Различают несколько подходов к классификации потребностей.
Например, структура общественных потребностей по К.Марксу. Общественные потребности: 1.Производственные. 2.Жизненные: а) личные потребности людей: - физиологические, биологические; - духовные; - социальные. На формирование общественных потребностей влияет множество разнообразных факторов – исторических, этнических, климатических, географических, экономических, социально-демографических. Основное же значение имеет уровень развития производительных сил, от которого зависит появление новых способов производства и труда и который воздействует на развитие человека, предъявляя ему определенные требования. Чем больше человек развивается, тем богаче и разнообразнее становятся его личные потребности. Личные потребности людей подразделяются на физиологические и биологические (потребности в пище, жилье, тепле), духовные (потребности в знаниях, приобщении к науке, культуре, искусству), социальные, связанные со взаимоотношениями человека с другими членами общества и с его отношением к самому себе (потребности в общении, самоуважении, надежности, самовыражении, свободе, творчестве, уверенности в завтрашнем дне). Относительно мотивации трудового поведения особенность потребностей состоит в том, что они только тогда становятся внутренним побудителем и регулятором этого процесса, когда осознаются работниками. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса. «Интересы – реальные причины действий, свершений, формирующиеся у индивидов и социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни, В интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности тех или иных индивидов».
В отличие от потребности, представляющей собой как бы ответ на вопрос, что нужно, интерес отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы удовлетворить потребность. Содержанием интереса выступают предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворить те или иные потребности. Ценности и ценностные ориентации. Ценность в принципе можно определить как важность, значение чего-либо. Индивид занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей его среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то он будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, т.е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Другими словами, ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества, определяемая не свойствами этих объектов самими по себе, а вовлеченностью объектов в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Среди человеческих ценностей можно выделить ценности материальные, духовные, социально-политические и др. Ценностями для человека являются, прежде всего, благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность, власть, уважение (статус, престиж, слава, репутация), моральные качества (доброта, великодушие, справедливость) и т.д. Ценностная ориентация – это избирательное отношение человека к ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении. Для одних людей главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее всего содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих – слава и т.д. Направленность личности на те или иные ценности характеризует ее ценностные ориентации, определяющие поведение. На основе ценностных ориентаций решается вопрос о выборе профессии, смене места работы, места жительства и т.д.
Различают личные, коллективные и общественные интересы. Но в жизни происходит постоянное пересечение этих видов интересов. Объективные интересы личности неотделимы от объективных интересов общества, ибо только в обществе человек может реализовать себя. Сочетание общественных и личных интересов не исключает существования особых коллективных интересов, но придает им гуманистическое содержание. В противном случае невозможны ни солидарность, ни взаимная ответственность людей. Структура и направленность интересов различных социальных групп обусловливаются социально-экономическим положением этих групп. Взаимодействие и столкновение интересов определяют ход событий социально-экономической жизни и социально-экономическое развитие общества. Методы выработки воздействия могут быть единоличные, коллегиальные и коллективные. Единоличные решения принимаются быстро, но могут вызывать многочисленные возражения. Процедура принятия коллективных решений длительна, нередко сложна, часто требует сбора подписей, но в результате их исполнение осуществляется быстро и гладко. Нередко, правда, такие решения носят компромиссный характер. Необходимо помнить, что потребности обладают способностью к экстенсивному и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост, и развитие до определенного рубежа насыщения. Что дает это свойство потребностей для мотивации? Прежде всего, уверенность в том, что «мотивационное поле деятельности» менеджера безгранично. С развитием цивилизации, науки и техники происходит рождение все новых и новых потребностей и существенная модификация прежних. Следующий вывод заключается в том, что менеджер не должен следовать за желаниями своих работников, а должен активно влиять на формирование у них новых потребностей и, следовательно, активно расширять свои мотивационные возможности в интересах развития своего предприятия. Выделяя те или иные закономерности развития потребностей, всегда следует помнить об элементе случайности. Вся мотивационная работа может показаться безуспешной в результате, например, плохого самочувствия, ссоры с близкими, состояния депрессии. Необходимо набраться терпения и помнить, что мотивация – долговременный процесс, приносящий плоды в результате кропотливой и постоянной работы с персоналом.
Потребность вызывает напряжение в сознании человека, внутреннее побуждение к ее удовлетворению – мотив. Человека «мучают» его потребности, и он постоянно ищет объект для их удовлетворения, Чем привлекательней и очевидней реализация потребности с помощью данного объекта, тем интенсивнее производственная деятельность человека с целью его присвоения. Таким образом, объект, так же, как и потребности, оказывает стимулирующее воздействие, внешнее побуждение к реализации работником мотивационных установок, и лишь в этом случае он становится стимулом. Стимул – способность избранного объекта удовлетворить потребность субъекта. Этот цикл присутствует и повторяется в жизни каждого человека по поводу удовлетворения любой из его потребностей. С одной стороны, позитивный результат выбранной формы деятельности (удовлетворение потребности ) откладывается в памяти человека и заставляет его действовать таким же образом в аналогичной ситуации. С другой стороны, негативный результат ведет к тому, что в будущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведет к недостаточному удовлетворению потребности. Этот факт получил название закона результата. Мудрость и опыт, приобретаемые с годами, ведут к тому, что в большинстве случаев человек еще на стадии осознания способен выбрать наиболее правильный в данных обстоятельствах тип поведения, приводящий к полному удовлетворению потребностей.
Виды стимулирования труда
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|