Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство образования и науки Российской Федерации




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ …………………

«_____» ________________ 20__ г.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«История развития парламентаризма: сравнительно-правовой аспект»

цикл ФГОС ВПО М.1. общенаучный

входит в число дополнительных дисциплин

 

к образовательной программе

по направлению подготовки магистр

 

Направление подготовки Код направления подготовки
Юриспруденция  
   

 

г. Омск – 2011 г.

Программа дисциплины ««Развитие парламентаризма: сравнительно-правовой аспект»

Разработана:

Доц. каф теории и истории

гос. и права, к.ю.н.,.доцентом ___________ С.В. Чечелевым

(подпись)

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры теории и истории государства и права

_____________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)

 

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:

 

Декан юридического факультета ______________________ М.С. Фокин

 

 


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Развитие парламентаризма: сравнительно-правовой аспект» являются;

- всесторонне развитие личности обучающегося;

- приобретение знаний об истории зарождения и развития элементов парламентаризма в различных странах мира, складывания их в систему и дальнейшей эволюции парламентаризма, его современном состоянии, содержании и направлении проводимых реформ государственного механизма стран парламентского типа;

- формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;

- подготовка к прохождению итоговой аттестации (сдачи государственного экзамена и защиты магистерской диссертации)

-

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Дисциплина «Развитие парламентаризма: сравнительно-правовой аспект» преподается на 1-ом семестре 1 курса обучения. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутых по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов 1-го семестра. Изучение дисциплины «История развития парламентаризма: сравнительно-правовой аспект» ведется одновременно с такими дисциплинами как «История политических и правовых учений», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы права», которые нацелены на формирование сходных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Дисциплина «История развития парламентаризма: сравнительно-правовой аспект» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления. Дидактической основой для отработки методических навыков, выступает теоретический и практический материал изученных ранее и изучаемых одновременно во 2-м семестре профессиональных дисциплин.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
       
ОК-4     ПК-07     ПК–10   ПК-11 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности   Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права Знает – основные научные термины по изучаемой дисциплине на русском и иностранном языке, может свободно их повторить и перечислить. Умеет- по-иному сформулировать соотвествующий термин на русском и/или иностранном языке, объяснить его значение, описать его основные свойства и характеристики; правильно употреблять соотвествующие теримины на русском/иностранном языке; сопоставить соотвествующие термины на русском и иностранном языке;   анализировать содержание того или иного термина на русском/иностранном языке;   Владеет – возможностью свободно применять на практике и использовать как внаучной деятельности так и вд еловм общении научную териминологию на русском и иностранном языках; Пороговый уровень знает:основные термины на русском и иностранном языках; умеетпользоваться этой терминологией; владеет профессиональным русским и иностранным языком в степни, достаточной для делового общения; Знает – содержание основных норм, определяющих статус, структуру и компетенцию законодательных (представительных) органов власти в рассматриваемых странах; название и основное содержание основных нормативных актов по данной теме;   основные (ключевые) понятия (термины) нормативных актов по данной теме;   Умеет- объяснить содержание нормативного акта;   переформулировать его содержание;   обнаружитиь в тексте нормативного акта необходимую правовую норму;   объяснить полученные результаты и способ их получения;   описать на основе соотвествующих норм права особенности конкретной формы правления;   делать выводы из материала по теме курса;   выбирать необходимые нормы для анализа системы органов власти;   Владеет –   возможностьтю интрепретировать содержимое нормативно-правовых актов;   возможностью употреблять положения нормативных актов для анализа формы правления;   использовать полученные знания для оценки современного положения законодательных органов в системе государственного апарата;     дать оценку нормативному акту с различных позиций;   Пороговый уровень знает:основные нормативные акты по теме курса и их содержание; основные приёмы ми методы толкования правовых норм; умеетиспользовать и применять методы и способы толкования норм права на конкретном материале; владеетразличными сопособами, формами и методиками толкования нормативно-правого материала; Знает –понятие и содердание управленческой новации; различные виды управленческих новаций; необходимость применения управленческих новаций в профессиональной деятельности; основные особенности профессиональной деятельности;   Умеет-охарактеризовать различные виды управленческих новаций; разработать план реализации управленцеских новаций в профессиональной деятельности; демонстрировать возможности применения новаций в профессиональной деятельности;   Владеет –методикой анализа и реализации управленческих новаций в профессиональной деятельности; возможностью определиь ценность той или иной новации для профессиональной деятельности; предложить для внедрения свою управленческую новацию; Пороговый уровень знает:основные виды восприятия и реализации управленческих новаций в профессиональной деятельности; умеетприменять новации в профессиональной деятельности; владеетметодикой реализации новаций и способом оценки их эффективности в профессиональной деятельности; Знает- -объект и предмет научных исследований; -состояние теоретической базы по теме исследования; - состояние эмпирической базы по теме исследования; - совокупность методов, применяемых в научных исследованиях. Умеет- формулировать тему научного исследования; разрабатывать план научного исследования; сопоставлять выявленные теории, факты и накопленные сведения; дискутировать на тему исследования; применять необходимые методы исследования.   Владеет способностью разрабатывать исследовательские проекты; способностью систематизировать собранный материал; способностью создавать исследовательский продукт(тезисы, доклад, статью, отчет)   Пороговый уровень знает тематическое поле научных исследований; умеет собирать, использовать и обобщать необходимый теоретический и эмпирический материал; владеет способностью создавать научный продукт. Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен   Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен   Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен     Собеседование, опрос, оценка устного выступления на семинаре, анализ, обсуждение и оценка демонстрационного фрагмента учебно-методического материала фрагмента занятия, экзамен

 

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы; 108 часов.

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
    Лекции Практические занятия Лабораторные занятия   Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
Модуль 1 Науковедческие и методологические вопросы курса «Развитие парламентаризма: сравнительно-правовой аспект                
Модуль 2. Зарождение парламентаризма в странах Европы.                
Модуль 3. Английский парла-ментаризм в Новое и Новейшее время.                
Модуль 4. Парламентаризм во Франции в к.XVIII -XX вв.                
Модуль 5. Парламентаризм в Германии (XIX -XX вв.)   -            
Модуль 6. Парламентаризм и его элементы в странах Америки и Азии в Новое и Новейшее время.                
Итого                

Форма промежуточного контроля: экзамен

 

4. Содержание дисциплины

 

Модуль 1. Науковедческие и методологические вопросы курса «Развитие парламентаризма: сравнительно-правовой аспект»

 

Развитие парламентаризма: сравнительно-правовой аспект как учебная дисциплин, ее объект и предмет. Предмет и задачи курса. Территориальные и хронологические рамки.

Структура курса Периодизация научной дисциплины. Взаимодействие Развития парламентаризма с иными гуманитарными науками: политологией, историей, этнографией, этикой, социальной психологией. Место истории развития парламентаризма: сравнительно-правовой аспект в системе наук о государстве и праве.

Общее понятие парламентаризма. Соотношение парламентаризма и формы правления. Основные типы и виды парламентов.

 

 

Модуль 2. Зарождение парламентаризма в странах Европы.

 

 

Предпосылки зарождение парламентаризма в странах Европы в средние века. Общие черты и тенденции государственно-правового развития стран Европы в XIII-XIV вв. Общие черты феодального государства в Европе. Основные тенденции социально-экономического развития стран Европы. Сословный строй. Правовой статус сословий. Партикуляризм феодального права. Ленное, земское, каноническое, городское право. Сеньориальная монархия и превращение её в сословно-представительную.

Возникновение и развитие Английского парламента (XIII- нач. XVII вв.) Особенности государственно-правового строя Англии в XIII в. Нормандское завоевание и реформы Генриха II. Великая хартия вольностей 1215 г. Оксфордские провизии. Гражданская война 1263-1267 гг. и возникновение сословного парламента.. «Образцовый парламент». Состав парламента. Начала избирательного права. Компетенция парламента. Статут «О неналожении податей». Корона и парламент.

Сосоловно представительные учреждения средневековой Франции. Особенности государственно-правового строя Франции в XIII- XIV вв. реформы Людовика IX. Причины и предпосылки возникновения сословно-представительной монархии во Франции. Региональные ассамблеи и Всеобщий совет. Генеральные штаты: структура, состав, компетенция. Великий мартовский ордонанс 1357 г. Корона и Генеральные штаты. Становление абсолютной монархии. Прекращение созыва Генеральных штатов.

Германия как ленная монархия. Сосоловный строй «Священной Римской империи». Имперский рейхстаг: создание, состав, компетенция. Ландтаги как территориальные сословно-представительные учреждения. (состав, структура, компетенция).

Сословно-представительные учреждения средневековой Польши. Сейм и сеймики.Отношения с королевской властью. Либерум вето.

 

Модуль 3. Английский парламентаризм в Новое и Новейшее время.

Английский парламент в годы Английской буржуазной революции. «Долгий парламент» и его борьба с королём. Парламентские чистки. Парламентская республика в Аглии (1649-1653). Английский парламент в протекторате Кромвеля. Изменения в статусе парламента при переходе к конституционной монархии в к.XVII – начале XVIII вв. Политические группировки в парламенте и превращение их в парламентские партии. Парламентарная монархия в Англии и её эволюция в XVIII -XX вв. Парламентские реформы (1832, 1867, 1884/85, 1911, 1949, 1999 гг. Избирательная система и её эволюция. Политические партии в британском парламенте. Региональные парламенты и ассамблеи Соединённого королевства (Шотландия, Сев. Ирландия, Уэльс).

 

 

Модуль 4. Парламентаризм во Франции в к.XVIII -XX вв.

Генеральные штаты 1789 г. и Великая Французская революция. Законодательное собрание по конституции 1791 г. Установление республики и Национальный конвент (1792-1795 гг.) Законодательная власть по конституции 1793 г. Парламентские учреждения по Конституции 1795 г. Представительные органы по наполеоновской конституции 1799 г. Представительные учреждения конституционной парламентской монархии (1814 -1848 гг.). Национальное собрание Второй республики. Парламентские учреждения по Конституции 1852 г. Национальное собрание 1871 г. и эволюция парламентаризма в Третьей республике (1875-1940 гг.). Законодательная власть в IV и V республиках.

 

 

Модуль 5. Парламентаризм в Германии (XIX -XX вв.)

Становление конституционных монархий в Германских государствах. Революция 1848 г. и Франкфуртское национальное собрание. Рейхстаг по общегерманской конституции 1849 г. Ландтаг Пруссии по Конституции 1850 г.Германский рейхстаг по Конституции 1871 г. (структра, компетенция, порядок формирования) и его эволюция. Политические партии в рейхстаге. Законодательная власть по конституции 1919 г. Рейхстаг при нацистком режиме (1933-1945 гг.). Германский парламент по Конституции ФРГ 1949 г.: структра, компетенция, порядок формирования. Политические партии в парламенте.

 

 

Модуль 6. Парламентаризм и его элементы в странах Америки и Азии в Новое и Новейшее время.

 

Представительные органы в британских колониях северной Америки в колониальный период (XVII-XVIII вв.). Создание и деятельность Континентального конгресса (1774-1787 гг.) Федеральный конгресс по конституции 1787 г. Состав. Порядок формирования, компетенция. Эволюция конгресса в XIX -XX вв. Федеральный конгресс в системе сдержек и противовесов. Законодательная власть в штатах; представительные органы на федеральных территориях -создание и эволюция.

Возникновение представительного органа в Османской империи. Парламент по конституции 1876 г. Революция 1908-1909 гг. и установление конституционной монархии. Восстановление деятельности парламента. Революция 1920-1923 гг. и установление Турецкой республики. Великое национальное собрание Турции по конституции 1924 г. эволюция парламентского режима в Турции (конституции 1945, 1961, 1982 гг.). Политические партии в парламенте.

Революция 1905-1911 гг. в Иране и создание меджлиса. Правовой статус меджлиса по конституции 1906 г. Подавление революции и роспуск меджлиса. Государственный переворот 1921 г. и восстановление меджлиса. Иранский меджлис в 1920-е 1970- ее гг. Реформы избирательного права. Исламская революция 1979 г. Конституционно-правовой статус Собрания исламского совета (меджлиса) по конституции 1979 г.

Становление конституционной монархии в Японии. Реставрация Мейдзи и октроированная конституция 1889 г. Конституционно-правовой статус коккай (парламента). Закон о выборах 1889 г. Реформы парламента (1925 г.) и избирательного права (1919, 1925 гг.) Политические партии в парламенте. Японский парламент по конституции 1946 г.

Синьхайская революция и провозглашение Китайской республики. Временное национальное собрание республики по конституции 1912 г. Национальное собрание по конституции 1923 г. Парламентские учреждения в период гоминьдановской республики. Представительные органы Китайской народной республики по конституциям 1954, 1975, 1978 гг.

Темы лекций.

 

1. Понятие парламентаризма и его место среди других систем организации государственой власти (2 часа).

2.Выборные представительные учреждения в средневековой Европе (2 часа).

3. Развитие парламентаризма в Великобритании в Новое и Новейшее время (2 часа).

4. Французский парламентаризм: многообразие исторического опыта (2 часа).

5..Парламентаризм: азиатский вариант (2 часа).

 

 

Темы и планы семинаров.

 

 

Модуль 1. Науковедческие и методологические вопросы курса «Развитие парламентаризма: сравнительно-правовой аспект»

Тема 1. Основные понятия курса «История развития парламентаризма: сравнительно-правовой аспект» (2 часа).

1. Понятие формы правления и её разновидности.

2. Основные подходы к понятию парлмаментаризма.

3. Разделение властей и их рановидности.

4. Конституционно-правовое закрепление парламентской формы правления и парламентаризма: варианты и особенности.

 

Литература:

 

Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1999.

Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.,2004

Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России мировая практика// журнал российского права. 2004 №1.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ отв. Ред. Страшун Б.А.. В 4-х тт. М.2008

Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских основных законов. М.,2004

Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах// Политические исследования 1997 №3.

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.,2001.

Правовые системы стран мира/ ред. Сухарев А.Я. М.,2000.

Разделение властей и парламентаризм. М.,1992

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М.,1993.

 

 

Модуль 2. Зарождение парламентаризма в странах Европы.

Тема 1. Возникновение и развитие парламента в Англии. (2 часа)

 

1. Причны и предпосылки появления английскоого парламента.

2. Возникновение английского парламента: английские парламенты XIII в.

3. Палата общин английского корлевста в XIV-нач. XVII в. особенности правового стауса, состав, порядок избрания, структура.

4. Палата лордов английского парламента. Особенности формиорования, состава и структуры.

5. Король (королева) в парламенте.

 

Нормативные правовые акты и иные документы

 

Великая хартия вольностей 1215 г.//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран(древность и средние века)/ Сост. В.А. Томсинов М.,2000.

 

 

Литература:

 

Англия в эпоху абсолютизма. М.,1984.

Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998.

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М.,1960.

История Европы. Т.2. М.,1989.

Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII- начала XIX вв. М.,2000

Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине ХШ в. М., 1918.

Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М.,2003.

Святовец О.А. проблемы королевской власти в трактате Генри Брактона «О законах и обычаях Англии». // Изв. Вузов. Правоведение. 1997. №4.

Тревельян Д.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2001.

Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов н./Д.,1997.

Черчилль У. Рождение Британии. Смоленск, 2002.

Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л.,1973.

Юм Д. Англия под властью дома Стюартов Т.1. СПб.,2001.

Тема 2. Сосоловно-представительные учреждения средневековой Франции. (2 часа)

1. Причины и предпосылки возникновения Генеральных Штатов.

2. Генеральные штатты: особенности структуры и порядка формирования.

3. Компетенция Генеральных штатов.

4. Основные этапы развития Гекеральных штатов.

5. Причины и последствия прекращения созыва Генеральных штатов.

 

Аннерс Э. История европейского права.М.,1996.

История Европы Т.2. М..1987.

Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. М.,1999.

История буржуазного конституционализма ХVП-ХVШ вв. М.,1983.

История Франции. Под ред. А.З. Манфреда. В 3 т. Т.1. М.,1972.

Гутнова Е.В. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. // Вопросы истории. 1990 №10.

История Франции. В 3 т. Т.1. М.,1972.

Кожокин Е.М. Государство и народ: от Фронды до Великой французской революции. М.,1989.

Копосов Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII века. Л.,1990.

Люблинская А.Д. Структура сословного представительства в средневековой Франции // Вопросы истории. 1972. №1.

Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630-1642 гг. Л.,1982.

Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. М.,1976.

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М.,1989.

Шишкин В.В. Эволюция французского королевского двора в конце XVI – первой трети XVII в. // Средние века. 1997. Вып.59.

 

 

Тема 3. Сословно-преставительные учреждения средневековой Германии (2 часа)

 

1. Причины возникновения сословно-представительной монархии в Германии.

2. Имперский рехстаг: особенности компетенции, структуры, порядка формирования.

3. Отношения рейхстага с другими имперскими органами власти, светскими и духовными князьями, римским понтификатом.

4. Ландтаги германских земель (государств).

 

Литература:

 

Аннерс Э. История европейского права.М.,1996.

Балакин В.Д. Происхождение Священной Римской империи: (О средневековой Германии) // Вопросы истории. 1998. №9.

Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998.

Галанза А.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1963.

Колесницкий Н.Ф. Священная римская империя: притязания и действительность.М.,1977.

Майер В.Е. Деревня и город Германии в ХIV-ХVI вв. Л., 1979.

Прокопьев В.П. История германской государственности X-XVIII вв. Калининград, 1984.

Смирин М.М. К истории раннего капитализма в германских землях ХV-ХVI вв.Л.,1969.

 

 

Модуль 3. Английский парламентаризм в Новое и Новейшее время.

 

Тема 1. Парламентское развитие Великобритании в период английской буржуазной революции. (2 часа)

 

1. Особенности противостояния парламента и короля в начале XVII в.

2. «Долгий парламент». Основные этапы деятельности. Эволюция состава и компетенции.

а) в период монархии

3. б) в период республики

4. Парламенты периода Протектората Кромвеля. Особенности формирования, правового статуса и деятельности.

 

 

Нормативные правовые акты:

 

 

Трёхгодичный акт. 15 февраля 1641 г. //Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) /Сост. Н.А. Крашенинникова. М.,1999. там же с.5.

Акт о регулировании деятельности Тайного совета и об упразднении суда, обычно именуемого «Звёздной палатой» 5 июля 1641 г. // там же с.6

Постановление палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства 4 января 1649 г. // там же с.15.

Акт об отмене королевского звания 17 марта 1649 г. //там же с.17.

Акт об отмене палаты лордов 19 марта 1649 г. // там же с.18.

Акт об объявлении Англии свободным государством 19 мая 1649 г. // там же с.18.

«Орудие управления» 13 декабря 1653 г. // там же с.22-24.

 

Литература

 

Англия в эпоху абсолютизма. М.,1984.

Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1960.

Бромхэд П. Эволюция британской конституции. М., 1978.

Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. М.,1999.

Иглз Р. История Англии. М., 2008.

История буржуазного конституционализма ХVП-ХVШ вв. М.,1983.

История Европы. Т.3. М.,1990.

Кондратьев С.В. Свобода подданных и королевская прерогатива в судебной практике и доктрине предреволюционной Англии // Изв. Вузов. Правоведение. 1996. №4.

Кудрявцев А.Е. Великая английская революция XVII в. Л.,1925.

Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII- начала XIX вв. М.,2000

Новая история Европы и Америки/ Под ред. А.В. Адо. М.,1986.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права т.» М,,2005.

Павлова Т.А. Вторая английская республика (1659-1660). М.1974.

Павлова Т.А. Кромвель. М.,1980.

Черчилль У. Британия в новое время. Смоленск, 2005.

Юм Д. Англия под властью дома Стюартов Т.2. Спб.,2001.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...