Создание учебной ситуации.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Контроль и оценка использования способа действия. Рефлексия. Описанная типология дает возможность грамотно выстраивать урок как фрагмент учебной деятельности, ориентировать работу на формирование того или иного учебного действия. Заметим лишь, что типология уроков не выделяется как таковая в переходные периоды: на этапе 1 и 5 классов.
Положения, определяющие идеологию действий контроля и оценки в РО 1. Педагогическая деятельность учителей на первом этапе образования (1-6 классы) направлена, прежде всего, на формирование у учащихся умения учиться (Г.А. Цукерман), которое включает в себя две составляющих: а) умение ребенка на разных этапах обучения (вначале совместно с учителем, потом в кооперации со сверстниками, потом индивидуально) определять границу своего знания и незнания («дефицит способностей»); б) умение делать содержательный целенаправленный «точечный» запрос к различным источникам знаний (к взрослым, к сверстникам литературным источникам и т.п.) для ликвидации своего незнания. Для реализации этого очень важного с нашей точки зрения умения необходимо сосредоточить работу учителей при поддержке родителей на формировании способностей у детей к взаимо- и самоконтролю, взаимо- и самооценке. Отсутствие этих учебных действий у детей приводит к разрушению всей учебной деятельности: она превращается в формальный «фарс», не дающий конечного результата в нашем понимании. Как правило, в традиционной школе действие контроля и оценю: относится исключительно к компетенции педагогов. При такой ситуации у учащихся нет мотивов к выполнению этих действий. К тому же в традиции учащийся не владеет «инструментом» (способами и критериями) контроля и оценки. Поэтому наша задача – последовательно, системно вести работу по формированию учащимися собственного «инструмента» для контроля и оценки своих действий. С этой целью необходимы специальные уроки, направленные на формирование контрольных и оценочных действий ребенка.
2. Контроль и оценка со стороны учителя за деятельностью каждого ученика присутствуют в обязательном порядке в педагогической деятельности. Однако, в отличие от традиционной школы, у нас они имеют ряд особенностей: · контроль и оценка в нашей системе направлены не только (и это очень важно!) на выявление определенного результата в предметных знаниях и умениях, но, прежде всего, на процесс формирования этого предметного знания у учащегося для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции; · что касается самого понятия «знание», оно принципиально рассматривается исключительно с трех позиций: системности знания, обобщенности знания и предметности знания; · контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно его предыдущих «успехов»; не допускается сравнение детей друг с другом; · в первую очередь, педагогические действия контроля и оценки направлены на выявление уровня сформированности учебной деятельности у ребенка нарезных этапах обучения, а также на процесс формирования общих способностей ребенка (к рефлексии, к планированию, анализу); · контроль за деятельностью учащихся в нащем понимании включает определение самим ребенком уровня своих потенциальных возможностей и выбор тех заданий, с которыми на сегодняшний день он может справиться. Отсюда работа ученика оценивается исходя из выбранного им самим уровня сложности задач. 3. Реализация первых двух положений возможна лишь при правильном понимании третьего положения, которое провозглашает категорический отказ всех педагогов от пятибалльной системы оценивания знаний учащихся (системы отчеток).
В связи с тем, что до сих пор ни в педагогической среде, ни среди родителей нет однозначного отношения к проблеме отметки, мы не можем не высказать своих аргументов в защиту безотметочного обучения.
Аргументы против отметок I аргумент — в отметках всегда сосредотачивалась и продолжает сосредотачиваться вся ВЛАСТЬ взрослого (учителя и родителя) над ребенком. Отметки всегда «охраняли» от учеников управляемый учителями процесс обучения. Причины сосредоточения власти взрослых в отметках: a. Отметки сменили множество изощренных способов физического и нравственного наказания учащихся, возникших в школах средневековья, не для того, чтобы изгнать из школы наказание вообще, а для того, чтобы переложить часть работы на родителей. b. Отметки взяли на себя роль контроля процесса обучения детей. c. Долгое время на практике закреплялось НЕДОВЕРИЕ к детям в том, что они смогут учиться без подстеивания, без педагогического кнута и пряника. d. Отметки стали олицетворять личность ребенка – его нравственность, интеллект, направленность: до настоящего времени «хороший» ребенок тот, который учится на хорошие отметки, «плохой» же тот, который получает плохие отметки. e. Право выставления ученику отметок имеет только УЧИТЕЛЬ, только ему знать, за какие знания и умения кому и какая отметка полагается. От ученика эта сфера деятельности учителя засекречена. II аргумент – в отметках выражается признание школой своего бессилия. Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Для детей плохая отметка стала предвестницей неприятностей в семье. Таким образом, с отметок ненависть и страх переносятся на учителя, выставляющего отметки. При такой ситуации вместо любви и взаимопонимания в школе и в семье воцаряется злоба и взаимное отчуждение. III аргумент – отметка есть валютная купюра на школьном и семейном рынках. Детям нужны отметки не как действительные измерители их знаний и умений, а как валютные купюры. На хорошие отметки можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, сверстников, получить в подарок игрушку, прогулку на улице и т.п. (в зависимости от возраста ребенка). Следовательно, ребенок хочет получить любой ценой высокую отметку независимо от того, заслуживает он ее или нет. При этом он учится хитрить, ускользать, лгать ради «льгот», зарабатываемых хорошими отметками. В период экзаменов в борьбу включаются и родители, всеми правдами и неправдами добиваясь высокой отметки для своего ребенка.
IV аргумент – отметка есть способ соревнования детей. Отметка, стремясь вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть. Это разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения. V аргумент – отметка есть суррогат отношения педагога к ребенку. Выставляя отметку учащемуся за определенный период времени, сам учитель четко не понимает за что поставлена отметка: только за конкретные знания или за активность на уроках, за то, что он «хороший» мальчик или «хорошая» девочка, его трудолюбие, отношение к учебе?!. Тем более это непонятно ни ученику, ни родителям. Трудно в такой отметке все эти важные для ученика составляющие развести: чего в этой отметке больше и над чем ребенку дальше работать, чем и как помочь родителям и ребенку в исправлении положения. Встает вопрос: почему цепочка низких отметок в течение года должна влиять на общий результат ребенка, если к концу года он вышел на требуемый уровень? Ведь у каждого свои способности, свой темп продвижения в учебном материале. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: a. Система отметок, во-первых, вызывает у детей чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми; в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; в-четвертых, содействует возникновению и упрочению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов. b. Отметки вредят детям и будут вредить им до тех пор, пока они не лишатся своей социальной значимости, своей претензии представлять, характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, успевающих и отстающих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка. c. Отметки будут вредить до тех пор, пока общество, и особенно родители, не откажутся видеть детей через мутное окошечко отметок, пока общество, и особенно учителя, не поймут, что в учебном труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам их результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|