Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Где положишь - там возьмешь




Цель: употребление предлогов на и с.

Методические указания. Игра проводится в два этапа.

I этап. Знакомство с предлогом «на».

Взрослый задаёт ребёнку только вопросы № 1 и № 2, показывая при этом сначала картинку а, а потом б.

II этап. Знакомство с предлогом с {со).

Взрослый задает ребенку только вопросы № 2 и № 3, показывая при этом картинки в обратной последовательности: сначала б, а потом а.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.




 


1.

a
Мальчик положил книгу на стол. Куда мальчик положил кни­гу? (На стол.)

2. Где лежит книга? (Книга лежит на столе.)

3. Мальчик взял книгу со стола. Откуда мальчик взял книгу?

(Со стола.)


б


а


 


1. Мальчик положил яблоко на тарелку. Куда мальчик положил
яблоко? (На тарелку.)

2. Где лежит яблоко? (Яблоко лежит на тарелке?)

3. Мальчик взял яблоко с тарелки. Откуда мальчик взял яблоко?

тарелки?}




а


 

1. Мальчик сел на скамейку. Куда сел мальчик? {На скамейку)

2. Где сидит мальчик? {Мальчик сидит на скамейке.)

3. Мальчик встал со скамейки. Откуда встал мальчик? (Со
скамейки.)




1. Мальчик повесил куртку на вешалку. Куда мальчик повесил
куртку? {На вешалку.)

2. Где висит куртка? {Куртка висит на вешалке.)

3. Мальчик снял куртку с вешалки. Откуда мальчик снял курт­
ку? (С вешалки.)





 


1.

б
а
Мальчик повесил картину на стену. Куда мальчик повесил
картину? {На стену.)

2. Где висит картина? {Картина висит на стене.)

3. Мальчик снял картину со стены. Откуда мальчик снял карти­
ну? {Со стены.)


ПОРУЧЕНИЯ

Цель: усвоение предлогов на и с (со) в процессе активной деятельности. Методические указания. Эта игра проводится не по картинкам, а с окружающими предметами (игрушками).

Взрослый даёт ребёнку поручения и в момент, когда малыш их выполня­ет, задаёт вопросы.

Для практического усвоения предлога на поручения могут быть, напри­мер, такие:







Поставь лейку на окно.

Куда ты ставишь лейку? (На окно.)

Где стоит лейка? (Лейка стоит на окне.)

Положи газету на стол.

Куда ты кладешь газету? (На стол.)

Где лежит газета? (Газета лежит на столе.)

Посади зайчика на стул.

Куда ты сажаешь зайчика? (На стул.)

Где сидит зайчик? (Зайчик сидит на стуле.)

Положи куклу на кровать.

Куда ты кладешь куклу? (На кровать.)

Где лежит кукла? (Кукла лежит на кровати.)

Поставь книгу на полку.

Куда ты ставишь книгу? (На полку.)

Где стоит книга? (Книга стоит на полке.)


Для практического усвоения предлога с (со) поручения могут быть сле­дующими:



Где лежит мяч? (Мяч лежит на полу.)

Подними мяч с пола. Откуда ты поднимаешь мяч?

(С пола.)



Где висит шарф? (Шарф висит на вешалке.)

Сними шарф с вешалки. Откуда ты снимаешь шарф? (С вешалки.)

Где стоит чашка? (Чашка стоит на столе.)

Возьми чашку со стола.

Откуда ты берешь чашку? (Со стола.)

 
Где стоят тапочки? (Тапочки стоят на коврике.)

 

Убери тапочки с коврика.

Откуда ты убираешь тапочки? (С коврика.)



Где лежит подушка? (Подушка лежит на кровати.)

Возьми подушку с кровати.

Откуда ты берёшь подушку? (С кровати.)

Внимание! Употребляйте предлоги правильно:
из дома с крыши

из школы со двора

из подворотни с занятий

из кино с поезда



КТО КУДА

Цель: употребление предлогов к и от, употребление предлога около.. Методические указания. Игра проводится в два этапа.

I этап. Знакомство с предлогами к и около.

Взрослый задаёт ребёнку вопросы № 1 и № 2, показывая при этом сначала картинку а, а потом б.

II этап. Знакомство с предлогом от.

Взрослый задаёт ребёнку вопросы № 2 и № 3, показывая при этом картин­ки в обратной последовательности: сначала б, а потом а.

'у*

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.





 


1. Девочка подошла к маме. К кому подошла девочка? {К маме.)

2. Девочка стоит около мамы. Около кого стоит девочка? {Око­
ло мамы.)

3. Девочка отошла от мамы. От кого отошла девочка? {От мамы.)





 


1. Девочка подошла к собаке. К кому подошла девочка? {К собаке.)

2. Девочка стоит около собаки. Около кого стоит девочка?
{Около собаки.)

3. Девочка отошла от собаки. От кого отошла девочка? {От собаки.)


 


1. Мальчик подошел к дому. К чему подошел мальчик? {Кдому.)

2. Мальчик стоит около дома. Около чего стоит мальчик? (Око­
ло дома.)

3. Мальчик отошел от дома. От чего отошел мальчик? (От дома.)





 


1. Машина подъехала к светофору. К чему подъехала машина?
(К светофору.)

2. Машина стоит около светофора. Около чего стоит машина?
(Около светофора.)

3. Машина отъехала от светофора. От чего отъехала машина? (От светофора.)


 

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: усвоение предлогов к, от и около в процессе активной деятельности. Методические указания, Эта игра проводится не по картинкам, а в реальной обстановке дома или на детской площадке. Поручения могут быть такими:


Подойди к окну. К чему ты подошёл? (К окну.)

 

1 Около чего ты стоишь? (Около окна.)

Отойди от окна. От чего ты отошёл? (От окна.)

 

Подбеги к песочнице. К чему ты подбежал? (К песочнице.)

2 Около чего ты стоишь? (Около песочницы.)

Отбеги от песочницы. От чего ты отбежал? (От песочницы.)

Подвези машинку к скамейке.

3 К чему ты подвёз машин­ку? (К скамейке.)

Около чего стоит машинка? (Около скамейки.)

Отвези машинку от скамейки.

От чего ты отвёз машин­ку? (От скамейки.)


Подойди к столу. К чему ты подошёл? (К столу.)

4 Около чего ты стоишь? (Около стола.)

Отойди от стола. От чего ты отошёл? (От стола.)

Подойди к бабушке. К кому ты подошёл? (К бабушке.)

5 Около кого ты стоишь? (Около бабушки.)

Отойди от бабушки. От кого ты отошёл? (От бабушки.)


О ЧЁМ РАССКАЖЕШЬ?

Цель: употребление существительного в предложном падеже, употреб-
ление предлога о.


Образец:


 

И. п. что? П. п. о чём?
шар о шаре «
яблоко о яблоке

 
 


 
 

Методические указания. Взрослый даёт образец рассказа: «Я расска­жу о мяче. Мяч круглый. А о чём ты расскажешь?» Далее взрослый и ребёнок чередуют свои рассказы. Рисунки можно раскрасить, с тем чтобы использовать цвет в описании предмета.

       
   
 

 

 

Посмотри на картинки и выбери предмет, о котором ты хочешь рассказать.


 

ПО КАКОЙ ДОРОЖКЕ

Цель: употребление предлога по.

Методические указания. Взрослый показывает на картинку и дает об­разец ответа. При этом он голосом выделяет предлог.

Посмотри на картинки и расскажи, кто по чему идет.



о

о _ о

^^^


Мальчик идет по тропинке.


Кошка идет по забору.


 




 


 


Девочка идет по ковру.


Клоун идет по канату (верёвке).


Посмотри на картинки и расскажи, кто по чему едет, летит, плывёт.




 


 


Машина едет по дороге.


Поезд едет по мосту.





 


 


Самолёт летит по небу.


Корабль плывет по воде (по реке, по морю).


 




 


 


Лодка плывёт по озеру (реке).


Девочка идёт по пляжу.


 




 


 


Мальчик поднимается по лестнице.


Дети идут по улице (городу).


У КОГО ЧТО

Цель: употребление предлога у.

Методические указания. Взрослый показывает ребёнку картинку и

даёт образец ответа.

Посмотри на картинки и отгадай загадки:



У кого красный гребешок? (У петуха.)


У кого рога? (У коровы.)



У кого длинные уши? (У зайца.)


У кого платочек? (У матрёшки.)


У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)

У кого мягкие лапки, а в лапках цап-царапки? (У кошки.)



У кого кукла? (У девочки.)


У кого книга? (У Буратино.)


У кого карандаш? (У мальчика.)


У кого большая шляпа? (У Незнайки.)


::.V:'rfJ 4>'*\.


Один и много

Цель: образование множественного числа существительного. Методические указания. Взрослый произносит фразы, а малыш пока­зывает соответствующие картинки, например: «Это мяч, а это мячи». Следует чётко произносить окончания существительных во множествен­ном числе, выделяя голосом ударный слог.

Обыгрывая следующую пару картинок, взрослый нарочно не заканчивает фразу, давая ребёнку возможность вставить нужное слово. Играя первый раз, взрослый делает паузу лишь там, где стоит многото­чие. При повторении игры предложите малышу самому закончить все фразы.

Я буду называть предметы, а ты их показывай. Если я замолчу, подскажи мне нужное словечко.






 


 


Это мяч.


а это... {мячи).


 




С

 


 





 


 


Это слон.


а это... {слоны).



а это... {столы).


 





 

 

 


 


 


 


 

 

 

 

 


 





 


 


Это стул,


а это... (стулья).


 




 


 


Это платье,


а это... (платья).


 




 


 


Это яблоко,


а это... (яблоки).


 



Некоторые существительные имеют в единствен­ном и множественном числе одинаковую форму:

 

Ед. ч. Мн. ч.
(одно) пальто (одно) кафе (много) пальто (много) кафе

ЭТОЧЬЁ?

Цель: определение рода существительного, употребление местоимений «мой», «моя», «моё».


Образец:


 

женский род (моя) кукла
мужской род (мой) пистолет
средний род (моё) одеяло
множ. число (мои) кукла, пистолет

Методические указания- Начинает игру взрослый. Он показывает картинки и чётко произносит предлагаемый ниже текст. Затем он про­сит ребёнка называть вещи с соответствующим местоимением и пока­зывает на картинки.

Это брат и сестра: Ваня и Таня, а это их вещи.

Послушай, как Таня говорит про свои вещи: «Это мой бантик.

Это моя кукла...»





мой бантик

мое платье

мои бусы


моё ведро

MO5I кукла



Послушай, как Ваня говорит про свои вещи: «Это мой бара­бан. Это мой самолет...».








мои барабан

моя рубашка


моё ружьё


мой самолет

моя машина


 



мои штаны

Запомните род следующих существительных:

 

мои кофе (м. р.),
моя мозоль (ж. р.),
мой шампунь (м- Р-),
мой тюль (м. р.),
моё повидло (ср. р.)

Таня и Ваня перепутали вещи.

Помоги Тане найти свои игрушки и одежду. Как Таня их назы­вает? «Моя кукла, мой...».

А теперь помоги Ване отыскать его вещи. Как Ваня про них скажет?










 



КАКИЕ ЭТО ВЕЩИ

Цель: согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Методические указания. Вначале следует рассказ взрослого, затем — ребенка. Взрослый должен очень чётко произносить окончания слов. В случае необходимости ребёнка нужно поправить.

Давай расскажем про эти вещи. Сначала расскажу я, а ты послу­шаешь. А потом расскажешь ты, а слушать буду я.








 


 


тёплый шарф


теплая шапка


тёплое платье


тёплые носки


Это тёплая одежда: тёплый шарф, тёплая кофта, тёплое платье,

тёплые носки.

Теперь твоя очередь — повтори.





 


 


сладкий апельсин


сладкая груша


сладкое яблоко


сладкая вишня


Это сладкие фрукты: сладкий апельсин, сладкая груша, сладкое яблоко, сладкая вишня.





круглый шарик


круглая тарелка


круглое колесо


круглые очки


Это круглые предметы: круглый шарик, круглая тарелка, круглое





маленький домик


маленький грибочек


маленькая собачка


маленький ребёночек


Это маленькие предметы: маленький домик, маленький грибо­чек, маленькая собачка, маленький ребёночек.

Нарисуй свою любимую игрушку. Расскажи, какая она (боль­шая, маленькая, красивая, весёлая).


ДВЕ МАТРЁШКИ


Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-ичк- пуговичка
-очк- булочка
-ечк- книжечка
-ик- столик
-ек- листочек
-ок- пирожок

Образец:


Вот две сестрички. Большую зовут Матрёшка, а маленькую — Матрёшечка.

А это их вещи. Надо дать названия этим вещам, чтобы сестры узнали, как они правильно называются, и никогда их не путали.


 


 




 


 


Матрёшка


Матрёшечка


 




 


У Матрёшки платок, а у Матрёшечки — платочек.




 


У Матрёшки кофта, а у Матрёшечки кофточка.




 


У Матрёшки юбка, а у Матрёшечки юбочка.




 


У Матрёшки тапки, а у Матрёшечки тапочки.




 


У Матрёшки тарелка, а у Матрёшечки тарелочка.




 


 


У Матрёшки чашка, а у Матрёшечки чашечка.



 


 

 


 




НАЗОВИЛАСКОВО

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-.

Методические указания. Первое ласковое имя произносит взрослый. К следующим именам уменьшительную форму подбирает сам ребенок, ориентируясь на данный ему образец.




 


 


Ваня —... (Ванечка)


Таня —... (Танечка)



Ира —... (Ирочка)


Вова —... (Вовочка)


Катя —... (Катенъка)


Саша —... (Сашенька)


 




 


 


Маша—... (Машенька)


Миша —... (Мишенька)


 


Внимание! Зоя — Зоенька, Марфа — Марфенька



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...