок 1 и 3 строится график (Рис. 9).

Линия А(тетива лука) - ситуация абсолютного равенства доходов.

 
 

Линия Б (корпус лука) - линия реального распределения доходов. Чем ближе расположена к диагонали, тем равномернее распределены доходы в обществе.

Линия В - линия абсолютного неравенства доходов.

Чем ближе к линии абсолютного равенства расположен корпус лука,

тем равномернее (не справедливее) распределены доходы в обществе.

Следует отметить следующее: не существует однозначно идеального положения корпуса лука Лоренца, которое характеризует «правильное», справедливое для всех распределение доходов в обществе. Это зависит от множества факторов: величины доходов, исторических традиций, национальных особенностей общества. Для каждой страны существует свой «нормальный» лук Лоренца.

Существует также и специальный показатель, который применяется для измерения величины неравенства, его степени. Он называется коэффициент Джинни, определяется как отношение площади фигуры между линиями А и Б (между корпусом и тетивой лука) к общей площади треугольника со сторонами А, В и С. Чем меньше площадь этой фигуры («апельсиновой дольки»), тем меньше индекс Джинни, тем равномернее распределены доходы.

Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос Для кого производить? ставит перед обществом дилемму. Чем ближе кривая Лоренца к биссектрисе, тем равномернее распределены доходы и выше социальная стабильность. Но одновременно тем ниже мотивация труда и иной социально полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т. п.). И действительно, зачем надрываться на работе, если получишь столько же, сколько и бессовестный лентяй? Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: карабкаясь вверх по социальной лестнице, можно обеспечить себе сказочное материальное благополучие. Есть из-за чего стараться! Но есть и оборотная сторона. В обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

Причины неравенства доходов:

1. Разный объем факторов производства, находящийся в собственности граждан;

2. Разное качество факторов производства;

3. Разная ценность факторов производства доля общества (зависит от исторического этапа развития общества);

4. Разная успешность, эффективность использования факторов производства.

Таким образом, неравенство в распределении доходов – объективное явление, т.к. объективны причины, его порождающие.

Последствия неравенства распределения доходов:

1. Положительные:

· Стимулирует участников хозяйства к более производительному труду;

· Стимулирует собственников факторов производства полнее удовлетворять общественные потребности;

· Стимулирует участников хозяйственной деятельности к более эффективному использованию ресурсов;

· Стимулирует к улучшению качества применяемых факторов производства, научно-техническому совершенствованию, профессиональной подготовке.

2. Отрицательные (возникают при слишком большом разрыве в уровне доходов).

· Ведет к потере всех стимулов;

· Появляется опасность для социальной стабильности;

· Ведет к недоиспользованию ресурсного потенциала общества;

· Сокращает спрос, что в свою очередь приводит к падению темпов экономического роста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...