Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренинги, работа в группах, ролевая игра, мониторинг современной научной риторической ситуации, написание реферата, презентации портфолио.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

 

«УТВЕРЖДЕНО» на заседании Ученого Совета РГПУ им. А.И. Герцена, протокол №____от ___. __2011г.   «СОГЛАСОВАНО» проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена _______________ В.В. Лаптев _____.___________2011 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

ФД.А.04 Современные аспекты научной коммуникации

(риторические основы научной дискуссии; язык и стиль научной работы)

Основной профессиональной образовательной программы

Послевузовского профессионального образования (аспирантура)

 

 

Санкт-Петербург

 

 


 

ДИСЦИПЛИНА (модуль) Современные аспекты научной коммуникации (риторические основы научной дискуссии; язык и стиль научной работы)

Научная специальность: 10.02.01 (русский язык)

Цикл дисциплин (по учебному плану): ФД.А04

Курс: 2

Трудоёмкость в ЗЕТ 2

Трудоёмкость в часах 72

Количество аудиторных часов на дисциплину (модуль):

В том числе:

Лекции: 7

Практические и семинарские занятия: 7

Количество часов на самостоятельную работу: 58

Рабочая программа модуля Современные аспекты научной коммуникации (риторические основы научной дискуссии; язык и стиль научной работы) (ФД.А.04) составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебного плана подготовки аспирантов в РГПУ им. А.И.Герцена по основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по всем научным специальностям.

 

Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение куса (компетенции):

Аспиранты должны

приобрести риторическую компетенцию в продуктивном и рецептивном регистрах;

получить знания правил ведения научной дискуссии;

усвоить требования, предъявляемые к личности ученого-оратора;

углубить представления о речевой конфликтологии, о типах речевой агрессии и стимулах ее проявления в научной дискуссии;

об этической, психологической, социальной и речевой сущности демагогии, стратегиях и тактиках демагогического квазинаучного воздействия и средствах защиты от него.

Изучение курса стимулирует формирование теоретических и практических знаний об особенностях научного дискурса, о проблемах межличностной коммуникации, о системе средств речевого воздействия, о специфике научно-популярного изложения.

Аспиранты также должны приобрести

способность осуществлять личностное и профессиональное самообразование с помощью изучения специфики языка научного текста;

способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

способность оценивать тексты профессиональной направленности с точки зрения адекватности воплощения научной идеи с помощью языковых феноменов;

способность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения задач в исследовательской деятельности и в сфере образования;

способность применять знания о типах научного текста при решении конкретных исследовательских задач;

способность построить оптимально организованный периферийный научный текст;

способность самостоятельно приобретать и использовать в профессиональной деятельности новые знания и умения.

Цели изучения дисциплины:

1. Сформировать теоретические и практические представления о современной научной дискуссии для осуществления профессиональной деятельности на различных ступенях в различных образовательных учреждениях.

2.Целью дисциплины является также формирование системы теоретических и практических знаний о сущности, особенностях и построении научного произведения, понимание механизмов его текстообразования, формирование представления о индивидуальном речевом стиле ученого.

а) развитие личностных качеств: организованности, трудолюбия, самостоятельности, способности и готовности учиться и исследовать актуальные лингвистические проблемы;

б) формирование компетенций:

- универсальных: научных, социокультурных, образовательных, лингвистических;

- профессиональных: общепрофессиональных в сфере способности и готовности к включению в совместно-распределенную деятельность в образовательном процессе, к ценностному отношению к процессу исследования и образования, в сфере готовности и способности к осуществлению самодиагностики, самооценки и самоанализа, а также диагностики, оценки и анализа своей деятельности и ее результатов.

Задачи дисциплины:

  • познакомить аспирантов с основными правилами ведения научной дискуссии;
  • на конкретном материале продемонстрировать ее эффективность/ неэффективность;
  • сформировать умения:

- давать аргументированную оценку риторическому поведению ученого;

- эффективно выступать в научной дискуссии;

- использовать полученные знания для пресечения демагогического квазинаучного воздействия;

· развитие умений корректно отбирать и анализировать материал;

· формирований уменийинтерпретировать конкретные научные факты;

· формирование умений работать с научным текстом: создание, анализ, редактирование;

· формирование умений применять знания, связанные с пониманием специфики научного текста, при написании собственной диссертации;

· формирование умений использования знаний о специфике построения и содержательных составляющих научного текста, о жанрах научного стиля в преподавании лингвистических дисциплин в вузе.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

 

Отбор и организация учебного материала осуществляются на основе принципов научности, интегративности, учебно-методической целесообразности, а также с учетом содержания кандидатского минимума по специальности.

Основное содержание:

 

1. Диалогичность речи. Культура диалога как формы общения в ситуации непосредственного контакта.

Типы диалогов, их языковые особенности.

Способы сцепления реплик в диалоге.

Роли участников научного диалога в зависимости от его жанра и условий общения.

Дискуссия как средство продуктивного общения членов научного сообщества, эффективная форма исследования.

Цели научной дискуссии (постановка и уточнение проблемы, поиск ее решения, оценка выдвинутой точки зрения, установление степени ее истинности, проверка аргументации, обнаружение новых аспектов проблемы).

Закономерности речевого развертывания научной дискуссии (очной и заочной):

определение предмета и цели обсуждения; формулирование тезисов; их доказательство, сравнение, сопоставление, противопоставление; подведение итогов, определение нерешенных проблем, задач и направлений дальнейшего исследования.

Роль модератора в научной дискуссии.

Методологические принципы ведения научной дискуссии: множественность ее элементов и критицизм.

Правила ведения научной дискуссии и полемики.

Толерантность научной речи.

Стратегии и тактики участников диалогического научного общения.

Основные виды аргументации.

Позволительные и непозволительные уловки в споре. Софизмы.

Риторические приемы квазинаучного воздействия и средства защиты от него.

Место и роль научной дискуссии в процедуре защиты диссертации.

Отечественные и мировые традиции ведения научной дискуссии.

Новые формы научной дискуссии, тенденции ее развития.

2. Научный стиль как языковое воплощение специфической сферы существования человека.

Научная коммуникация как специфическая разновидность коммуникации.

Традиционные и «нетрадиционные» подходы к изучению научной речи.

Научное знание – специфическое содержание научного произведения. Эпистемическая ситуация как единица смысла текста. Автор научного текста как субъект познания. смысловая программа автора.

Структурно-языковая специфика научного стиля (словообразование, морфология, синтаксис, лексика). Жанры научной речи.

Научный текст: замысел, порождение, организация, языковые особенности. Механизмы текстообразования научного произведения.

Концепция политекстуальности научного текста. Субтекст как особая речевая структура, репрезентированная в целом научном произведении. Периферийный научный текст – значимая составляющая некоторых жанров научного стиля.

Представление об эталонном научном тексте.

Гармоничное уплотнение содержания научного текста. Представление о «рыхлом» тексте.

Принципы изучения стереотипности научного текста. Стереотипность научного текста и индивидуальный речевой стиль ученого.

Толерантная и нетолерантная речевая манера автора научного текста.

Модели целостности содержания текста. Смысловая структура монографии и диссертации.

Специфика и принципы редактирования научного текста. Представление о речевой погрешности в научном тексте.

Дотекстовый и текстовый подходы к редактированию научного произведения. Редактирование дотекстовых и текстовых единиц. Совершенствование архитектоники текста.

 

Основные понятия:

риторический идеал, диалогичность, диалог-спор, диалог-унисон, диалогизация, спор, дискуссия, полемика, допустимые и недопустимые уловки в споре, софизм, аргумент, аргументация, коммуникативная стратегия, тактика, правильность, точность, уместность, выразительность речи, риторический прием, толерантность; научный стиль, научная коммуникация, научный текст, эпистемическая ситуация, концепция политекстуальности, периферийный научный текст, субтекст, механизм текстообразования, научный дискурс, индивидуальный речевой стиль ученого, плотность текста, толерантность текста, эталонный научный текст.

Технологии освоения программы:

Тренинги, работа в группах, ролевая игра, мониторинг современной научной риторической ситуации, написание реферата, презентации портфолио.

Организация самостоятельной работы:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...