Параграф 10. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
Пока Профессор Дорога обсуждал со своими юными коллегами тему прав и полномочий ученического самоуправления, в почтовом ящике Юниорского союза «Дорога» вновь накопились письма в адрес наших собеседников. С чтения почты и началась новая встреча.
Вася Активистов: Вскрываем первый конверт. Ба, да это же наша старая знакомая пишет! Директор школы Анна Петровна Строгая! Федя Пессимистов: Сейчас она нам задаст! Вася Активистов: Чему быть, того не миновать. Читаем. «Молодые люди! Вы так много говорите о ваших правах. А когда же вы хоть словечко скажете о ваших ученических обязанностях? Неужели ученическое самоуправление имеет только права, а обязанностей – никаких? Голубчики, так не бывает! Раньше нас учили с самого детства: сначала ты выполняешь свои обязанности, а уже потом можешь претендовать на какие-то права. И сейчас мы так же воспитываем своих учеников. Уважаемый профессор! Вы ведь опытный человек! Что ж Вы не поправили своих юных друзей?..» Федя Пессимистов: В самом деле! Стыдно, профессор! Интересно, на какие-такие обязанности ученического самоуправления намекает Анна Петровна? Вася Активистов: Естественно, на те обязанности, которые возложит на него администрация школы! Федя Пессимистов: С чего ты взял? Вася Активистов: Федя, учись работать с первоисточником! Слушай внимательно, что говорит уважаемая Анна Петровна: «…сначала ты выполняешь свои обязанности, а уже потом можешь претендовать на какие-то права.» Перевод таков: я, директор школы, готов позволить ученическому самоуправлению иметь права. Но только после того, как самоуправление получит от меня список обязанностей и начнёт их выполнять. Федя Пессимистов: И что же будет в этом списке?
Вася Активистов: А это, брат Фёдор, непредсказуемо! Я знаю, например, такой случай. В одной из школ была проблема: ученики вечно ломали сантехнику. То кранчик отвинтят, то раковину разобьют… Так вот, директор этой школы каждый раз вызывал к себе ученический совет и отправлял его на поиски виновников происшествия. Федя Пессимистов: Получается, что для этого директора ученическое самоуправление было чем-то вроде сыскной конторы? Вася Активистов: Во-во! Осталось только официально записать в положение: «Ученический совет обязан найти и обезвредить любого, кто хоть пальцем прикоснётся к водопроводной трубе». Федя Пессимистов: Весело! А второй пункт обязанностей, наверное, еще веселее будет? Вася Активистов: Дальше будет уже не так смешно. Во многих школах ученическое самоуправление обязывают проводить внеклассные мероприятия. Кое-где на ученические советы «вешают» организацию дежурств. И, конечно же, вопросы пресловутой «дисциплины и успеваемости». Например, проработку нарушителей и двоечников. Федя Пессимистов: И во что же превратится ученическое самоуправление, если оно действительно начнёт этим заниматься? Вася Активистов: Во что превратится? Хороший вопрос! Например, в филиал администрации школы. На общественных началах. А Вы как думаете, профессор? Профессор Дорога: Я думаю, коллеги, что Анна Петровна Строгая подарила нам возможность обсудить очень важную и интересную тему. Ведь, в самом деле, если ученическое самоуправление должно выполнять некие поручения администрации школы, значит, оно ей подчиняется и перед ней отчитывается… Федя Пессимистов: У нас так и было! Нашему школьному парламенту велели прийти на педсовет и отчитаться перед учителями о проделанной работе. Профессор Дорога: Иллюстрация, конечно, уместная. Но нормально ли такое положение дел? Может ли, по-вашему, ученическое самоуправление быть подчинено администрации?
Вася Активистов: Профессор, Вы же сами прекрасно понимаете, что не может! Ведь ученическое самоуправление – это власть школьников. Если оно будет подчиняться директору, то никогда не сможет быть самостоятельным. А это значит, что ученики так и не будут иметь собственного голоса при решении школьных вопросов. По-моему, директор должен чувствовать, что ученический совет – это орган школьной власти. А коли уж это - власть, то командовать ею нельзя. Профессор Дорога: Совершенно справедливо, коллега! Ни один орган самоуправления школы – будь то ученический совет, педагогический совет или родительский комитет – не может подчиняться школьной администрации. Наоборот, те решения, которые приняли органы самоуправления, в определенной степени регулируют работу директора и других административных работников. Вася Активистов: Значит, если сравнить школу со страной, то самоуправление будет похоже на парламент, а администрация школы – на правительство! Парламент принимает законы, а правительство на основе этих законов работает. Профессор Дорога: Твоя аналогия, Василий, вполне уместна. По сути, именно самоуправление во многом может решать, какой быть школе. Собственно, никто не знает ответ на этот вопрос лучше, чем сами ученики, их родители и педагоги. Вот и нужно им вместе об этом договариваться. А задача директора – выполнить тот заказ, который ему дают, с одной стороны, государство, а с другой – ученики, родители и педагоги. То есть, школьное самоуправление. Федя Пессимистов: Выходит, ученический совет директору не подчиняется. А раз так, то никаких обязанностей перед директором у самоуправления быть не может. Правильно я понял? Вася Активистов: Хотя Анна Петровна Строгая и будет разочарована, но это действительно так! Не может орган самоуправления отчитываться перед директором за количество проведенных праздников или исправленных двоек. Как не может парламент страны быть подчинён правительству. Федя Пессимистов: А этот самый парламент вообще хоть кому-нибудь подчиняется? Вася Активистов: Естественно! Тем, кто его избрал - то есть гражданам страны. Хорошо работали депутаты – будут переизбраны на новый срок. Плохо работали – потеряют свой мандат.
Федя Пессимистов: Получается, что ученический совет подчиняется не директору, а самим школьникам? Вася Активистов: Вот именно! И обязанности у ученического совета - не перед директором, а перед учениками. Профессор Дорога: Я бы говорил не столько об обязанностях, сколько об обязательствах. Действительно, ученики выбирают орган самоуправления и дают ему право от своего имени участвовать в управлении школой. Совет должен распорядиться полученными полномочиями так, чтобы школьники от этого выиграли. Следовательно, у органа самоуправления возникают обязательства именно перед учениками. Эти обязательства вполне могут быть оговорены в положении об ученическом самоуправлении. Федя Пессимистов: Не водите вы кота за хвост! Дайте конкретный пример, чтобы всё было понятно! Что в положение-то записывать? Вася Активистов: Можно записать, что ученический совет обязан рассматривать заявления учеников. Федя Пессимистов: Значит, если у учеников есть какие-то просьбы или предложения к ученическому совету, то он обязан с ними познакомиться. И, конечно, начать по ним работать. А еще примерчик слабо? Вася Активистов: Еще можно записать, что ученический совет обязан о своей работе отчитываться. Федя Пессимистов: Что, опять на педсовет идти, басни рассказывать? Вася Активистов: Про педсовет мы уже «проехали», Федя! Я имел в виду отчёты не перед учителями, а перед учениками. И пусть у ребят будет право отзывать из ученического совета тех депутатов, которые только на басни и способны! Федя Пессимистов: Я понял! Нужно продумать всё так, чтобы ученический совет не «оторвался от народа». Чтобы активисты не «позабыли» о тех самых школьниках, для которых они и должны работать. Вася Активистов: А еще было бы неплохо, чтобы ребята имели возможность дать ученическому совету прямое поручение - чем ему следует заняться. Федя Пессимистов: Как это? Вася Активистов: Очень просто! Созывается школьная конференция учеников и решает: поручить Совету заняться… да хоть вопросом озеленения школьного двора! Кстати, в положение можно так и записать: решения общешкольной конференции учеников являются для ученического совета обязательными к исполнению.
Федя Пессимистов: Ну, допустим. И как же ученический совет будет озеленять школьный двор? Лопаты в руки – и вперед? Вася Активистов: Не всё так просто, Федя! Сначала ученический совет разберется в проблеме: почему до сих пор двор стоял без единого кустика. А потом вместе с администрацией поищет решение. Например, они могут договориться, что завхоз достанет саженцы, а ученический совет соберет добровольцев их высадить. Федя Пессимистов: Какие-такие добровольцы?! Вывести с пятого по седьмой класс в приказном порядке, и пусть вкалывают!!! Вася Активистов: Ого! И кто же этот приказной порядок будет вводить? Федя Пессимистов: Как кто? Ученический совет! Он же – власть! Прикажет – и точка! Вася Активистов: А знаешь ли ты, Федечка, что принудительный труд запрещен Конституцией? Федя Пессимистов: Да?.. И что же получается: школьное правительство никого даже на трудовой десант вывести не может? Вася Активистов: Ну почему же не может? Может. Но не силком, а по желанию. Федя Пессимистов: Ага, разбежался! Ты много видел чудаков, которые по собственному желанию лопаты в руки возьмут? Вася Активистов: Дело-то, Федя, не в лопате! А в том, как этот труддесант будет «раскручен». Федя Пессимистов: Ничего не понимаю! Почему школьное правительство должно что-то там раскручивать? Скомандовать - и дело с концом! Вася Активистов: Знаешь, брат Фёдор, у нас есть письмо от Кузьмы Ивановича Советкина, ветерана пионерского движения. По-моему, в этом вопросе вы с ним сходитесь. Вот послушай: «Дорогие дети! Мы, первые пионеры, занимались самоуправлением еще в тридцатые годы. Мой вам совет: познакомьтесь-ка вы с нашим опытом! Мы, в отличие от вас, не права качали, а помогали нашей родной партии. Носили красные галстуки и выполняли законы пионеров. Решил совет дружины за успеваемость бороться – все борются. Решил революционные песни разучивать – все разучивают. А кто отлынивал – исключали из пионеров, и точка! Хватит вам, внучата, велосипед-то изобретать. Берите-ка на вооружение наши методы, и будет у вас самое лучшее самоуправление.» Федя Пессимистов: Не-е, лично я в красном галстуке ходить не хочу! Вася Активистов: А чтоб тобой командовали, значит, хочешь? Федя Пессимистов: Ну-у… ты, Васечка, не переходи на личности! Лучше скажи прямо: подчиняются школьники ученическому совету или нет? Вася Активистов: Клянусь говорить правду и только правду! Нет, Фёдор, не подчиняются!
Федя Пессимистов: И почему же ты так решил? Вася Активистов: А вот почему! Ученики избирают орган самоуправления не для того, чтобы он ими командовал. А для того, чтобы он представлял их интересы в управлении школой. Профессор Дорога: Чтобы Федя лучше тебя понял, давай, Василий, снова сравним ученическое самоуправление и общественную организацию. Ты правильно подметил, что орган ученического самоуправления избирается не для того, чтобы руководить учениками. А ведь многие думают, что слова «школьное самоуправление» расшифровываются так: «школьники сами собой управляют». Нет, они управляют не собой, а школой. Ученический совет от имени учеников решает те вопросы, которые в его власти. Но он не может школьникам ничего приказать. Этим ученическое самоуправление и отличается от пионерской организации, так же, как и от современных общественных организаций. В общественную организацию люди приходят добровольно, чтобы делать какое-то общее дело. Вступая в организацию, они знают, какие у её членов права и обязанности. И, как правило, руководящий орган общественной организации может принимать решения, которые обязательны для всех её членов. Вася Активистов: В Юниорском союзе «Дорога» - так и есть! Раз в год юниоры избирают совет командиров. И если совет командиров принял какое-то решение, то все должны его выполнять. Профессор Дорога: Это - одна из главных отличительных особенностей общественной организации: в ней есть единый центр, который руководит работой объединения. Вася Активистов: А в школу, в отличие от организации, приходят не по желанию, а… ну, в общем, потому, что так надо. И если ученик избирает орган самоуправления, то это не означает, что у него появляются какие-то дополнительные обязанности. Например, подчиняться ученическому совету. У всех учеников – одинаковые права и обязанности. Они записаны в законах и в уставе школы. Федя Пессимистов: Так, подвожу итог. Получается, что у ученического совета нет права командовать учениками. Зато у него есть власть в решении вопросов школьной жизни. Вася Активистов: Вспомните, как мы сравнивали школу со страной. Парламент страны тоже не может людям ничего приказать. Но он принимает законы, по которым страна и живёт. Федя Пессимистов: Теперь даже я понял! Можно спокойно вскрывать следующее письмо. О! Опять наш старый знакомый – ученик Николай Неформалов. «Дорогие вы наши мечтатели! Неужели вам не жаль потерянного на бесплодные беседы времени? Вы столько дней подряд талдычите про полномочия самоуправления, а толку? Ведь от того, что все эти бесконечные пункты будут до последней буквы расписаны в вашем положении, ровным счётом ничего не изменится! Если самоуправление в школе не работает, то никакая, пусть даже самая распрекрасная бумажка ему не поможет.» Вася Активистов: Совершенно согласен! Если самоуправление не работает, то эта бумага ему – как мёртвому припарка! Федя Пессимистов: Так для чего же тогда мы её обсуждали? Вася Активистов: В первую очередь, для того, чтобы и ученики, и педагоги, и родители могли выбрать – нужно ли им настоящее самоуправление. Или они хотят, чтобы оно по-прежнему было лишь на бумаге. Если они решат, что пора самоуправлением заняться серьезно, тут-то наше положение и пригодится. Профессор Дорога: Пригодится, скорее всего, для того, чтобы написать своё собственное. Ведь каждая школа может сама решать, какими правами и полномочиями наделить органы ученического самоуправления. Возможно, некоторые пойдут дальше нас. Как, например, поступили в одной из школ Москвы: там детский суд чести имеет право даже приказ директора отменить. А другие школы, наоборот, поостерегутся давать ученикам слишком много полномочий сразу. Но, в любом случае, нужно чётко понимать: ученическое самоуправление заработает только тогда, когда у него появятся реальные рычаги власти. Такие, с помощью которых действительно можно повлиять на школьную жизнь.
Домашнее задание: 1. Какие, по-твоему, обязательства перед школьниками должен взять на себя ученический совет? Предложи новые пункты об обязанностях совета в положение об ученическом самоуправлении. 2. Обсуди материал этого параграфа с товарищами по школе. Какие выводы вы сделали?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|