Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение при психических расстройствах




Под “психическими расстройствами” чаще всего имеют в виду широко трактуемое понятие „невроза". В международ­ном плане Всемирная организация здравоохранения выс­тупает за новую классификацию психических расстройств. В Германии в качестве сторонника такой “типологизации” выступает Ланген, который указывает, что „при всех ду­шевных расстройствах необходимо диагностировать коли­чественные отклонения от нормы, а не качественные от­личия. Таким образом, при душевных расстройствах речь идет не о „да или нет”, а о „больше или меньше”.

Те, кто хочет самостоятельно бороться со своими пси­хическими расстройствами, должен не только заниматься аутогенной тренировкой. Он должен изменить свою жизнь, измениться сам и постоянно задавать себе вопрос, нельзя ли сделать для своего выздоровления еще что-то, помимо изученных упражнений аутотренинга. Правда, и аутотре­нинг сам по себе может привести в таких случаях к успе­ху, но поскольку человеку необходимо изменить все свои мысли и поступки, то тренировки должны проводиться чаще, чем два раза в день по пять минут.

Чтобы пояснить это, необходимо сначала описать, как подразделяются психические расстройства.

I. Аномальные психические реакции

(неврозы внешнего происхождения — психогенные ре­акции).

1. Необдуманные реакции.

2. Взрывные реакции.

3. Душевно обусловленные вредные привычки.
II. Аномальное психическое развитие.

1. Простое аномальное психическое развитие (перифери­ческие неврозы).

2. Невротическое развитие в узком смысле слова (аномаль­ное психическое развитие с выделением самостоятель­ных комплексов).

III. Нарушения личности.

1. Постоянные психопатические состояния.

2. Аномальное развитие личности.

 

IV. Зависимость от наркотиков.

V. Расстройства в половой сфере.

VI. Расстройства вегетативного регулирования, или психо­соматические заболевания в узком смысле.

 

Приведем пример. Один пациент был склонен к взрывным реакциям. Хотя мы все порой „взрываемся", однако у этого пациента взрывные реакции были не только более резки­ми, но и более продолжительными. Он обратился к врачу по поводу приступов стенокардии, и тот направил его на курс аутогенной тренировки. К концу учебы пациент ос­воил основные упражнения, но жалобы на здоровье про­должались. Как сообщила его жена, хотя он и сосредото­чивался на сердце и достижении покоя в целом, но семей­ные скандалы бушевали по-прежнему, так как он не ду­мал о том, что взрывные реакции могут находиться в тес­ной взаимосвязи с нарушениями работы сердца. Необхо­димо было избавить его заодно от желчности и агрессив­ности. Следующая формула позволила ему поправить здо­ровье и способствовала восстановлению мира в семье:

„Повсюду и всегда спокойствие.

Уважение к людям приносит пользу здоровью".

Те, кто страдает от психических расстройств, очень часто забывают об окружающих людях. 69-летней вдове, посещавшей наши курсы, с трудом удавалось помнить об ок­ружающих. Она выбрала для себя формулу:

„Окружающие - тоже люди.

Если я доставлю им радость, они доставят радость мне".

Благодаря этому, она избавилась не только от отсутствия умения приспосабливаться к окружающим в доме преста­релых, но и в придачу от сердечно-сосудистых расстройств. Кроме того, она приобрела еще кое-что: чувство собствен­ной значимости. „Я стала другим человеком и наконец-то смогла выйти из самой себя", - сияя, рассказывала она.

Люди с нарушениями личности страдают сами от себя, а заодно от них страдают все окружающие. Аутотренинг в этом случае применяется, как обычно: формулы цели мобилизуют именно те свойства личности, которые паци­ент недостаточно использует.

СНИЖЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ

Если поведение человека направлено на то, чтобы оскор­бить кого-то или повредить что-то, то в этом случае говорят об агрессивности. В состоянии возбуждения многие люди склонны к таким поступкам. Эти действия, по-ви­димому, провоцируются внешними факторами, например, стрессовыми ситуациями.

На вопрос о том, как обуздать агрессивность, ответить не просто, хотя об этом говорят сегодня повсюду. Людей необходимо воспитывать и учить реагировать на действи­тельные или мнимые угрозы не деструктивно, а конструк­тивно. Последователи теории агрессии Фрейда-Лоренца предлагают „выпустить пар”. Это можно сделать за счет Двигательной активности. Даже зритель на спортивных соревнованиях или на корриде может таким путем снизить уровень своих латентных агрессивных тенденций.

Агрессивная разрядка часто направлена против соб­ственного организма, о чем свидетельствуют случаи чле­новредительства, отравлений, а также налагаемых на себя ограничений или унижений. В качестве формул цели здесь опять-таки пригодятся формулы успокоения, которые надо непрерывно повторять про себя в опасных ситуациях:

„Всегда и повсюду спокойствие".

„Я всегда спокоен и свободен".

Кроме того, для конкретных форм разрядки подбираются формулы цели. Если, например, мы имеем дело с опреде­ленными ритуалами и навязчивыми действиями как скры­той формой агрессивности, то помощь могут оказать фор­мулы безразличия: „... Мне совершенно безразлично”.

„Я совершенно спокоен, расслаблен и весел,

Принуждение мне совершенно безразлично".

Это же касается неумеренной еды, курения или питья, вызванных фрустрацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...