Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Конституционное право» обеспечивает формирование у бакалавров следующих
а) общекультурных компетенций:
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4);
б) общепрофессиональных компетенций:
- способностью соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
- способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
в) профессиональных компетенций:
- способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-14).
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
знать:
- особенности государственного и правового развития России;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни, основы построения гражданского общества;
- общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;
- специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
- источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
- значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
- значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
- основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
- федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
уметь:
- обобщать полученные знания в области конституционного права;
- правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
- правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;
- анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
- анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;
владеть:
- основными базовыми принципами анализа государственно-правовых аспектов, основными подходами к их оценке и разрешению на основе достаточного уровня профессионального правосознания и с учетом осознания практической значимости будущей профессии;
- навыками анализа федеральных нормативно-правовых актов, а также юридически грамотного изложения положений, содержащихся в нормативно-правовых актах;
- навыками принятия правовых решений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;
- навыками применения процедурных норм конституционного права, необходимых для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный курс «Конституционное право» состоит из лекционных, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия предназначены для теоретического освоения научных основ, ключевых вопросов дисциплины. Практические занятия являются аудиторными и направлены на приобретение навыков анализа и решения наиболее часто встречающихся проблем в сфере конституционного права.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, 8 з. ед., из них аудиторных: 132 часа – очная форма обучения; 36 часов – заочная форма обучения.
Календарно-тематический план (очная форма обучения)
№
п/п
| Наименование тем
| Неделя семестра
| Количество часов по учебному плану
| Форма текущего контроля/ Форма промежут. аттестации
|
Макс. нагрузка студентов (час)
| Аудиторная нагрузка
| Контрольные работы
| Контроль самост. работы
| Курсовые работы
| Самостоятел. работа
|
Всего
(в т.ч. в интерактивной форме)
| В том числе
|
Лекции (в т.ч. в интерактивной форме)
| Практ. занятия, семинары
(в т.ч. в интерактивной форме)
| Лабораторная работа
|
2 семестр
| -
|
Часть 1. Основы конституционного права России
|
1.
| Тема 1.
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука
|
|
|
(2)
|
|
(2)
| -
| -
| -
| -
| -
| опрос, составление схем, презентация
|
2.
| Тема 2.
Конституционное развитие России
|
|
|
(2)
|
|
(2)
| -
| -
| -
| -
| -
| опрос, решение парктических задач
|
3.
| Тема 3.
Основы учения о Конституции и современная теория конститу-ционализма
|
|
|
(2)
|
(2)
|
| -
| -
| -
| -
| -
| лекция-диалог,
опрос, «мозговой штурм»
|
4.
| Тема 4.
Основы конституционного строя Российской Федерации
|
|
|
(4)
|
(2)
|
(2)
| -
| -
| -
| -
| -
| проблемная лекция, опрос, презентация
|
5.
| Тема 5.
Конституционные основы правового статуса личности
|
|
|
(4)
|
(2)
|
(2)
| -
| -
| -
| -
| -
| лекция-презентация,
опрос, решение практических задач
|
6.
| Тема 6.
Содержательные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
|
|
|
(2)
|
|
(2)
| -
| -
| -
| -
| -
| опрос, групповая дискуссия, решение практических задач
|
7.
| Тема 7.
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации
|
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| опрос, «панельная дискуссия»
|
8.
|
|
|
|
(16)
|
(6)
| 36 (10)
| -
| -
| -
| -
| -
| Зачет
|
9.
| Семестр 3
| Контр.работа
|
10.
| Часть 2. Конституционные основы организации публичной власти
в Российской Федерации
|
|
11.
| Тема 1.
Избирательная система Российской Федерации
|
|
|
(2)
|
(2)
|
| -
| -
|
| -
|
| лекция-презентация, опрос, групповая дискуссия, составление схем
|
12.
| Тема 2.
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
|
|
|
(2)
|
|
(2)
| -
| -
|
| -
|
| опрос, составление алгоритма, решение практических задач
|
13.
| Тема 3.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
|
|
|
(4)
|
(2)
|
(2)
| -
| -
|
| -
|
| лекция-диалог, опрос, групповая дискуссия, решение практических задач
|
14.
| Тема 4.
Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
|
|
|
(2)
|
|
(2)
| -
| -
|
| -
|
| опрос, практических задач, «круглый стол»
|
15.
| Тема 5.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
16.
| Тема 6.
Обеспечение конституционной законности
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, решение практических задач
|
17.
| Тема 7.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, составление алгоритма, позитивное комментирование ответов студентов
|
18.
| Тема 8.
Система органов государственной власти Республики Коми
|
|
|
(2)
| -
|
(2)
|
|
|
|
|
| опрос, презентация, групповая дискуссия
|
19.
| Тема 9.
Конституционные основы местного самоуправления в России
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
|
|
|
|
(12)
|
(4)
|
(8)
| -
| -
|
| -
|
| Экзамен
|
ИТОГО:
|
|
(28)
|
(10)
|
(18)
| -
| -
|
| -
|
| |
Календарно-тематический план (заочная форма обучения)
№
п/п
| Наименование тем
| Неделя семестра
| Количество часов по учебному плану
| Форма текущего контроля/ Форма промежут. аттестации
|
Макс. нагрузка студентов (час)
| Аудиторная нагрузка
| Контрольные работы
| Контроль самост. работы
| Курсовые работы
| Самостоятел. работа
|
Всего
(в т.ч. в интерактивной форме)
| В том числе
|
Лекции (в т.ч. в интерактивной форме)
| Практ. занятия, семинары
(в т.ч. в интерактивной форме)
| Лабораторная работа
|
2 семестр
| Контр.работа
|
Часть 1. Основы конституционного права России
|
1.
| Тема 1.
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука
|
|
|
|
| -
| -
| -
|
| -
|
| лекция-диалог, контроль самостоятельной работы
|
2.
| Тема 2.
Конституционное развитие России
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
|
| контроль самостоятельной работы
|
3.
| Тема 3.
Основы учения о Конституции и современная теория конститу-ционализма
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| лекция-дискуссия,
опрос
|
4.
| Тема 4.
Основы конституционного строя Российской Федерации
|
|
|
(2)
|
(2)
|
| -
| -
|
| -
|
| проблемная лекция, опрос, презентация
|
5.
| Тема 5.
Конституционные основы правового статуса личности
|
|
|
(1)
|
|
(1)
| -
| -
|
| -
|
| лекция-презентация,
опрос, решение задач
|
6.
| Тема 6.
Содержательные особенности конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
|
|
|
(1)
|
|
(1)
| -
| -
|
| -
|
| опрос, групповая дискуссия, решение практических задач
|
7.
| Тема 7.
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
8.
|
|
|
|
(4)
|
(2)
|
(2)
| -
| -
|
| -
|
| Зачет
|
9.
| Семестр 3
| Контр.работа
|
10.
| Часть 2. Конституционные основы организации публичной власти
в Российской Федерации
|
|
11.
| Тема 1.
Избирательная система Российской Федерации
|
|
|
(2)
|
(2)
|
| -
| -
|
| -
|
| лекция-презентация, опрос, составление схем
|
12.
| Тема 2.
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
|
|
|
(1)
|
|
(1)
| -
| -
|
| -
|
| опрос, составление алгоритма, решение практических задач
|
13.
| Тема 3.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации
|
|
|
(1)
|
|
(1)
| -
| -
|
| -
|
| лекция-диалог, опрос, решение практических задач
|
14.
| Тема 4.
Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
15.
| Тема 5.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, позитивное комментирование ответов студентов
|
16.
| Тема 6.
Обеспечение конституционной законности
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, решение практических задач
|
17.
| Тема 7.
Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
|
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
| опрос, составление алгоритма, позитивное комментирование ответов студентов
|
18.
| Тема 8.
Система органов государственной власти Республики Коми
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
| опрос, презентация, групповая дискуссия
|
19.
| Тема 9.
Конституционные основы местного самоуправления в России
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
|
| контроль самостоятельной работы
|
|
|
|
|
(4)
|
(2)
|
(2)
| -
| -
|
| -
|
| Экзамен
|
ИТОГО:
|
|
(8)
|
(4)
|
(4)
| -
| -
|
| -
|
| |
Воспользуйтесь поиском по сайту: