Пути решения социальных последствий демографических тенденций
Возможности края в решении проблемы ликвидации негативных последствий сложившейся демографической ситуации довольно ограничены. Это связано с тем, что бюджет края в силу объективных причин является дотационным. Кроме того, тенденция к централизации средств на федеральном уровне увеличивает его зависимость от федерального бюджета. В этих условиях следует наиболее оптимально использовать имеющиеся собственные возможности и определить первостепенные меры, направленные на повышение жизненного уровня, и наиболее реальные для реализации их в настоящих условиях. Из мер, направленных на повышение экономического потенциала, следует выделить в первую очередь развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, топливной промышленности и энергетики, ряда производств по выпуску синтетических и строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, курортов Кавказских Минеральных Вод. В условиях Ставрополья развитие этих направлений экономики безусловно может пополнить краевой и местный бюджеты, привлеч инвестиции, предоставить рабочие места. В целях закрепления тенденции снижения доли малоимущего населения в крае необходимо: Ø обеспечить дальнейший рост денежных доходов населения, основной частью которых для большинства работающего населения является заработная плата, в том числе за счёт более динамичного повышения минимального размера оплаты труда при наличии соответствующих экономических возможностей; Ø внедрить на предприятиях реального сектора экономики тарифное регулирование оплаты труда, позволяющее реально повысить уровень оплаты труда и обеспечить социально справедливый способ диффеоенциации заработной платы работников;
Ø более широко использовать возможности договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнёрства; Ø проводить мероприятия по реформированию оплаты труда в бюджетной сфере, жилищно-комунальном хозяйстве ответственно и качественно, так как любые решения в этих областях должны приниматься после просчёта всех социальных последствий, главным условием которых является недопущение снижения жизненного уровня населения; Ø оказывать всяческую поддержку сельхозпроизводителям, учитывая большую долю сельского населения в численности населения края. Приоритетным направлением в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни должно стать снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности населения в крае путём сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности в результате несчастных случаев на производстве. Нуждается в совершенствовании система получения сведений о состоянии производственного травматизма, условий труда и других, связанных с этим, вопросов. Необходимо обеспечить сбор требующейся информации от всех организаций отраслей экомомики для создания банка данных с целью углубленного анализа состояния дел и разработки прогнозных управленческих решений. Чтобы система управления охраной труда в крае имела вполне завершённый вид, следует больше уделять внимание отраслевым аспектам организации данного дела. В целях увеличиния возможностей семей в рождении и содержании детей целесообразно изучать и применять опыт субъектов Россиёской Федерации в адресном предоставлении всех видов государственной помощи, в том числе единого социального пособия. Необходимость этого диктуется ещё и тем, что согласно законопроектам по изменению принципов организации системы органов исполнительной власти и местного самоуправления практически все вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан будут находиться в ведении субъектов Российской Федерации. А это как увеличивает возможности краевой власти в решении социальных вопросов, так и налагает особую ответственность за состояние дел в этой сфере, и прежде всего за правильность выбранных приоритетов, концентрацию всех имеющихся ресурсов на жизненно важных направлениях. С учётом этого необходима инвентаризация имеющейся законодательной базы в области мер социальной поддержки с целью внесения изменений и разработки на краевом уровне новых законодательных актов, направленных, в первую очередь, на охрану детства и укрепление семьи.
О необходимости развития в крае ипотечного кредитования желищного строительства не приходится говорить. Это позволит не только частично решать очень больную проблему жилья, в том числе и для молодых семей, но и может явиться дополнительным источником рабочих мест как в строительстве, так и смежных с ним производствах, толчком к их развитию. В этой связи можно использовать опыт других регионов России, к примеру, по дополнительным льготам в оплате нового жилья для молодых семей в зависимости от наличия детей. И, конечно, незамедлительно должны быть приняты все возможные меры по изменению информационной, образовательной политики в части формирования нравственной основы для создания условий укрепления семьи, повышения рождаемости (воспитание уважительного отношения к семейным традициям, семьям, имеющим детей, дюбви к детям, ченности человеческой жизни и т.д.). Это особо важно не только потому, что может быть реализовано в пределах средств, выделяемых на образование, поддержку СМИ, но и ввиду значимости возможных результатов. [7, С.15-17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Демографическая ситуация – это комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий. Структура и динамика населения, демографические процессы являются одними из мощных факторов социальных явлений, факторов формирования конкретных особенностей тех или иных социальных феноменов. Изучение любого социального измерения невозможно в отрыве от учёта демографического показателя. Демографические параметры задают как бы внешние рамки, в которых развёртывается тот или иной социальный процесс, оказывают воздействия на его характеристики.
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что к началу 90-х годов XX века в России и в Ставропольском крае динамика численности и характер демографических процессов претерпели значительные изменения. Впервые за многие годы проявился кризис депопуляции, который выразился в сокращении численности населения. К несомненным признакам демографического кризиса можно отнести начавшееся в крае резкое падение рождаемости при сохранении достаточно высокого уровня смертности, рост числа разводов, нерегистрируемых браков и внебрачных рождений, высокий уровень абортов при недостаточном распространении средств и методов контрацепции, ухудшение здоровья взрослых и детей и ряд других подобных явлений. Все это связано с недостаточной модернизацией социальных, политических и экономических институтов, с неизжитыми архаизмами в массовом сознании и поведении, а также с наличием серьезных кризисных процессов в обществе. Они, помимо всего прочего, обуславливают высокую смертность от экзогенных причин, низкий уровень здоровья, ограниченность репродуктивного выбора. Единственным источником прироста населения края и формирования трудовых ресурсов являлся миграционный приток из других регионов России, стран СНГ и Балтии. Однако, начиная с 2000 г., естественная убыль населения не перекрывается миграционным приростом, поэтому край и по этому показателю вошел в категорию депрессивных. Кроме того, Ставрополье в силу своего географического положения в полной мере испытывает негативные последствия сформировавшихся в последние годы тенденций в области вынужденной миграции. Если говорить о будущих демографических перспективах, то прогнозирование основных показателей естественного движения населения, базирующееся на данных переписи, показало, что демографическое развитие края будет определяться продолжением негативных тенденций.
Всё это в очередной раз свидетельствует о необходимости решения данных вопросов и на федеральном уровне. Самостоятельно с накопившимися проблемами в этом направлении не в состоянии справиться ни один субъект Российской Федерации. Кроме того, возможности края в решении проблемы ликвидации негативных последствий сложившейся демографической ситуации довольно ограничены. Это связано с тем, что бюджет края в силу объективных причин является дотационным. В этих условиях следует наиболее оптимально использовать имеющиеся собственные возможности и определить первостепенные меры, направленные на повышение жизненного уровня, и наиболее реальные для реализации их в настоящих условиях. Необходимость этого диктуется ещё и тем, что согласно законопроектам по изменению принципов организации системы органов исполнительной власти и местного самоуправления практически все вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан будут находиться в ведении субъектов Российской Федерации. А это как увеличивает возможности краевой власти в решении социальных вопросов, так и налагает особую ответственность за состояние дел в этой сфере, и прежде всего за правильность выбранных приоритетов, концентрацию всех имеющихся ресурсов на жизненно важных направлениях. С учётом этого необходима инвентаризация имеющейся законодательной базы в области мер социальной поддержки с целью внесения изменений и разработки на краевом уровне новых законодательных актов, направленных, в первую очередь, на охрану детства и укрепление семьи. Опыт многих стран показывает, что при достаточных ресурсах и при правильной стратегии действий такие проблемы могут быть если не полностью преодолены, то значительно смягчены. В Ставропольском крае есть все необходимые условия и предпосылки для изменения ситуации. С этих позиций затраты, направленные на сохранение человеческого капитала, будут обладать безусловной эффективностью. Поэтому уже сейчас должны приниматься меры по всем доступным направлениям, необходима положительная тенденция в решении проблем социально-демографического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. Экономика Ставропольского края / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений экономических специальностей. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 2000. – 392 с.
2. Борисов В.А. Демография. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. – 272 с. 3. Вардосанижзе С. На Ставрополье рожают больше и живут дольше // Ставропольская правда. – 2004. - №106 (май). С.2. 4. Ганеева Е.И. Современные миграционные процессы на Ставрополье // http://chairs.stavsu.ru/geo/Conference/c1-17.htm 5. Ганеева Е.И. Социально-демографическая ситуация на Ставрополье // Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. – Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. С.142–143. 6. Демографический ежегодник РФ 2002. – М.: Госкомстат России, 2002. – 73 с. 7. Доклад о состоянии и мерах по улучшению социально-демографического положения в Ставропольском крае / Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – 30 с. 8. Доклад о состоянии и тенденциях демографического развития в Ставропольском крае.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – 25 с. 9. Жиренко Г.Н. Региональные особенности демографических процессов на Ставрополье//Материалы Международной конференции «Проблемы миграции и опыт ее урегулирования в полиэтничном Кавказском регионе»: Тезисы Международной научной конференции. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С.46-47. 10. Зверева Н.В. Основы демографии. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с. 11. Карабут А.П., Шевцов В.С. Проблемы демографического развития и занятости населения в Ставропольском крае // Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. – Москва – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. С.34-37. 12. Кукса Л.П. Концепция семейной политики // Семья в России. – М., 1998. - №1. – С.99-111. 13. Медков В.М. Демография. – М.: Инфа-М., 2002. – 447 с. 14. Народонаселение. Энциклопедический словарь.- М., 1994. – 656 с. 15. Петренко Н. Особенности современной демографической ситуации в Ставропольском крае // http://www.uchis.ru/public1.php?id=37 16. Практическая демография / Под ред. Рыбаковского Л.Л. – М.: ЦСП, 2005. – 231 с. 17. Рязанцев С.В. Этнические мигранты на Ставрополье // Социологические исследования. - 2000. - №7. - С.111-116. 18. Свечникова Л. Социально-демографические процессы в Ставропольском крае в 2003 году // http://www.eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/53_04.htm 19. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. – 2002. -216 с. 20. Турун П.П. Миграция населения в сельской местности Ставропольского края // http://www.migrocenter.ru/publ/konfer/kavkaz/m_kavkaz057.php 21. Физическая география Ставропольского края / Савельева В.В., Серебряков А.К. и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 1995. – 176 с. Приложение 1 Показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, браки и разводы (в расчёте на 1000 населения)
Приложение 2
Динамика коэффициентов естественного движения населения Ставропольского края, России и Южного Федерального округа (в расчёте на 1000 населения)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|