Тип урока
| Цель
| Структура (этапы)
урока
| Содержание
| Результат
| Формы работы
| |
1.
Э
Т
А
П
П
О
С
Т
А
Н
О
В
К
И
У
Ч
Е
Б
Н
О
Й
З
А
Д
А
Ч
И
| Выде-лить задачу, орга-низо-вать пред-метные дейст-вия детей так, чтобы они «уви-дели» задачу.
| 1.Создание ситуации успеха.
| Дается конкретно-практическая задача, которая решается известным ребенку способом и является определенной
ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке.
| 1.Эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями положительная, оценка учителем достижений учащихся.
2.Фон, на котором более четко проявится второй этап – разрыв.
| Индиви-дуальная
| |
2.Возникно-вение ситуации «интеллек-туального конфликта», разрыва.
| Дается конкретно-практическая задача близкая по внешним признакам к той, что использовалась в ситуации успеха, но с новым содержательным элементом.
Выявление их скрытого различия и есть основание для нового способа или понятия.
| Фиксация на доске разных вариантов решения одной и той же задачи.
| Индиви-дуаль-ная, парная, груп-повая
| |
3.Фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме.
| Обсуждая предложенные способы решения задачи, дети вместе с учителем определяют, в чем различия в решениях, предложенных разными группами, и пытаются зафиксировать возникшую проблему в виде схематического рисунка, схемы, знака и т.п.
| Фиксация в графико-знаковой форме в рабочей тетради каждого ученика ситуации интеллектуально-го конфликта.
| Группо-вая
| |
4.Формули-рование учебной задачи учащимися и учителем
| Возврат к словесной формулировке проблемы, уже в виде конкретной задачи, которую им предстоит решать на последующих уроках. Формулировка учителем с учетом предложений учащихся учебной задачи.
Домашнее задание в виде рассказа с помощью тетради родителям (1-2 кл), или собственной рефлексии той проблемы, которая возникла на уроке.
| Принятие учебной задачи.
| Группо-вая, индиви-дуальная
| |
2.
Э
Т
А
П
Р
Е
Ш
Е
Н
И
Я
У
Ч
Е
Б
Н
О
Й
З
А
Д
А
Ч
И
|
подтип урок
моделирования
| Поиск общего способа реше-ния широ-кого класса практи-ческих задач.
Поиск общего способа реше-ния широ-кого класса практи-ческих задач.
| 1.Преобра-зование условия задачи.
| Учащиеся возвращаются к учебной задаче, зафиксированной в рабочих тетрадях на предыдущем уроке.
Учитель совместно с детьми преобразовывает условие задачи таким образом, чтобы можно было вычленить существенные данные.
| Выделение существенных признаков
| Индиви-дуаль-ная, парная, груп-повая
| |
2.Собствен-но моделиро-вание.
|
Выявленные существенные данные задачи дети пытаются зафиксировать в графической модели с целью выявления связи между ними.
| В процессе обсуждения результатов групповой работы выбирается модель, с помощью которой наиболее полно можно изучить свойства объекта в «чистом виде".
| Груп-повая
| |
3.Преобразо-вание модели
| Работа с моделью. Изменяя условия задачи, ученики осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями данной задачи.
| Фиксация в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи.
| Груп-повая, парная, индиви-дуальная
| |
урок
конструирования
|
Конст-руиро-вание общего способа (поня-тия) реше-ния учебной задачи
|
| На основе построения «содержательной абстракции и содержательного обобщения» конструируется новое понятие (способ). Дети пытаются своими силами «изобрести» новый способ решения задачи.
| Фиксация в «тетрадях открытий» сформированного понятия (открытого способа решения задачи), рефлексия, в результате которой формулируется тема урока.
| Груп-повая
| |
Э
Т
А
П
Р
Е
Ш
Е
Н
И
Я
Ч
А
С
Т
Н
Ы
Х
З
А
Д
А
Ч
| 1Урок
конкретизации открытого
способа
|
Практи-ческое овладе-ние учащи-мися уже уста- новлен-ным обоб-щенным спосо-бом дейст-вия или поня-тием на уровне навыка, позво-ляюще-го решать кон-кретно-частные задачи, форми-рование дейст-вий контро-ля и оценки.
|
|
Учитель вместе с детьми решает определенный круг частных задач, которые должны помочь каждому ребенку освоить пока еще новый для него способ действия или понятие.
|
Овладение новым способом, понятием, навык решения конкретно-частных задач.
|
Груп-повая, парная, индиви-дуальная
| |
Э
Т
А
П
Р
Е
Ш
Е
Н
И
Я
Ч
А
С
Т
Н
Ы
Х
З
А
Д
А
Ч
Э
Т
А
П
Р
Е
Ш
Е
Н
И
Я
Ч
А
С
Т
Н
Ы
Х
З
А
Д
А
Ч
| Тип
| Цель
| Подтип урока
| Содержание
и организация
| Результат
| Формы работы
| |
Урок
контроля
| Опреде-ление уровня первич-ного усвое-ния данного способавыявле-ние наибо-лее слабых звеньев для каждого ученика
| А) проведе-ние тестовых диагностических работ;
| Проводятся на входе в этап решения частных задач и на выходе, перед созданием ситуации успеха.
| Определение уровня освоения учеником каждой элементарной операцией в отдельности
| Индиви-дуальная
| |
Б) самостоя-тельная работа учащихся;
| Включает в себя самостоятельную работу, самостоятельный контроль и оценку учеником своих действий.
| Выработка инструмента самоконтроля и самооценки.
| Индиви-дуальная
парная
| |
В) провероч-ная работа;
| Проводится в середине следующей темы на проверку знаний учащихся по предыдущей теме.
Затем проводится содержательный анализ сделанных ошибок, на основе которого составляется вторая проверочная работа со всеми правильными и неправильнами способами решения, после чего учащиеся выполняют вторую работу, выделяя из всех предложенных вариантов правильный
| Выявление ошибок, носящих устойчивый характер, определение уровня познавательного интереса учащихся, отслеживание (в динамике) способностей учащихся определять свои возможности (прогностическая оценка) и выполнять предложенные задания с их учетом.
| Индиви-дуальная
парная
| |
Г) контроль-ная работа;
| Оценивается граница знаний учащихся, их способность самостоятельно определять эту границу, закладывать основы учебной самооценки.
| Определяется «зона ближайшего развития» учащихся.
| Индиви-дуальная
| |
Урок
контроля
|
| |
Д) стартовые и итоговые администра-тивные работы
| Стартовые работы проводятся в начале сентября без специального повторения. Итоговые в мае.
| Фиксация уровня «остатка знания» после летних каникул. Результат сравнения итоговой и стартовой работы заносится учащимися в специальную таблицу. На основе данных стартовой работы, планируются темы для повторения.
| Индиви-дуальная
| |
Урок оценки
| | А) уроки работы с эталонами оченки;
| Создание условий для того, чтобы ребенок в своей работе не упускал из виду эталон, умел оперировать им, делать выводы, ставить себе задачу по совершенствованиюподлежащего усвоению действия.
| Способ фиксации оценки
| Индивидуальная
| |
Б) уроки выработки собственных эталонов детьми;
| Выработка собственных эталонов в виде точки зрения, позиции, вкуса.
| Эталон оценки
| Парная, груп-повая
| |
В) уроки социальной значимости;
| Выполнение творческих, познавательных заданий, требующих оценки взрослого.
| Осознание общественной значимости результата собственного труда.
| Индиви-дуальнаяпарная, груп-повая
| |
Г) уроки анализа и корректиров-ки выполнен-ных работ
| Работа с видеоматериалами, с продуктами деятельности детей, с целью их «редакции».
| Оценочная активность как самостоятельная оценочно-познавательная деятельность.
| Индиви-дуальная
| |