Выбор самостоятельно изучаемой темы в соответствии с программой дисциплины и темой диссертационного исследования.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Анализ научных дискуссий (защиты диссертаций, конференции, проблемные группы, аспирантские семинары, СМИ). Создание портфолио. Типовые задания для самостоятельной работы:
Риторический портрет выдающейся научной личности. Подготовка к участию в ролевой игре (дискуссии на актуальную научную тему). Создание картотеки примеров эффективных приемов аргументации, используемых в научной дискуссии. Разработка и презентация риторического материала для ассистентской и доцентской практики. Критический анализ литературы, посвященной научной коммуникации. Подбор материала в связи с темой исследования. Разработка и презентация материала по научному стилю для ассистентской и доцентской практики. Создание алгоритма редакторской работы на материалом собственного исследования. Сбор и обработка текстов научных статей в аспекте типов текста и представления субтекстов.
Аттестация: а) Текущая аттестация осуществляется по результатам интерактивной деятельности в ходе освоения курса. б) Итоговая аттестация осуществляется в форме развернутого риторического анализа научных дискуссий (по выбору аспиранта), выборочного аннотирования прочитанной литературы, а также в форме представления портфолио, включающего списки прочитанной литературы, рефераты, образцы субтекстов, образцы индивидуальных стилей научного изложения, периферийные научные тексты.
Рекомендуемая литература: а) основная литература 1. Азимов А. Язык науки. — СПб., 2002. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. — М., 2007. Граудина Л. К. и др. Русская риторика. — М., 2001. Иванов Л.Ю. Текст научной дискуссии: дейксис и оценка – М., 2003.
Михальская А. К. Основы риторики. — М., 2001. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. — М., 2012. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. — М., 2009. Стернин И. А. Практическая риторика. — М., 2003 (и др. изд.). Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М., 2006. 2. Котюрова М.П. Стилистика научной речи. М., 2010. Комарова А.И. Функциональная стилистика: научная речь. Язык для специальных целей (LSP). М., 2004. Котюрова М.П. Научный дискурс – текстовые категории – авторская индивидуальность // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения. СПб, 2001. Котюрова М.П. Баженова Е.А. Культура научной речи: Текст и его редактирование. Пермь, 2008. Котюрова М.П., Тихомирова Л.С., Соловьева Н.В. Идиостилистика научной речи. Пермь, 2011. Крижановская Е.М. Коммуникативно-прагматическая структура научного текста. Пермь, 2000. Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки: на материале лингвистики. М. 2010. Соловьева Н.В. Толерантность в научной дискуссии: лингвостилистический аспект. АКД, Екатеринбург, 2008. Чиговская Я.А. Категории ретроспекции и проспекции в русских научных текстах. АКД, Пермь, 2001.
б) дополнительная литература 1. Бубер М. Я и Ты; Диалог // Два образа веры. М., 1995. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. — М., 2009. Лихачев Д. С. Без доказательств. — СПб., 1996. Лотман Ю. М. Риторика — механизм смыслопорождения // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М., 1996. С. 46-73. Кожина М.Н. О диалогичности письменной научной речи. – Пермь, 1986. Максимов А. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения. — М., 2004. Минеева С. А. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990. Об искусстве полемики. — М., 1992. Павлова К.Г. Спор, дискуссия. Полемика. — М., 1991. Реснянская Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. — М., 2001. Славгородская Л.В. Научный диалог (лингвистические проблемы). – Л., 1986.
Старостин Б.А. Эволюция форм дискуссии в истории естествознания/ / Вопросы филос. 1978, № 8. Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. М.П. Котюрова. Вып. 10. – Пермь, 2006. Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. — Л., 1980. Соловьева, Н.В. Коммуникативные стратегии и тактики в научной дискуссии // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз.сб. науч. тр. / Отв. ред. М.П. Котюрова. Вып. 11. – Пермь, 2007. С. 156-174. Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. – Л., 1980. Соловьева Н.В. Научная дискуссия. – Пермь, 2010. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — СПб., 1992. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. — М., 1996. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. — М., 1993. Цветкова Т.М. «Он» и «я» (Дискуссионные вопросы, полемическая речь, (небес)спорные решения) // // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2007. Ярошевский М.Г. Дискуссия как форма научного общения // Вопросы филос. 1978, №3. 2. Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь, 2001. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение. М., 2008. Данилевская Н.В. К вопросу о плотности знания в научном тексте // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2006. Данилевская Н.В. О специфической роли оценки в научном тексте. // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011. Данилевская Н.В. Роль оценки в механизме развертывания научного текста. Пермь, 2005. Комарова З.И. Фразеологизмы в научной речи: обоснование типологии // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011. Котюрова М.П. Дискурсивно-стилистическое рассмотрение стереотипности речи (На материале текстов научных статей) // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011. Котюрова М.П. Категоричность/некатегоричность как свойство индивидуального стиля речи ученого // Текст: узоры ковра: сб. статей научно-методич. семинара «Textus». Вып. 4, ч. 2. СПб- Ставрополь, 1999. Котюрова М.П. Репрезентация эпистемического кода в научном тексте // Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и диалектические аспекты. Санкт-Петербург, 2011. Лейчик В.М. Творчество в терминологической деятельности // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2011.
Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII-XX вв. – Пермь, 1998. Цветкова Т.М. Информационно-содержательный потенциал номинаций способов получения нового научного знания. // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2007. Чернявская В.Е. Факторы проявления толерантности/ интолерантности в научном дискурсе // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: коллект. моногр. Екатеринбург, 2004.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР): http://ruscorpora.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: http://www.biblioclub.ru/ http://www.knigafund.ru Федеральные государственные образовательные стандарты http://mon.gov.ru/dok/fgos/ Электронный библиографический каталог http://www.union.ru Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны http://lib.herzen.spb.ru, http://www.ebiblioteka.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: http://russian-world.info/stilistika-russkogo-yazyka/ http://filologia.su/stilistika/ www.glossary.ru www.moikompas.ru www.ariadna.ru www.erlang.com.ru/euskara www.jazykoznanie.ru
Авторы-составители рабочей программы курса: И.А. Мартьянова., д.ф.н., проф.; Сергеева Е.В. ., д.ф.н., проф. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры протокол № 5 от 02.12.2011
Заведующая кафедрой русского языка Черняк В.Д.
Приложение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|